Новости партнеров
Экономика

А нам летать охота

28.06.2018 16:37|ПсковКомментариев: 45

На днях стало известно, что ежедневные авиаперелеты между Псковом и Москвой могут быть возобновлены уже в этом году. Рупор власти сообщил, что врио губернатора Михаил Ведерников уже провел переговоры с авиакомпанией «Азимут», которая, собственно, и заявила о готовности связать столицу и город на Великой по воздуху. Кто-то обрадовался новости о том, что теперь можно будет оперативно добраться до Белокаменной на современных суперджетах, а кто-то, наоборот, стал роптать, что вместо региональных игроков на псковский рынок снова приходит фирма-варяг. Действительно, хорошо это или плохо? Давайте попытаемся разобраться.

Не буду особо углубляться в историю вопроса. Напомню лишь, что открытие аэропорта в Пскове состоялось аж в 1944 году, а в 1975 году возвели здание аэровокзала и другие производственные сооружения. Сейчас в это сложно поверить, но в советские годы отсюда вылетали самолеты не только в города СССР, но и осуществлялись международные перелеты. Между райцентрами крылатые машины летали так, как нынче и поезда не ходят. Сказка.

Однако к концу 90-х гражданские авиаперевозки уже практически не выполнялись. Сказалась и общая плачевная экономическая картина, и претензии контролирующих органов к состоянию аэродрома, который признали небезопасным. Лишь в 2006 году, в бытность губернаторства Михаила Кузнецова, взлетно-посадочную полосу реконструировали, все необходимое оборудование модернизировали и построили новый современный топливно-заправочный комплекс. Это позволило в 2007 году возродить пусть и не весь пул былых пассажирских авиаперевозок, но, по крайней мере, закрыть одно из самых востребованных направлений - «Псков-Москва».

И вот что любопытно. За эти самые перевозки взялось вовсе не «Псковавиа», специализирующееся на тот момент на доставке грузов, в основном от птицефабрик, изначально никто и не планировал развивать местную авиакомпанию, рейсы осуществлялись по принципу аутсорсинга. Кто предложил самые выгодные условия на конкурсе, тому и госконтракт. Когда он закачивался, авиаподрядчиком мог стать уже другой игрок. Что, собственно говоря, и происходило.  

С нашим регионом успела поработать и петербургская компания «Выборг», и «Саратовские авиалинии», и «ЮТэйр», и «Атлант-Союз», и «Регион-Авиа» и даже латвийская AirBaltic. Правда, последняя пришла на наш рынок по собственной инициативе, вне конкурсных процедур, организовала перелеты в Ригу, которые потом благополучно закрыла из-за нерентабельности.

Понятно, что бизнес в этом направлении вести было совсем непросто, ведь на первых порах рейсы заполнялись из рук вон плохо. Происходило это потому, что на протяжении десятилетия пассажирского авиазатишья в Псковской области исчезла сама культура авиаперелетов. Даже чиновники областной администрации за эти годы разучились летать. На самолетах. Для них привычной схемой командировок в Москву стали поездки в поезде с уютным вагоном-рестораном, и их сложно было мотивировать пересесть в крылатую машину. Что уж говорить о псковичах, многие из которых на самолете вообще никогда не летали.

Вот почему при Михаиле Кузнецове появилась разумная концепция – компенсировать авиаперевозчику непроданные места из областного бюджета на востребованных рейсах, таких как «Псков – Москва», например. Для этого в регионе приняли областную целевую программу «Развитие авиационных услуг в Псковской области на 2007-2009 годы». Власти понимали, что такие вложения необходимы, потому что устали слушать претензии, которые высказывались в адрес региона со стороны видных политиков и завидных инвесторов: «А как до вас добраться? Что, даже самолеты не летают?!». Скажу вам больше, известны случаи, когда именно по этой причине «большие кошельки» разворачивались и уходили!

Когда к власти пришел Андрей Турчак, действие программы закончилась, а концепция кардинально поменялась. Амбициозные планы нового руководителя предполагали отказ от аутсорсинга и создание собственного предприятия на базе ГУП «Псковавиа» со своим собственным авиапарком.

Увы, приходится констатировать, что «разбег был лошадиный, а удар… комариный». Ставку на старый парк Ан-24, которые, к слову, еще в 79 году перестали выпускать, едва ли можно назвать дальновидной. Собирались как-то прикупить чуть ли не с десяток новеньких Эмбраеров, но ключевое слово здесь, увы, «собирались».

С сожалением приходится признать и тот факт, что те, кто испытали (и это верно подобранный глагол) перелет по-псковски на себе, твердили, округляя глаза, что больше не согласятся на такое никогда! И дело не только в том, что страшно, это еще и некомфортно. Конечно, были и те, кто привык к тому формату поездок. Да и нельзя отрицать тот факт, что даже в этом виде авиаперелеты были несомненным плюсом для нашей области.

