Новости партнеров
Экономика

Россия ратифицировала протокол о вступлении в ВТО с 23 августа

23.07.2012 09:36|ПсковКомментариев: 1

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года», сообщили в пресс-службе Кремля в субботу.

Этим протоколом оформляется членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации.

Данный ратификационный закон был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля.

Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков пояснил «Интерфаксу», что в понедельник во второй половине дня в секретариат ВТО будет передан документ о ратификации Россией протокола, и через 30 дней, то есть с 23 августа, РФ юридически станет 156-м членом ВТО.

Таким образом, уже с 23 августа РФ должна будет снизить ряд импортных пошлин, которые были повышены в ходе кризиса 2009 года, в том числе на новые автомобили. Поэтому в понедельник должен быть опубликован и новый тариф Таможенного союза, который вступит в силу также через месяц после публикации, то есть с 23 августа 2012 года.

Официальное заявление о намерении получить статус наблюдателя в ходе «Уругвайского раунда» ГАТТ СССР подал еще в 1986 году, но стал наблюдателем только в 1990 году. Это неудивительно, если вспомнить, что происходило в социалистических странах в конце 80-х годов, а ВТО хоть и заявляет о своей исключительно торговой сущности, так или иначе, зависит от политических веяний.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой уже о присоединении к ГАТТ. Тогда же была создана рабочая группа, преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации в рабочую группу по вступлению РФ в ВТО.

Сам переговорный процесс по присоединению России начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках рабочей группы торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне.

В состав рабочей группы по присоединению РФ к ВТО входили 60 стран-членов этой организации, в том числе в переговоры по тарифным вопросам было вовлечено свыше 50 членов ВТО, а по доступу на рынок услуг - около 30.

Принципиальный прорыв произошел в июле 2011 года, когда руководитель рабочей группы озвучил планы ВТО завершить переговоры до конца года.

Видимо, в ВТО понимали, что если Россия не присоединится в самые кратчайшие сроки, переговорный процесс может опять затянуться на долгие годы в связи с выборным президентским циклом в РФ и США. В условиях подступающей второй волны кризиса в ВТО были заинтересованы, чтобы Россия играла в торговой сфере по общим правилам.

В результате все оставшиеся вопросы были достаточно быстро урегулированы, включая режим «промсборки», субсидии сельскому хозяйству, разногласия с Грузией и ряд других. 10 ноября 2011 года рабочая группа единогласным решением одобрила весь пакет документов о присоединении РФ к ВТО, включая итоговый доклад по системным вопросам, обязательства по доступу на рынок товаров и на рынок услуг.

Министерская конференция ВТО 16 декабря была уже формальностью, так как в истории организации не было случая, чтобы рекомендации рабочей группы по вступлении той или иной страны отклонялись. В торжественной обстановке были одобрены все документы, а глава ВТО Паскаль Лами и министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина подписали протокол о присоединении РФ к этой организации. С этой даты России отводилось 220 дней на проведение всех внутренних ратификационных процедур, то есть до 23 июля 2012 года. РФ выбрала этот срок полностью и в последний возможный день представила документы о ратификации.

Тот факт, что Россия так долго вела переговорный процесс, дал отечественным компаниям дополнительный срок, чтобы лучше подготовиться к конкуренции с зарубежными производителями. Все условия по тарифам были согласованы еще в 2006 году, и длительный заключительный этап переговоров, по сути, прибавил порядка 5 лет к переходным периодам по снижению импортных пошлин, которые по большинству товаров составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным - до 7 лет.

Россия с момента присоединения к ВТО снизит только так называемые «антикризисные» пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% с момента присоединения к ВТО (далее по ним предусматривается постепенное снижение в течение семи лет до 15%).

Средневзвешенный импортный тариф в РФ в 2008-2010 годах составлял в среднем 10,3%, в том числе 15,6% по сельхозтоварам и 9,4% - по промышленным. Условия, на которых Россия договорилась присоединиться к ВТО, даже несколько жестче: на момент вступления РФ может в среднем поднять импортную защиту до 11,8%, в том числе 15,2% по сельскохозяйственным и 11,2% по промышленным товарам. Затем в течение переходных периодов пошлины будут снижаться, и в результате средневзвешенный импортный тариф упадет примерно до 7,1%, в том числе до 11,3% по сельхозтоварам и 6,4% - по промышленным товарам.

Таким образом, в целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного, согласованного на переговорах, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентного пункта.

По оценкам Минэкономразвития, по истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне не ниже нынешнего действующего единого таможенного тарифа Таможенного союза. Около 30% ставок будут уменьшены не более чем на 5 процентных пунктов.

Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования.

 

В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

Обязательства РФ в области сельского хозяйства отличаются от стандартных, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, страна «связывает» общий объем поддержки, искажающей условия торговли, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

Для РФ разрешенный уровень поддержки будет составлять $9 млрд (что более чем вдвое выше уровня, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами). Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года - будет "связан" на нынешнем уровне.

Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей - это снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.

Подешеветь, к примеру, по оценке Минэкономразвития, могут рыба, фрукты, овощи, орехи из тропических стран, шоколад, цветы, качественные вина и крепкие напитки, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметика, парфюмерия, моющие средства, автомобили.

Среди производителей первыми преимущества от присоединения к ВТО получат экспортоориентированные предприятия, прежде всего в металлургии, химической промышленности, энергетике, за счет снятия барьеров для доступа российских товаров на рынки членов ВТО, потери от которых, по оценкам, составляют более $2 млрд.

Членство в ВТО налагает много обязательств, лишает возможности просто по своему желанию повышать те или иные импортные пошлины, но и дает инструмент по защите интересов российских компаний на рынках третьих стран. Насколько эффективно Россия сможет этим инструментом воспользоваться, зависит только он нас самих.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 164 человека
Лента новостей