«Если в России заговорили о патриотизме, значит где-то что-то украли». Эта мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина давно стала нарицательной и неизменно сопровождает трудовые будни российского государства. Сегодня вектор немного сместился, и при помощи патриотизма пытаются гасить едва ли не каждый очаг социальной напряженности.
Если в Пскове заговорили о развитии туризма, это означает только одно: у экономики региона снова проблемы. И, видимо, деньги тоже закончились. В таких ситуациях власть всегда вспоминает о «туристическом потенциале региона». Звучат проникновенные речи о доселе неиспользованных туристических возможностях, богатейшем культурно-историческом наследии и даже, прости-господи, о туристическом кластере «Псковский». Эту мантру за последние годы расчехляли такое множество раз, что она уже напоминает насквозь пронафталиненную, и все равно побитую молью шинель. Когда-то это вызывало интерес и сеяло надежду. Затем, видя «неоспоримые успехи» туркластера, постепенно пришло понимание туристической безысходности. Однако нам в сотый раз пытаются донести, что «туризм – это одна из точек роста экономики региона, и в этой связи, создание туристской инфраструктуры выходит на первый план…». Сегодня это, если и способно вызывать хоть какую-то реакцию, то разве что раздражение и гомерический хохот.
Весь опыт развития нашего горе-туркластера в ежедневном режиме доказывает одну непреложную истину – у ответственных чиновников города и области напрочь отсутствует понимание базовых вещей. Например, того, что недостаточно поменять асфальт на набережной за 438 миллионов рублей, чтобы в Псков повалили толпы туристов. Да туда и псковичи, честно говоря, ходят ровно по той же причине, по которой они ходили и до ремонта – не так много в Пскове мест, где можно относительно по-человечески гулять, не переломав ноги, и наслаждаться окрестностями.
То, что развитие туризма – это, прежде всего, развитие инфраструктуры, на разных форумах говорят постоянно. Но ведь ничего не делается. Терзают меня определенные подозрения, что не все еще правильно понимают смысл этого понятия. Если что и появляется в городе в плане туристической инфраструктуры, то исключительно усилиями бизнеса. Можно до посинения гордиться восстановленным Двором Подзноева, только вот государство в данном случае не только не помогло инвестору, а даже еще и наказало. Многие, думаю, помнят эту историю, когда Росимущество, вопреки условиям договора, пыталось поднять стоимость аренды объекта более чем в 50 раз.
Таких историй, к сожалению, много. Власти любят распространяться про наш феноменальный туркластер, но по факту оказались не в состоянии решить даже вопрос с общественными туалетами. Бывший теперь уже глава администрации города, напомню, не видел в этом никакой проблемы. Ну, подумаешь, в кафе сходят или в ресторане. Я так живо себе представляю многочисленные кафе и рестораны в пределах туркластера – на набережной Великой, в парке Куопио и далее. Многие, возможно, интуитивно да по старой памяти пойдут в известный псковский гастро-паб, вот только иностранные туристы, толпами наводнившие свежеотремонтированную набережную, вряд ли знают о том, что было на этом месте в прежние годы.
Но черт с ним, с этим кластером. Готовьтесь, дамы и господа, нас ждет очередная радость, ниспосланная нам сверху. Каждому региону России предстоит обзавестись собственным лицом. Оригинальным и неповторимым, как вы понимаете.
19 декабря спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что намерена поручить сенаторам лично заняться продвижением и регистрацией брендов тех регионов, которые они представляют в верхней палате парламента. «Я дам поручение каждому сенатору в течение года зарегистрировать один региональный бренд, так как их двое [сенаторов от каждого региона], то у нас по два бренда от каждого региона. Сенаторы должны будут их зарегистрировать, пусть попробуют не сделать! Сроки-то истекают, сенаторам-то надо бороться за место под солнцем. Представляете, сколько сразу брендов появится», – отметила Матвиенко во вторник на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации. Также она возмутилась тем, что такие знаменитые и продаваемые во всем мире бренды, как кубачинское серебро, палехские шкатулки, дымковские игрушки, до сих пор не зарегистрированы. «Весь мир их знает, почему нет наименования, нет зарегистрированных брендов?» – сказала Матвиенко.
Стало быть, не за горами тот исторический момент, когда и нам придется устроить мозговой штурм, мучительно вспоминая, что есть такого сугубо псковского, чему можно придать статус бренда.
А впрочем, псковским чиновникам не стоит заранее переживать и пугаться от одной лишь мысли, что праздничные предновогодние хлопоты могут быть омрачены непредвиденной мозговой деятельностью. История про «поиск псковского бренда» далеко не нова. К теме обращались достаточно регулярно. До серьезного дела, как водится, не дошло, зато в медиапространстве пошумели изрядно. Любителям статистики сообщу, что еще в 2012 году было принято политическое решение продвигать Русалку в качестве оригинального бренда региона. Делалось это с далеко идущими туристско-рекреационными планами. Что это за Русалка такая, до конца выяснить не удалось. Стороны, в частности, разошлись во мнении по структуре нижних конечностей. Но ее функционал вполне понятен – быть спойлером для истинного туристического бренда Псковщины, коим является, конечно же, Снеток.
Судя по последним заявлениям ответственных лиц, весь этот паноптикум решили не только достать из запасников, но и придать ему качественно новую форму и содержание. Оказывается, разработка логотипа Псковской области, благодаря которому регион обретет то самое «лицо», о котором говорит спикер Совфеда, находится в завершающей стадии. Об этом, в частности, шла речь на местном форуме «ВЭД как инструмент развития региона» в начале декабря. Более того, региональный бренд будет внедряться не абы как, а в рамках мирового стандарта. Пока совершенно непонятно, как все это должно выглядеть. Спектр мнений местных экспертов на этот счет, как обычно, находится в максимально широком диапазоне. Где-то между надписью Made in Pskov и нечетким изображением млекопитающего рода кошачьих со сломанной конечностью…
С этим брендом наперевес псковичи будут захватывать мировой рынок. Давно, видимо, пора. Не так давно один местный производитель начал продвигать продукцию под, честно говоря, пугающим слоганом «Настоящее псковское качество». Так мы, друзья, далеко пойдем. В остальном же новости про псковский бренд, несомненно, обнадеживают. Бренд у нас рано или поздно будет. Надо будет только потом не забыть под этот бренд придумать псковскую экономику и псковскую продукцию, за которую не будет стыдно…
Константин Калиниченко