Блоги / Игорь Докучаев

Каждому ученику по шпаргалке

16.03.2014 11:04|ПсковКомментариев: 51

В автобусе чертыхаются женщины, рассказывая друг другу об учёбе своих детей в школе: «Сколько можно экспериментировать над всеми нами, сколько можно мучить наших детей… Что они хотят? Чего добиваются? Столько уже всякого отменили, ввели – зачем всё это?».

А, действительно, зачем нужны все эти эксперименты? Кто-нибудь чётко сформулировал: какие цели поставлены реформаторами, какие результаты хотят получить? И нужны ли такие изменения, режущие по живому? Лишь заговаривал с псковскими учителями об этом и в ответ сразу получал то, что наболело… В результате быстро сложился рейтинг нововведений последних лет, которые сведущие люди называют сомнительными… Перечислю. 1. Появление федеральных госстандартов ничего не поменяло в практике работы учителей, все равно большинство стараются работать по методикам, отработанным годами. 2. Внедрение электронных журналов больших результатов не приносит, поскольку, кроме действий учителей, по их заполнению должны быть и активные действия другой стороны – родителей. А вот с этим проблемы. Многим гораздо привычнее заглянуть вечером в обычный бумажный дневник, чем в Интернет, где еще и часты сложности с самими серверами. 3. Новые учебники (для начальной школы) тоже оставляют желать лучшего. Раньше были более проработанные, структурированные, и количество ошибок для учебника слишком велико. 4. Мониторинги – практически бесполезны в начальной школе. Но ещё и плохо влияют на психику детей. И становятся все с более жёсткими правилами проведения. Были раньше контрольные работы из гороно – замечательная практика. Тесты по эффективности не могут сравниться с контрольными работами. 5. Проектная деятельность, как форма деятельности не эффективна в начальных классах. Дети еще не умеют так работать, их в начальной школе нужно только научить многим навыкам, а в такой форме вся нагрузка ложится на родителей. 6. Для коррекционных классов нет ни учебников, ни новых программ, а госстандарты вводят, рассчитанные на высокий уровень подготовки детей. А куда денутся дети со средним и слабым уровнями? Кто ими будет заниматься? Уровни завышены, даже со средним уровнем такую программу осилить очень сложно.

И из последних нововведений: ученики 9-х классов теперь тоже будут сдавать свой ЕГЭ по двум предметам: русский язык и математика. Хотя как мы знаем и по ЕГЭ в выпускных классах школы еще не утихают споры…

Столько лет идут реформы в системе образования, вернее, ломка, слом прежней системы, сложившейся еще в советской школе и выстраивание чего-то непонятного, перенимание чужого опыта, почему-то выдаваемого за идеал – и чего добились? Всё больше нагрузка на детей, учителей, родителей, а реальных плодов – «кот наплакал». Во Франции рассказывают анекдот о высшей французской бюрократии. Теперь, честно говоря, он очень в тему и в России… «Как-то организовали между выпускниками Национальной школы администрации (вуза, выпускающего госслужащих высшей категории) и простыми рабочими соревнование по гонкам на вёсельных шлюпках на десять гребцов в каждой.  В первом заезде лодка работяг опередила лодку выпускников на полкорпуса. Проигравшие провели исследование и поняли, что в их команде не хватает умелых руководителей: заменили двух гребцов на инструктора и шефа. Во втором заезде лодка выпускников отстала на корпус. Они вновь исследовали и решили, что у восьми оставшихся гребцов нет стимула победить. Тогда ещё троих гребцов заменили начальником отдела, специалистом по связям с общественностью и контролёром качества. На пять гребцов стало пять руководителей. В третьем заезде лодка выпускников отстала на десять корпусов. Тогда они решили, что виновата вся система гребли и поэтому нуждается в коренном преобразовании, и - заменили оставшихся гребцов на аудиторов. В четвертом заезде их лодка даже не двинулась со старта». Ничего похожего не находите? Все эти годы у нас винили старую систему, меняя гребцов… 

А женщины в автобусе продолжают: «Наши родители сдавали экзамены в школе почти по всем предметам, и даже сейчас, спустя столько лет, они гораздо умнее и сообразительнее по жизни, чем новые поколения, и развитие у них было шире… Нет ничего лучше обычных экзаменов – никакие ЕГЭ не спасут и тем более не помогут сделать ребят интеллектуальнее. Надо вернуть старую  систему, которая удачно работала столько лет в советской школе. Ну, пускай спишут со шпаргалок, но ведь они их сами и напишут, а, значит, хоть что-то поймут и запомнят. Конечно, в те времена и учителя были серьёзнее, ответственнее - настоящие авторитеты. И ведь те, кто затеяли всю эту ломку, бесплатно выучились в советской школе и вузе. Вскормили на свою голову…».

К слову, образование для всех – таков приоритет нынешнего чилийского президента Мишель Бачелет. «Образование – это не товар, а право», - говорит она и собирается покончить с коммерциализацией образования, сделав его доступным для всех. Ох, рискует, госпожа президент - научит на свою голову всех без разбора, будет слишком много умных чилийских интеллигентов, которые потом, свой интеллект против нее же и применят. Видимо, не знает ничего Мишель Баслет об опыте Советского Союза, который тоже, начиная еще с 20-30-х годов прошлого века, ставил приоритеты увеличения высокообразованных людей. А потом они же и разрушили ту страну и систему, которая дала им бесплатное и всеобщее образование.

Не удалось дослушать разговор женщин в автобусе, но думаю, не ошибусь, если закончу их мысль: а не пора ли остановиться? Оставить в покое детей и взрослых. Прекратить ненужные эксперименты, вернуть всё хорошее из прошлых лет российской и советской школы и больше никогда не трогать, без нужды…

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей