Блоги / Игорь Докучаев

Чтобы не сожрали хищники... Об экономике серьезно

19.12.2013 15:52|ПсковКомментариев: 8

Вступление во всемирную торговую организацию даёт дополнительные возможности для российских предприятий и производителей товара – это, конечно, так. Но минувший год показал, что двери-то на международный и европейский рынок открылись, но за ними большой толпы из предпринимателей и компаний не стоит. Специалисты уже отмечают, что даже в Питере – трудно найти небольшие компании, которые хотели бы вывести свои товары за границы родной страны… И это в развитом, и более продвинутом в отношении бизнеса, мегаполисе. А что тогда говорить о нестоличных регионах страны и предприятиях.

В общем-то, ничего неожиданного в этом нет – за несколько лет до вступления России в ВТО довольно часто звучали мнения, что к работе в условиях открытых торговых границ нужно было тщательно готовиться – и не только модернизировать производство, но и успеть утвердиться психологически. Однако и это еще не все… Оказывается нужно еще уметь защищаться и беречь то, что имеешь. А эти вопросы все чаще становятся даже более серьёзными для российских предприятий, чем модернизация производства. Ведь в результате необдуманных действий можно лишиться многого, если не всего. Возможно, и поэтому российский мелкий и средний бизнес совсем не спешит осваивать международные торговые моря и океаны. Ибо плавающие в тех водах акулы могут легко разобраться с наивным пловцом. Но, пребывающие в границах родной страны мелкие фирмы и компании, совсем забывают, что теперь и в России, после вступления в ВТО, те же самые воды, в которых есть и плавающие хищники, и подводные рифы, и течения. И конкуренция с иностранными фирмами здесь, у нас дома, растёт огромными порциями. Опытные иностранные производители идут в Россию десятками, огромный рынок просто манит, как волшебный кристалл. К примеру, на конференции по международному проекту «Сотрудничество Северных стран и России в сфере защиты прав интеллектуальной собственности», состоявшейся в ноябре в Хельсинки, прозвучали такие цифры: за пять лет российские производители зарегистрировали в Финляндии 20 патентов, а финские в России – 720, россияне в Германии – 386 патентов, а немецкие производители в России – 9480. Разницу ощущаете?

Чтобы теперь конкурировать на рынке даже внутри страны – нужно много знать о нюансах этой самой конкуренции, без их учёта шансы на будущее у местных предприятий и компаний будут минимальными. К примеру, есть немало особенностей в регистрации и использовании торговых знаков. Только один пример. Многие ли владельцы торговых знаков знают, что его нужно не просто зарегистрировать, потому что, если вы не регистрируете, то всегда есть опасение, что за вас это сделает кто-то другой, но и сделать это дважды: как в кириллическом написании, так и в латыни. Потому что если ваш торговый знак написан русскими буквами, и ваша фирма успешно использует его уже не один год, возьмём, «Гастроном», но некто, желающий откусить кусочек вашего пирога или успеха, может зарегистрировать и использовать название Gastronom и никто ему не помешает в этом праве. А там как фортуна повернётся: может, вообще ваше детище сгинет под натиском более сильного.

И это только один нюанс. А сколько вопросов возникает по получению патента на изобретение, разработку, продукт… Мало того, что этот процесс может длиться до полутора лет, так он еще и требует немалых расходов. Оформление патентной заявки в России обойдётся почти в десять тысяч евро, а в Европе – более тринадцати тысяч. И самое главное – не факт, что вы его получите. Потому что патент на вашу разработку, изобретение, компьютерную программу и пр. можно зарегистрировать только после того, как убедишься, что ничего ранее похожего в мире не было. И на поиск этой информации может уйти немало времени, ведь подобных патентовых описаний, вероятно, найдётся десятки и даже несколько сотен. Если кто-то подумает, что это все мелочи, то зря. В России уже достаточное количество патентных споров, ведутся даже настоящие патентные войны. В 2011 году арбитражными судами рассмотрено 2996 дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности. А в 2012 году их было уже 5069. За незаконное использование товарных знаков к административной ответственности на основании судебных решений только за прошлый год было привлечено 2802 ответчика. А с февраля 2013 года в России начал работу суд по интеллектуальным правам… И статистика уходящего года будет уже явно другой, чтобы заставить окончательно задуматься о дальнейшем.

Правило выживания в таком бизнесе без границ одно: чтобы изобретение стало жизнью общества и не перестало быть вашим – надо обязательно получить патент. Есть национальная система патентной регистрации, которая обеспечивает компании работу внутри одной страны, а есть - международная, которая дает возможность представлять свою продукцию в разных странах. Но при этом, важно понимать на какой стадии нужно подавать заявку, чтобы вы со своей интеллектуальной собственностью не расстались раньше, чем успеете осознать, что она ваша. «Это как полёт на Марс: это увлекательное путешествие, но вернуться за дополнительным багажом уже невозможно», - выразился по этому поводу один из европейских специалистов по вопросам патентного права. Только когда вы чётко знаете, что изобрели вы или ваши коллеги из компании, и полностью в этом продукте уверены – подавайте заявку на патент.

Вообще, надо прежде подумать, советуют специалисты: а надо ли маленькой фирме выходить на международный или даже общероссийский рынок, если она в себе не уверена. Ведь продвижение товаров на большой, а тем более иностранный рынок, потребует немалых вложений – такой шаг отнимет реальные затраты. Если уверены – находите хорошего поверенного, агента, советчика, консультанта, деньги и вперёд! Речь сейчас, конечно, не о крупных и могущественных компаниях, которые на любом рынке смогут и товары свои продвигать, и интересы отстаивать, нанимая и юристов, обращаясь к патентным поверенным и бизнес-консультантам. А вот что делать маленьким фирмам, которые в последние годы только встали на ноги, только начали развиваться, или вовсе – начинают работать? Кажется, что здесь без помощи государства не обойтись – нужна эффективная разъяснительная работа: что делать мелкому и среднему бизнесу в таких условиях. Не хотелось бы, чтобы многие из них пали «на амбразурах», ведь наши экономические конкуренты из Китая, Германии, Америки и других стран активно защищают свою интеллектуальную собственность.

Если мы хотим не только отстоять экономику страны, выдержать натиск иностранных компаний, но и развивать её, что сегодня невозможно без присутствия на международном пространстве, то шанс единственный - работать совместно всем ведомствам: таможенные службы, полиция, патентные ведомства, чиновники, юридические фирмы должны повернуться лицом к своим легальным клиентам из родной страны. Причём большую часть информации, необходимой предпринимателям нужно предоставлять бесплатно, искать формы работы не только выгодные, но и удобные для игроков на экономическом рынке. Как это делают в той же Европе. В Дании, к примеру, в патентном ведомстве есть система помощи для предприятий в патентном поиске – один час работы сотрудника даётся бесплатно, остальное уже за деньги. Но и за этот час, многое можно успеть, если «не тянуть кота за хвост»… Вот такие выводы созрели после общения со специалистами в этой сфере.

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей