Блоги / Юрий Стрекаловский

«Культурная контрреволюция» Юрия Стрекаловского

13.02.2019 16:33|ПсковКомментариев: 12

«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет новый проект — авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.

Сегодня я бы хотел поговорить о 26-м Пушкинском театральном фестивале. Прежде чем прочесть программу фестиваля и порассуждать, на что стоит пойти обязательно, а что, можем быть, придется с болью и страданием пропустить, я хотел бы немного порассуждать об истории фестиваля и вообще о фестивальной жизни в городе. В Пскове фестивалей должно быть очень много: художественных, современного искусства, театральных, музыкальных и так далее и тому подобное. Уж больно Псков для этого хорошо подходит. Псков - город, который находится в непосредственной близости от нескольких европейских столиц: Москва, Санкт-Петербург, Таллин, Рига, Вильнюс, Минск, Варшава, Хельсинки, это все - на расстоянии короткого авиаперелета, с неплохими залами, с огромным потенциалом представления искусства на улицах. Прекрасные виды, естественные театры, довольно обширная и культурно подготовленная публика, университет, метрополия русской православной церкви. Ну казалось бы – что еще нужно? Только организовывать, запрашивать финансирование, создавать программы и радовать себя и зрителей, слушателей замечательными праздниками культуры. К сожалению, не происходит этого. Даже те фестивали, которые у нас есть, они крайне немногочисленны, число их сокращается, можно сказать, что фестиваля «Довлатов-фест» больше не будет. Наверно, мы больше не будем принимать фестиваль «Crescendo».

Жалко, конечно, но тут должен сказать, жалко, да поделом! Потому что, знаете, если у тебя что-то отбирают, а ты по этому поводу только разводишь руками и горестно вздыхаешь, то тебе это особо и не нужно было.

Интересно, что эти два погибших фестиваля, как-то появились здесь, принесли их на блюдечке с голубой каемочкой, буквально, готовую программу, готовый список исполнителей, готовый менеджмент, когда это все закончилось, то выяснилось, что люди местные к этому отношения не имеют и спокойно восприняли гибель этих фестивалей на Псковской земле. Жалко, обидно.

Что касается Псковского театрального фестиваля, вот уже в 26-й раз он проходит. Четверть века за плечами, это могучая традиция. Я позволю себе напомнить вкратце историю фестиваля.

Возник он в 1994 году, в очень трудное время, в нашей стране все исчезало, закрывалось и умирало, когда денег не было и казалось, что никогда не будет, возник новый театральный фестиваль, который существует уже четверть века. Фестиваль был собран около имени Александра Сергеевича Пушкина и его наследия. Чрезвычайно интересная мысль тогда была высказана Владимиром Рецептером, создателем фестиваля, что мы до сих пор, в течении 150 лет после смерти Пушкина, находимся в ситуации поиска пушкинского театра.

Если можно говорить об установившемся театре Чехова, Горького, Островского, то театр Пушкина – бесконечный поиск, это то, что еще нуждается в определении, это поразительно и является огромным вызовом, главный классик, главный текст русской культуры в театральном выражении такой, к счастью, неустоявшийся и - к несчастью, неустоявшийся. Нет понятной традиции.

Возникла идея фестиваля, на котором бы все, что касается театрального Пушкина встречалось бы на нашей псковской земле, где Пушкин лежит. Тогда же возникла идея пушкинской лаборатории, где встречались бы пушкинисты и пушкиноведы, то есть филологи, которые занимаются текстами Пушкина, и практики театра, потому что как выяснялось, эти две линии интерпретации, изучения и прочтения Пушкина разошлись весьма далеко. Фестиваль таким образом был задуман и существовал в течении полутора десятка лет, постепенно выдыхаясь и истощаясь: и в творческом отношении, и в финансовом. Ну и что греха таить, надо сказать, что лет 10 назад, с моей точки зрения, фестиваль являл собой жалкое зрелище: денег на него отпускали все меньше и меньше, отцы-основатели себе отводили места все больше и больше, вплоть до того, что неприлично было, когда больше половины фестиваля - спектакли Владимира Рецептера и его друзей. То, что оставалось «на сдачу» – это были часто откровенно слабые спектакли, которые привозили потому, наверно, что они стоили недорого. Не знаю, по каким причинам, наверно, чтобы выгодно оттенить работы Владимира Эммануиловича, хотя это тоже получалось с трудом.

