«Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска программы.
Говорить о культуре всегда было делом, культуре противном.
Теодор Адорно.
Здравствуйте, «Культурная контрреволюция» в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове.
15 минут о культуре: новости, размышления, догадки и недоумения.
Хорошая новость: 144 миллиона рублей дадут на реставрацию Порховской крепости. А еще до этого говорили, что 100 миллионов «кинут» на замечательные цепные мосты в городе Острове.
Ну что тут скажешь? - Нельзя не порадоваться.
Вообще хочу сказать всем этим нытикам, которые говорят, что ничего хорошего у нас сейчас не происходит, что культура в упадке, все разрушается и все погибло: «Вы по сторонам-то посмотрите!» Я вот, например, помню, когда все было в упадке. Это было в конце 80-х и в 90-е годы. Вот тогда, действительно, стояли пустые разрушенные монастыри - Елеазаровский, Крыпецкий, Никандрова пустынь. В Пскове повсеместно храмы, в которых овощехранилища и склады были, ободранные и изуродованные.
А теперь, через 30 лет, которые прошли с тех пор, на псковской земле храмовая архитектура практически полностью восстановлена, древние, прекрасные шедевры, которые нас окружают - в живом состоянии, не в гибнущем, не в замирающем, не в руинированном, а в живом.
Так уж получилось, что возрождение и спасение архитектурного наследия началось с наследия церковного, с храмовых объектов. Конечно, на фоне церковного возрождения порой грустно было смотреть на то, что происходит со светскими памятниками, но, смотрите-ка, и их постепенно начинают приводить в порядок, по крайней мере, давать какие-то деньги.
Как-то одно время не верилось, что все это будет происходить, но происходит: стены Окольного города приводят в порядок, теперь займутся и прекрасными цепными мостами середины 19 века в Острове. И вот теперь новость про 144 миллиона на Порховскую крепость.
Порховская крепость (фото: russian-goldenring.ru)
И, конечно, можно было бы теперь просто радоваться и ожидать хороших результатов, наслаждаться моментом, но есть некоторые опасения. И опасения эти строятся на наблюдениях за тем, как проходили подобные реставрации некоторое время назад.
В первую очередь вспоминается несчастливая судьба Изборска.
Нет, вы не подумайте, что я про какие-то откаты и «распилы», и про всякую «коррупцию». Коррупция есть коррупция. Выделили деньги, надо было, конечно же, людям украсть что-то. А как украли люди - их и посадили, целый заместитель культуры был осужден по уголовной статье. А так, я на эти коррупционные вещи смотрю довольно философически: где-то деньги украли, потом их в другом месте на что-нибудь хорошее потратили.
Ничего страшного.
Когда я говорю о несчастливой судьбе Изборска, я имею в виду и не качество выполненных работ, не отваливающиеся куски новой кладки, которые тащат за собой и кладку старую, уже историческую, не зараженные в результате «реставрации» грибком, плесенью и водорослями древние храмы Изборска. Я имею в виду вообще саму концепцию, которая там была осуществлена, потому что, по моему глубокому убеждению, никаких особых работ по масштабной реконструкции, реновации, благоустройству и приспособлению в Изборске 10 лет назад не нужно было и начинать.
Что такое был Изборск и Изборская крепость накануне реставрации?
Кажется, в 2007 году там проходило выездное заседание международной конференции Castella Maris Baltici - «Крепости Балтийского моря». И тогда участники конференции зафиксировали в Изборске находится прекрасная аутентичная подлинная крепость, хорошо сохранившаяся по состоянию на конец 14 - начало 15 века, прекрасно вписанная в ландшафт, который тоже является шедевром, только природным. И не надо ничего было тут делать, нужно было лишь консервировать, следить за тем, чтобы не развалилось, может дорожечную сеть вокруг подразвить, точки обзора - ну и все.
А что вместо этого произошло?
Вывалили кучу денег, которые, видимо, нужно было как-то тратить. И вот мы имеет то, что имеем: «туристическую Мекку». Выстроили кусок стены на том месте, где ее уже больше 100 лет не было, построили эти фальшивые «боевые ходы», сделали эти чудовищные дорожки вокруг: это вот все такое «туристическое».
И из очень живописного и красивого места, которое обладало своим лицом и особой узнаваемой атмосферой, сделали типовой туристический объект. Такая образцово-показательная, типовая, новодельная древнерусская крепость с боевыми ходами, с деревянными лесенками и дорожками вокруг. И с толпами туристов.
Изборская крепость (фото: arch-heritage.livejournal.com)
Ну в туристах ничего плохого нет, а вот в том, что красота и самобытность Изборска разрушены благодаря этому - это обидно.
Так вот я опасаюсь, что и в Порхове может произойти что-то подобное. Что сейчас Порховская крепость? На берегу реки тихой, прекрасная, седая, разрушающаяся древнерусская крепость, вдоль стены ведет дорожка, внутри крепости прекрасный сад, церковь с прихожанами, рядом баня, в реке мужики иногда окунаются, после того, как они попарились.
Такая пастораль.
Что там сделают на эти деньги - Бог весть. Но опасения такие: сделают то, что умеют делать, то есть опять «наведут благоустройство». Понаделают асфальтовых дорожек вокруг, сделают какие-нибудь шатры на башнях, на которых их сейчас нет, и которые без них прекрасно смотрятся.