Вот только ажиотажного спроса не наблюдалось. Политики, бизнесмены, инвесторы не горели желанием летать на псковских самолетах. Да и местные чиновники снова стали предпочитать добираться до столицы на поезде или автомобиле. Или даже до Санкт-Петербурга, чтобы вылететь в Москву уже оттуда. За что, спрашивается, тогда боролись?

Не приносили плюсов в карму «Псковавиа» и ряд скандалов, связанных с сомнительной политикой топ-менеджеров расходования средств, а также регулярные задержки и даже срывы авиарейсов. Бывали случаи, когда самолеты выезжали за взлетную полосу или слишком жестко на нее садились.

Включу, пожалуй, Капитана Очевидность. Если есть перелеты, то они должны быть комфортными и ежедневными, а не три раза в неделю не в самое удобное время. Еще и с периодическими срывами. Известны случаи, когда самолет просто не прилетал в аэропорт, а пассажирам даже не посчитали нужным объяснить, почему так произошло.

К чему мы с эдаким багажом пришли, известно. В прошлом году всерьез заговорили о крахе «Псковавиа», который совпал со сменой руководства области. Выяснилось, что у компании огромные долги, в том числе, перед своими сотрудниками. К сожалению, все это достаточно характерно для госпредприятий или для акционерных обществ, в которых контрольный пакет принадлежит государству. Госмахина уже давно показала себя не самым эффективным управленцем во многих сферах бизнеса.

К тому же нельзя сбрасывать со счетов наш, мягко говоря, скудный бюджет. Мы же понимаем, что Псковская область просто не в состоянии содержать нормальную авиакомпанию своими силами. Однако ей вполне по силам содержать собственную инфраструктуру, отремонтировать аэропорт, решать все непростые вопросы с военными (не будем забывать, что у нас аэропорт двойного базирования). Вспоминаем 2006 год, получилось же!

Да и взлетные полосы у нас оставляют желать лучшего. По сути это просто бетонные плиты, положенные стык в стык. Далеко не все современные самолеты могут сесть в таких условиях. А чтобы заасфальтировать взлетную полосу по всем правилам и нормам, потребуются такие финансовые вложения, о которых нам пока приходится только мечтать.

Очевидцы в соцсетях пишут, что и Псковский аэропорт неплохо было бы привести в человеческие вид. Сейчас это типичное советское общественное здание 80-х годов, в котором время, кажется, остановилось: перекидное табло, ковры, растения в деревянных горшках, механические весы, советская реклама аэрофлота, досмотровое оборудование из тех времен.

Вот эти бы вопросы по наземной деятельности и поручить бы «Псковавиа», а рейсы до Москвы и других городов (псковичи уже устали мечтать о перелетах до авиахабов в Риге и Таллине) пусть осуществляет надежный партнер, который сможет обеспечить системность такой работы. Ведь это не пивной ларек, в котором можно написать «Ушла, буду через час» или «Пива нет». Все должно работать, как часы. Тогда и люди оценят и станут пользоваться.

И то, что сейчас Михаил Ведерников проводит переговоры с крупными уже зарекомендовавшими себя на рынке компаниями – это правильный путь. Если уж мы сами не можем оказать услугу по пассажирским авиаперевозкам на должном уровне, логично заказать ее у других, тех, кто умеет это делать лучше. Да и самолет должен быть самолетом, современным, технологичным, а не, простите, сараем с крыльями.

При этом врио губернатора активно занимается и проблемами «Псковавиа», никто эту компанию со счетов не списывает. Не секрет, что именно Михаил Ведерников отстоял в Росавиации летный сертификат нашего авиаперевозчика: документ не отозвали, а лишь временно приостановили в рамках проведения антикризисных мер. Все это сделано для того, чтобы «Псковавиа» не повторила печальную историю «Саратовских авиалиний».

Что касается перспектив, то тут врио главы региона в качестве одного из возможных решений называет приватизацию предприятия. Возможно, компанию разделят на две. Причем одна из них как раз будет заниматься аэровокзальным комплексом и обслуживанием на земле. Более того, предварительные договоренности с потенциальными инвесторами уже достигнуты. 

Радует, что в регионе и у бизнеса, и, что немаловажно, у власти есть понимание, что без организации регулярного авиасообщения в Псковской области любые разговоры о развитии туризма и привлечении инвестиций так и останутся разговорами, топтанием на месте. А нам уже давно пора двигаться вперед.

Алексей Овчинников

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 117 человек
Лента новостей