Вот так это продолжалось, и в 2014 году фестиваль внезапно обрел новое руководство, новое дыхание, новое финансирование. Не без скандалов это проходило. Надо сказать, что фестиваль сделался интереснее.

Мне казалось, что в контексте замысла основателей фестиваля, Пушкинский театральный фестиваль должен был быть тем местом, где встречаются спектакли по Пушкину в первую очередь. Как конкурс имени Шопена, например. Как лучше узнать кто лучше всех играет Шопена? Давайте слушать пианистов, которые его играют, и мы узнаем спектр интерпретаций, что происходит в музыке Шопена в этом году, как его играют в этом году, что нового слышим мы в новом году в этих старых нотах. То же самое с Пушкиным: что в 2017 году ставят по его текстам и как ставят на сцене? То же самое касается следующего и следующего года. В этом контексте вполне уместным было то, что привозили старые спектакли. Можно было сравнить как ставили «Евгения Онегина» в театре «Современник» в конце 90-х, и как его ставит в 2014 году в «Красном факеле» Тимофей Кулябин. В этом году, если взглянуть на программу фестиваля, то она из произведений Пушкина состоит в меньшей степени. Почему так случилось, трудно сказать.

Есть объяснения создателей фестиваля, что внутри программы фестиваля есть 3 микропрограммы: одна – пушкинская, вторая – русская классика на современной сцене, третья – современный писатель на современной сцене.

С моей точки зрения, если это правда, то это очень широко размывает границы фестиваля, он длится всего неделю и его связь с драматургией Пушкина и с осмыслением Пушкина на сцене становится более далекой. Мне кажется, то, что нам будет представлено, это результат не только работы отборщиков, когда они действительно смотрели, какого Пушкина мы сможем увидеть, но и результат строжайшей экономии. Если бы в этот фестиваль можно было добавить фестиваль моноспектаклей, то мы бы немного погрешили против истины. В отличие от последних лет, мы не увидим огромных, масштабных спектаклей таких как, например, «Маленькие трагедии» Шерешевского, Руслана Кудашова с впечатляющей сценографией, огромными, фантастическими декорациями. Будут спектакли камерные, моноспектакли. Будет крайне интересная лекционная программа, в этот раз доедет Алексей Бартошевич, несколько лет это ожидалось и всякий раз не срасталось. Теперь вот эта легендарная фигура отечественного и мирового театроведения посетит нас, будет интересная лекция Павла Руднева. Из спектаклей, которые хотелось бы увидеть… да пожалуй все! Особый интерес вызывает «Женитьба», которую поставил Петр Шерешевский с румынским театром и, конечно, знаменитый, давно существующий спектакль по текстам Елены Шварц «Видимая сторона жизни», поставленный Борисом Павловичем.

Надо сказать, что, когда я начал изучать программу фестиваля, я понял, что большую часть спектаклей я не видел и не слышал о них, это говорит не только о моей глубокой провинциальности и необразованности, но и о том, что они действительно издалека, не очень знамениты. Если бы это происходило лет 10 назад, я бы язвительно сказал, что наверно собирают все такое недорогое, лишь бы фестиваль состоялся. Теперь я поостерегся бы от таких язвительных комментариев только из-за того, что я вижу, что в последние два, два с половиной года происходит в псковском театре, когда фактически функцию художественного руководителя выполняет Андрей Пронин. Тот стиль руководства художественным процессом и глубокая укорененность в театральной жизни современной страны, которую демонстрирует господин Пронин, дает основание предполагать, что несмотря на очень скудный бюджет и катастрофически короткое время для планирования, все-таки программа фестиваля собрана не случайно. Мы видим здесь интересные театральные работы, пусть и не всегда связанные формально или неформально с творчеством Александра Пушкина.

Увидимся на спектаклях, обменяемся впечатлениями через неделю, пожелаем создателям фестиваля, чтобы 27 фестиваль в 2021 году все-таки готовился не в таких тяжелых финансовых и организационных условиях, если для этого будет нужна помощь культурного сообщества нашего города, то чтобы оно не отказало в помощи и не было равнодушным и пассивным потребителем того, что дают, а могут ведь в следующий раз и не дать. Спасибо, с вами был Юрий Стрекаловский, до свидания.

 

 
опрос
Чего вы ждете от смены главы Пскова?
В опросе приняло участие 50 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.