АвтоМир / Детали

СИМволический пешеход

14.09.2022 16:44|ПсковКомментариев: 0

Пока не приняты нормы по передвижению на самокатах и прочей мелкой технике с электродвигателями, псковские прокатчики самостоятельно ограничивают скорость, пользователи удивляются требованию дорожной полиции ездить по тротуарам, а власти предпринимают очередную попытку создать сеть велодорожек. Как стоя проехать по городу, не убившись и ничего не нарушая, выясняла обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера.

 

Пешеход на колесах

Псковича Алексея недавно на дороге остановил сотрудник ГИБДД. Мужчина двигался на электросамокате с сидением по проезжей части улицы, однако дорожный полицейский заявил, что тот должен вернуться на тротуар. Алексей удивился, потому что знаком с ПДД, где написано, что велосипедисты должны при отсутствии специальных дорожек передвигаться по правому краю проезжей части. Именно так он сам себя идентифицировал. Однако это правило не действует, если перемещаться в пространстве помогает электротяга.

«Могу развить на своем электросамокате скорость до 30 км/ч. Живу в одном районе, а работаю в другом, - рассказывает мужчина. - Прямого автобуса нет, машина нужнее жене, она дочку в школу завозит. Мне удобнее шесть километров проехать на велосипеде. Электрический комфортнее, на обычном приезжаешь на работу потный. Требованием гаишника озадачен. Тротуар узкий, по нему куча детей топает в школу в наушниках».

В городской ГИБДД Псковской Ленте Новостей сообщили, что передвигающиеся на электровелосипедах, электросамокатах и прочих гироскутерах приравнены к пешеходам.

«Это пешеходы, как бы смешно ни звучало, - констатирует Юлия Федорова, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД Пскова. - Если попадают в происшествия, мы оформляем как ДТП с пешеходом. Они должны соблюдать все правила дорожного движения, какие соблюдают пешеходы. В том числе, нужно спешиваться на переходах, чего половина города не делает. Редко кто слезает с самокатов. Мы видим, что дети смотрят на взрослых и перенимают пример».

«Пешеходов мы не обучаем»

За последние несколько лет, когда электросамокаты получили широкое распространение, на федеральном уровне неоднократно звучали инициативы о регулировании этого вида перемещений. Год назад Минтранс и МВД даже согласовали поправки в ПДД. В правилах должна была появиться аббревиатура СИМ - средство индивидуальной мобильности. Главным его критерием стало бы наличие двигателя. Таким агрегатам собирались запретить развивать скорость выше 25 км/ч (пока что ряд моделей разгоняется до 60 км/ч, это предельная разрешенная скорость в населенных пунктах для автомобилей). Планировался запрет на управление электросамокатами для детей до семи лет. Годом ранее обсуждалось ограничение скорости до 20 км/ч и запрет на движение по тротуарам. Разрабатываемый ГОСТ по безопасности электросамокатов предполагает систему идентификации на дороге (по аналогии с автомобильными номерами) и оснащение каждой модели предупреждающими звуковыми сигналами. Минпромторг предлагал оснащать самокаты метками, информирующими о мощности СИМа, если она превысит 250 Вт, то управлять агрегатом можно будет только при наличии прав на мопед. Пока что ни одна из инициатив не была внедрена в жизнь.

«Пока они приравнены к пешеходам, обучающий курс внедрить невозможно. Пешеходов же мы не обучаем, они должны правила дорожного движения знать самостоятельно, - напоминает Василий Нестерук, начальник псковской автошколы ДОСААФ. - Мое мнение, должна быть велодорожка. Это идеальный вариант. Тогда человек на самокате может быть привлечен к административной ответственности, если выехал на проезжую часть или тротуар. Пока что на проезжей части их немного, большинство водителей вам скажут, что они не мешают. Но они раздражают пешеходов».

Как бывший сотрудник правоохранительной системы, Василий Нестерук видит в смешении на тротуарах пешеходного потока и самокатов почву не только для ДТП, но и для грабежей.

