Новости партнеров
Экономика

Рынок парикмахерских услуг Пскова: легко ли открыть свое дело

17.02.2011 09:29|ПсковКомментариев: 41

Последний экономический обзор был посвящен рынку гипермаркетов, по сути,  крупному бизнесу. Теперь - о бизнесе малом. Легко ли начать и вести свое дело? Для конкретизации берем только один сегмент – сегодня в роли такого выступит рынок парикмахерских услуг Пскова. Это классический пример малого бизнеса, концентрация капитала здесь намного меньше, чем в сфере торговли или общественного питания, а вклад личности работника здесь заметно выше. Мы благодарим экспертов отрасли и госструктур за помощь в подготовке материала.

Структура и емкость рынка; налоги и взносы

Несколько лет назад открытие парикмахерских переживало самый настоящий бум.  Сейчас рынок находится в равновесии. Он состоит из двух  основных сегментов: дорогие салоны и  парикмахерские шаговой доступности, они формируют организованную часть рынка – около 90 субъектов,  порядка 270 кресел.  В обоих сегментах есть конкуренция, прежде всего, за мастеров.  Цены при высокой конкуренции определяются затратами, здесь парикмахерские в большей степени конкурируют  не между собой (затраты схожих по числу кресел  парикмахерских мало чем отличаются), а с  неорганизованным сегментом, т.е. мастерами, которые оказывают услугу на дому и не имеют тех затрат, о которых будет сказано чуть выше. Емкость рынка парикмахерских услуг Пскова, на наш взгляд,  составляет ориентировочно  85-90 млн.руб.

Открыть парикмахерскую относительно несложно (не значит дешево). Вы покупаете или арендуете подходящее помещение. Все требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы парикмахерских содержатся в документе СанПиН 2.1.2. 2631-10 (можно скачать в Интернете, утверждены 18 мая 2010 года, не скачайте старые). Что касается основных санитарных норм к самому парикмахеру, вы должны оформить медицинскую книжку, 2 раза в год сдавать анализы, раз в год проходить флюрографию и раз в 2 года – санминимум (лекции по санитарным нормам).

Сама процедура открытия нового дела носит уведомительный характер (см.  Постановление Правительства от 16 июля 2009 года № 584), впрочем, нередко предприниматели не особо стремятся уведомлять контролирующие органы, опасаясь, что впоследствии это обойдется в копеечку (хотя это противоречит КоАПу и грозит штрафом). 

Предприниматели-парикмахеры платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД), отчетный период – квартал. Для самостоятельного заполнения декларации и расчета  налога предприниматели используют бесплатную программу «Налогоплательщик ЮЛ»,  проверяя, не появилась ли новая (очередная) версия, накануне подачи декларации (используя предыдущую версию предприниматель не сможет сдать документы).

Страховые тарифы  оплачиваются вне зависимости от того ведете вы предпринимательскую деятельность или нет, пока не закрыли предпринимательство. За последние несколько лет платежи возросли почти в десять раз (с 1,8 тыс.руб.  до более 17 тыс., включая взносы в ТФОМС и ФФОМС), о чем мы писали в одном из последних обзоров. При этом самое интересное, что величина пенсии от этого не изменилась: помножьте годовой тариф на число лет работы, затем разделите на 19 (среднее число лет выплат) и 12 (месяцев), что получается… В итоге вы не дотягиваете даже до гарантированной пенсии, а значит, автоматом переходите на нее, как и в ситуации, если бы страховые тарифы не изменились. Очевидно, если вы хотите жить (а не существовать) при достижении пенсионного возраста, вам стоит задуматься о дополнительной пенсии: программа государственного софинансирования, негосударственные пенсионные фонды, акции или приобретение жилья для сдачи. Впрочем, последнее при всей привлекательности, вам вряд ли будет доступно: помимо страховых взносов, налогов, аренды (если вы арендуете помещение), программы производственного контроля, вам еще предстоит оплатить тарифы естественных монополий. Они – тема для отдельной публикации (читайте скоро). Но и это далеко не все «прелести заботы государства».