И вся эта трогательная провинциальная древняя настоящая красота Порховской крепости улетучится. Я может специально «нагоняю», но ведь опыт-то у нас не самый приятный тут получился.
Так что спешите посетить Порховскую крепость, пока ее не стали «улучшать» и не испортили навсегда.
Что еще из новостей и из недоумений?
Пару недель назад оказался я в одном небольшом городке вместе с режиссером Сергеем Чеховым. Это тот самый режиссер, который поставил спектакль «Река Потудань» в Псковском театре драмы. А это тот самый спектакль, который в 6 номинациях претендовал на «Золотую маску», но правда ничего не получил, но сам факт 6 номинаций - это, конечно, очень здорово.
Так вот Сергея при мне представили как главного режиссера Псковского драматического театра. Я удивился, обрадовался: такой молодой перспективный главный режиссер. И даже написал в Фейсбуке об этом. Потом оказалось, что написал я это преждевременно, меня даже попросили эту запись удалить или прокомментировать. Оказывается, еще не сейчас, и не вполне, и все еще не назначен, но разговоры об этом ведутся и довольно давно. То есть Сергей Чехов, что называется, номинирован на пост главного режиссера, но его все никак не могут утвердить учредители, а это кто? Это комитет по культуре.
Сергей Чехов
Чего комитет по культуре с этим утверждением тянет - непонятно. Вчера встретил Жанну Николаевну Малышеву, спросил об этом, она говорит, что неплохо было бы его назначить, да только много получается главных начальников в театре. Что правда то правда: там есть директор, а есть еще директор Дирекции, а еще художественный руководитель, а будет еще главный режиссер, есть еще просто режиссеры, которые приезжают и работают. А еще ко всему есть арт-директор - ну, сами видите.
Такие вот соображения мне высказала вчера Жанна Малышева в приватном разговоре.
Я же тем временем думал о том, нужен ли вообще нашему театру главный режиссер, и вдруг, честно говоря, мне стало это совершенно неочевидно. Сергей Чехов талантлив, несомненно, и парень симпатичный, и очень неглуп. Практика последних лет показывает, что хорошо и успешно функционирует наш театр, особенно последние пару сезонов, как раз в отсутствие главного режиссера, когда приезжает много разных других режиссеров, которые ставят много разных других спектаклей. И среди них есть те, которые мне нравятся, есть те, которые мне совсем не нравятся.
Мне кажется, это нормально.
А как раз, когда у нас были «главные», то театр наш был в некотором, как бы сказать - упадке.
Вспомним поименно.
Так это было при Александре Кладько. Вот вам очень нравятся его спектакли, вы много их видели? Вряд ли.
Это было при Василии Сенине. Он как раз и неплохие спектакли ставил, если ставил вообще. А так, при нем театр, мягко говоря, лихорадило, в связи с особенностями личности Василия Георгиевича.
А до этого была уходящая в седую древность эпоха Вадима Радуна. Тут-то даже вспоминать не хочется. Понятно, что Чехов - не Радун. Он молодой, он талантливый, и он современный. Но ведь дело в том, что и Вадим Иосифович, Царство ему Небесное, тоже, кажется, приехал во Псков вполне приличным человеком. И только потом стал «великим».
И где ж гарантия, что человека назначат главным, а он не решит, что его назначили великим? И что тогда будем происходить?
Не знаю. И проверять не хочется.
Есть объяснение, что главный режиссер - это такой тренер, который бы труппу содержал в порядке, в форме, не давал бы ей «поплыть». Не знаю, для этого, возможно, нужно театральные тренинги разные проводить, разных тренеров вызывать, вот заведующий труппой может этим заниматься. Я человек не внутритеатральный, мне трудно об этом судить, но логику такую я вижу.
Только не нужно думать, что я против назначения Сергея Чехова главным режиссером, а то еще так кто-нибудь истолкует. Я не против, я просто высказываю сомнения и наблюдения.
Итак, еще раз: Псковский драматический театр в последнее время показывает хорошие результаты, не только приглашая чужие спектакли, но и создавая свои, как раз в отсутствие главного режиссера. Сложилась система, когда разные режиссеры работают в Пскове с нашей труппой. Благодаря этому и труппа выросла количественно и качественно, и в театре появились новые хорошие спектакли. Результат, который мы имеем: номинация на 6 «Масок». Это, конечно, не результат отсутствия главного режиссера, но результат успешного становления Псковского театра. Может быть, этот эксперимент и продолжать? Не знаю, я просто задаю вопрос.
Словом, чем дальше – тем страннее. И чем дольше живешь, тем меньше готовых ответов у тебя на разные вопросы: нужно ли реставрировать старые крепости, или, может они и без реставрации хороши? Может быть лучше, чтобы аутентичным и естественным образом они выглядели, только консервировать их и не давать разрушаться, помогать созерцать эту древнюю красоту?
Нужен ли в Псковском театре главный режиссер или эксперимент с приглашением разных других режиссеров, которые могут работать и создавать очень разные спектакли, продолжать? Театр, в котором не будет фигуры художественного диктатора - может так лучше? Не знаю.
Жизнь покажет. Ну а пока с вами прощаюсь. С вами был Юрий Стрекаловский, «Культурная контрреволюция».