В последнем на данный момент происшествии с мелким электротранспортом пострадала только сама самокатчица. Оно случилось в городе в минувшее воскресенье, 11 сентября. Семья на прокатных самокатах пересекала улицу Чудскую у наркодиспансера. Пешеходный переход там с кнопкой, нажимать ее надо дважды, у края проезжей части и затем на разделителе. Родители с дочерью-четвероклассницей двигались по переходу, не спешиваясь. Взрослые остановились посреди дороги, а девочка продолжила путь на противоположную сторону. И встретилась на дороге с автомобилем. Обошлось ушибом колена.

«Еще раз обращаемся к жителям города с просьбой соблюдать правила дорожного движения, в том числе в присутствии детей», - призывает Юлия Федорова из городской ГИБДД.

Самокат выигрывает

В Пскове работают несколько прокатных сервисов. Как федеральные с бесконтактной арендой через приложения, так и местные.

«Перед выдачей самоката, - рассказывают в сервисе кикшеринга GoPskov, - мы проводим инструктаж, показываем, где тормоз, где газ, как правильно вставать и удерживать равновесие. Предупреждаем, чтобы не катались по газонам и не лихачили. Рекомендации мы даем, но проверить их выполнение не можем. Поэтому все самокаты отвезли к электрику и ограничили скорость до 30 км/ч. Иначе она чудовищная, а мы не готовы, чтобы у нас человек на 60 км/ч влетел в дерево. Слава богу, пока у нас никто не поломался, только технику бьют».

Предприниматели считают, что создание инфраструктуры для поездок на электротранспорте должно предшествовать регулированию сферы: «Сначала инфраструктура, потом требования».

Аттестованный технический эксперт, главный инженер движения «Убитые дороги» Николай Мельков считает, что причина раздражения, которое вызывают самокатчики у пешеходов - отсутствие культуры вождения. По его наблюдениям, она отсутствует на дорогах в принципе, но самокаты более заметны из-за своей маневренности. Ярость по отношению к ним усиливает тот факт, что лично высказать претензии виновнику испуга или происшествия покрупнее получается редко, слишком разная скорость у СИМа и пешехода.

«Прогресс увеличивает электромобильность. Люди будут пользоваться самокатами, потому что это удобно, - уверен Николай Мельков. - Самокат выигрывает перед машиной, для него не нужно вечно искать парковку, заправлять, покупать кучу расходников. Берешь в аренду и доезжаешь. Правда, из-за этого самокаты бывают брошены прямо посреди тротуара».

Эксперт предлагает распространить на всю страну опыт Московской области, где аренда самоката не может быть завершена (а значит, деньги продолжают снимать) до его возвращения на ближайшую стоянку. Так пешеходы не будут спотыкаться о брошенные агрегаты. В качестве позитивного примера он также называет Санкт-Петербург, где прошлым летом ограничили скорость самокатов до 20 км/ч по всему городу и до 10 км/ч в отдельных зонах. Также он предлагает сделать более конкретной идентификацию арендаторов для привлечения их к ответственности в случае происшествий.

«Есть три разных мнения, ГИБДД, Минтранса и правительства в целом, - объясняет он, почему электросамокаты зависли посреди правового поля. - Не могут найти общий язык. У каждого свое мнение, вот в чем вся беда. Так и получается, что человек на самокате - не велосипедист, который может ездить по дороге с высоким шансом попасть в ДТП. Но и не пешеход в полном смысле. Надо определиться, кто они и что могут делать на дорогах».

Пока на федеральном уровне ищут точки соприкосновения, регионам приходится искать пути решения самостоятельно. Глава администрации Пскова Борис Елкин сообщил в своем Telegram-канале о создании проекта сети велодорожек протяженностью в 95 км.

Конкурс по выбору подрядчика, который создаст такой проект, уже объявлен. Ему предстоит написать документы на 64 км новых дорожек и на обустройство 31 км уже существующих. Проект должен быть готов к маю. Когда появятся сами дорожки, не сообщается.

Как нет информации и о том, когда далеко уже не новое явление - езда на СИМах - получит хоть какой-то официальный статус.

Юлия Магера, фото Вадима Боченкова

ПЛН в телеграм
опрос
Вы бы стали пользоваться тонировкой в машине, если бы отменили все требования к ней?
В опросе приняло участие 3122 человека
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.