Паспортизация

С понятием «Паспорт отходов» парикмахерская  сталкивается при заключении договора на вывоз отходов. Обычный бытовой мусор, который предприниматель как житель Пскова выкидывает ежедневно в мусоропровод многоквартирного дома,  попадая в мусорное ведро парикмахерской,  становится отходом четвертой степени и требует отдельного паспорта. По виду паспорт – это страница бумаги формата А 4. Услуга по его разработке вам обойдется:  на бытовые отходы в районе 500 руб., на остальные – 1500 руб. в расчете на 1 вид (плюс стоимость анализов). Если вы решите сэкономить и заполнить его сами (форма и классификатор есть в интернете), то столкнетесь с необходимостью  определения состава мусора, он делается в лаборатории, имеющей соответствующую лицензию  и  стоит до 3000 руб. (на каждый вид отходов). Паспорт на отходы волос  вы должны предъявить организации,  с которой вы заключаете договор на сжигание волос. Паспорт на лампы – организации, вывозящей их от вас.

Для крупной парикмахерской помимо паспортов отходов понадобятся еще другие документы (проекты, лимиты отходов). Чем больший объем документов, тем дороже их разработка, плюс ежегодно (ежеквартально) вам надо оплачивать за ваше негативное влияние на окружающую среду.

По словам экспертов, пока далеко не каждый предприниматель (касается всего малого бизнеса) обзавелся пакетом требуемых документов.  Связывают это, как правило, либо с непониманием предпринимателем смысла дополнительных расходов (как именно они улучшают экологию), либо с их дороговизной. Предприниматели надеются на удешевление услуги, их логика понятна: чем волосы в одной маленькой парикмахерской отличаются от другой, если ничем, то почему бы не разработать единый паспорт, выложить его в интернете, скачивать и просто вставлять свои реквизиты. Если паспорт на ТБО принципиально важен для экологии Пскова, то логично сделать единый паспорт для города. В случае, если структура ТБО у всех отличается, то выходит, что паспорта на бытовые отходы должны быть у каждой семьи (батарейки из пульта домашнего телевизора имеют намного более высокий класс опасности, чем пачка сока, выпитая парикмахером на работе), при этом мусор должен утилизироваться раздельно. «Если же это просто одна из многочисленных бумаг на случай проверки, почему бы государству не взять финансовую ответственность за свою же инициативу (т.е. оплачивать изготовление паспортов и анализы)», - услышал я мнение, при всей утопичности которого, разумное зерно в нем все же есть.

Сейчас обсуждается, какие функции и задачи должен выполнять бизнес-инкубатор Пскова, понятно, что создавать еще одну лабораторию (за бюджетные деньги) не имеет смысла, но бизнес-инкубатор мог бы в том числе заняться вопросом по унификации самого процесса – заказать и оплатить типовые паспорта отходов, это с одной стороны удешевило бы сам процесс, с другой – придало ему импульс, а с третьей – показало предпринимателю реальную заботу.

Другой вариант решения задачи: определить средний размер отходов в расчете на одно  парикмахерское кресло, а затем помножить отходы на число кресел в городе,  что технологически проще и быстрее, чем составлять несколько паспортов на каждую парикмахерскую. Ведь суть паспортизации - понять, где и сколько отходов образуется в экономике, как минимизировать и компенсировать негативное  воздействие на окружающую среду, пока же предприниматель скорее видит связь паспорта со  своим кошельком, а не окружающей средой и не спешит раскошеливаться, рискуя быть оштрафованным. К слову, в Архангельске малого предпринимателя решили оштрафовать за несоблюдение законодательства по обращению с отходами на 30 000 руб., с таким решением он не согласился и оспорил его в судебном порядке. Проиграв арбитраж, он подал апелляцию. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил  решение арбитражного суда отменить, а постановление комитета по экологии (от 28.10.2009 № 16-18-02/09-182) признать незаконным и отменить полностью. Подробнее см. ссылку

Предложение в отношении бизнес-инкубатора актуально и для других услуг, которые предприниматель (в широком смысле слова, отойдем от темы парикмахерских) должен оплачивать в добровольно-обязательном порядке. В таком случае, вводя какой-либо нормативно-правовой акт, несущий в себе финансовую нагрузку, государство стремилось бы к минимизации последней, ведь платить за все новшества пришлось бы ему самому. А не потребителю (т.е. нам с вами), на которого, по логике рыночной экономики, предприниматель должен переложить все расходы, возникающие в процессе производства услуги.

