Блоги / Игорь Докучаев

В ожидании патриотичной чашки кофе

06.01.2015 14:50|ПсковКомментариев: 33

Автобусы на Ригу из Петербурга в предновогодние дни шли забитые «под завязку». Несмотря на падение рубля и санкции, жители России, по-прежнему ехали на зимние каникулы за пределы Родины.

Увы, придется отойти от патриотичности, но это факт - немалое число россиян не вняли призывам властей разных уровней заняться внутренним туризмом и отдыхать в новогодние праздники в своей стране. Хотя из-за курса национальной валюты цены на все для российского путешественника неприлично выросли – ценник чашки кофе в центре Риги по 1 евро 60 центов – уже не то, что раньше. Конечно, многие поехали к родственникам, друзьям, знакомым, экономя тем самым, на отелях и питании. Не перестаешь удивляться: сколько русских и тех, кто говорит на русском языке, живут на европейских просторах. Вот женщина в возрасте спешит к сыну, который живет в Германии, вот девушка добирается до подруги, которая обосновалась в Берлине, а взрослая пара едет к себе домой… в Чехию. А вот четверо студентов из Питера направляются в Польшу. Спрашиваю: как удалось поехать на стипендию-то? «Цены в Польше на проживание не в роскошных апартаментах значительно ниже, чем в России, хостелы у нас пока есть только в больших городах, да и то в единичных количествах, и по ценам чаще всего весьма недешевы. Поэтому скопили и едем, знаем, что голодные в дороге не останемся и без жилья тоже».

Это факт, подтверждаю. Для путешественника из России со скромным и ниже скромного достатком познавать Польшу, Чехию, Словакию, Словению, Венгрию, Сербию и некоторые другие страны, иногда значительно выгоднее, чем путешествовать по родной стране. Еда, проживание и передвижение в целом обходятся дешевле. Вопреки некоторым мнениям, в большинстве европейских стран общественный транспорт не только ходит, но и ходит хорошо, то есть часто: городские и пригородные автобусы, как госкомпаний, так и частных перевозчиков, электрички, поезда. И не слышно, чтобы собирались сокращать количество маршрутов и единиц транспорта на них, даже если в салоне автобуса, раз от раза, едут не больше пяти человек. Более того, сообщение между крупным городом и населенными пунктами, находящимися в пределах 20-30 километров, еще и улучшают, усиливают. Делают это для того, чтобы сохранять условия для проживания в маленьких населенных пунктах и расселения в них новых жильцов, учитывая повсеместную тенденцию к жизни в своих домах поближе к природе. Местные власти заинтересованы остановить процесс перенаселенности и «распухания» крупных городов. Кроме того, во многих европейских странах много малолюдных деревень и хуторов, где автобус - основной вид общественного транспорта. А присоединять хутора, деревни, переселять малолюдные - никому в голову не приходит, поскольку это там традиционное проживание людей, такое же обычное, как раньше в российских деревнях. Автобусами между городками очень удобно путешествовать по таким странам.

Как бы мы ни презентовали познавательный, культурный, экологический, аграрный, паломнический, пешеходный, велосипедный и другие виды туризма, без создания сопутствующих условий для этого - ничего не получится. Даже недалеко от Пскова есть интереснейшие места, к которым никак, кроме как на автомобиле, и то повышенной проходимости, не добраться. Есть населенные пункты, куда автобус ходит раз в день, или того хлеще – раз в неделю. Многие люди и хотели бы ездить и узнавать свое отечество, но им суждено делать это, в лучшем случае, дистанционно. На расстоянии Родину любить… У нас могут быть и интересные крестьянские хутора, и восстановленные культовые объекты, и известные усадьбы, и мемориальные музеи, но, если у властей есть желание, чтобы российские граждане поехали знакомиться с этим многообразным историко-культурным наследием, давно необходимо делать конкретные шаги. Например, делать дешевыми билеты на самолеты, развивать местный общественный транспорт, увязывая его с возможными туристическими маршрутами, и в направлении населенных пунктов, которые должны обживать новые жильцы, упрощать организацию проживания, вводя альтернативные формы. В маленьких поселках и деревнях отелей не построишь, а «Ночлег у бабушки Татьяны» - вполне возможен. Необходимо усиливать повсеместную информационную навигацию… И многое другое. Важно не уменьшать роль местного самоуправления на территориях, а давать им новые направления и цели своей деятельности. Простые механизмы, в общем-то, но почему же их не могут внедрить в России? Впрочем, ответ давно известен…

Внутренний туризм, давайте говорить честно, никогда не возродится в России, если на все вышеперечисленное у нас будут плевать с высокой башни… И если только не свалится какой-нибудь железный занавес, на следующие летние и зимние каникулы, автобусы, идущие через границу, вновь будут заполнены. Даже если чашечка кофе в Риге будет стоить два евро. В лучшем случае те, у кого есть много денег, будут ездить в Сочи, Крым, Краснодарский край, Петербург, Москву и по другим раскрученным маршрутам. Это, конечно, тоже внутренний туризм, но по суммам затрат как-то очень похожий на внешний. И пока путешествовать по области, по стране не станет дешево, удобно и безопасно - о развитии внутреннего туризма можно только мечтать.

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 241 человек
Лента новостей