Не на себя

Сказать, что все парикмахеры являются предпринимателями, нельзя. Крупные салоны берут парикмахеров как наемных работников. Такой парикмахер, при наличии высокой квалификации, может заработать больше, чем,  если он сам арендует помещение и регистрирует ИП. Ведь все основные платежи раскладываются на несколько человек, что удешевляет нагрузку. Хотя последняя в последнее время заметно подросла («за январь мы заплатили в 2 раза больше, чем за декабрь», - рассказали в одном из салонов).

О росте нагрузки на малый бизнес нам откровенно говорят не только парикмахеры. Запомнилась фраза специалиста одной из госструктур: «Да, нагрузка заметно возросла, но предприниматель во всем виноват сам, потому что решил стать предпринимателем – т.е. ведущим свою деятельность на свой страх и риск». Невольно возник вопрос, так что предпринимателю надо сворачивать свою деятельность и также идти на работу в госструктуру или монополию?

«Я давно твержу жене, закрой свое дело, получи высшее образование, и  я устрою тебя на работу в крупную компанию, будешь получать нормальные деньги», - рассказывает экономист предприятия. «Если б я знал, как сильно возрастут платежи, то никогда бы не купил бизнес жене», - раскаивается он.

Другой выход, который может предпочесть часть предпринимателей, если вектор не изменится – «уйти в тень». Работая дома, парикмахер экономит на тарифах (для населения они заметно дешевле), аренде, налогах, страховых взносах и всем остальном. За счет такой экономии его цены заметно ниже, чем в дворовой парикмахерской, не говоря уже о салоне.

«Подстригли?»

Ответ на вопрос, куда делся бум на открытие парикмахерских, становится очевиден. Если сравнить цифры практически по всем статьям расходов сейчас и лет семь назад, они возросли в разы. В ответ на это парикмахерские были вынуждены поднимать цены, и очевидно (судя по росту расходов в 2011 году)  эта тенденция продолжится.  Бизнес не выглядит сейчас столь привлекательным как всего несколько лет назад, а чистый доход среднего (по Пскову) парикмахера-предпринимателя  сопоставим с зарплатой специалиста, работающего по найму. Кадровая проблема – одна из наиболее актуальных в отрасли, слишком многое зависит от мастера. Чтобы быть в курсе современных  технологий и предоставлять новые услуги салонам красоты приходится посылать специалистов на обучение в Санкт-Петербург и Москву, высокие расходы на обучение находят отражении в ценах на услуги салонов.

Полагаю, этот вид деятельности вполне подошел бы для того, кто желает начать свое дело, включая участников государственной программы самозанятости населения, при минимизации налоговой, арендной и тарифной нагрузки, субсидировании расходов на  соблюдение установленных государством норм. Вот только кто станет «двигателем» этого процесса непонятно. У парикмахеров нет своего активного профсоюза, как в крупных российских компаниях, нет и системного взаимодействия на уровне города между людьми, задействованными в индустрии красоты.

Единства нет и между органами государственной власти, которые могли бы помочь сегменту рынка в развитии. Если бы первый вопрос любого госслужащего или работника организации, контактирующей по роду своей деятельности с парикмахером-предпринимателем звучал: как я могу помочь или хотя бы не будут ли мои действия (в том числе нормотворчество) дополнительным бременем для бизнеса, градус активности бизнес-инициативы был бы заметно выше. В том числе и в сфере общественного питания, речь о которой пойдет в одном из ближайших экономических обзоров. 

Максим Голиков, к.э.н., аналитик Института регионального развития

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей