В середине позапрошлого века известный историк Николай Иванович Костомаров, побывав в Пскове и осмотрев здание вторых палат Меншиковых, написал: «Если бы я имел средства, то непременно купил бы его себе, и как оно есть, так и жил бы в нем, воскрешая в своем представлении глубокую старину псковскую». В веке нынешнем палаты на улице Советской уже не первый год находятся в запустении - но всего через несколько месяцев сюда вернется насыщенная жизнь, которая воскресит «глубокую старину псковскую» уникальным образом - в современном искусстве.
Выставка-форум, в которой примут участие мастера церковных искусств - художники и ремесленники, работающие на псковской земле, а также представители научной, музейной, художественной общественности и краеведческого сообщества г. Пскова и региона, пройдет в палатах Меншиковых по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.
Как будет организована работа выставки, каковы ее основные цели и сколько сегодня в Пскове иконописцев - читайте в эксклюзивном интервью с кураторами предстоящего мероприятия - изографом Аллой Павлусенко и искусствоведом, автором и ведущим программы «Культурная контрреволюция» на радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове Юрием Стрекаловским.
- Как давно возникла идея выставки, кто стал ее инициатором?
Ю.С.: Идея выставки-форума современного церковного искусства в Пскове возникла у митрополита Псковского и Порховского Тихона, а мы по его благословению стали ее развивать и воплощать. Работаем над проектом с начала года.
Юрий Стрекаловский
Псковщина - это не просто место, где сосредоточены памятники древнерусского церковного искусства, это место, где эта традиция продолжается, причем во всей своей полноте, в разных жанрах, стилях и видах искусства. В первую очередь это связано с особой историей церкви на нашей земле. В Псковской области расположен и единственный православный русский монастырь, который уцелел, сохранив традиции не только монашеского молитвенного делания, но и художественного. Именно у нас сложилось такое потрясающее явление, как послевоенная псковская школа реставрации. Причем все, кто имел к ней отношение, - Борис Степанович Скобельцын, Всеволод Петрович Смирнов, Михаил Иванович Семенов и другие - были не только реставраторами, но и художниками, ремесленниками. Будучи вполне светскими людьми, они тем не менее очень много общались с носителями традиций церковного искусства и в немалой степени способствовали сохранению наследия, художественных техник и навыков.
Стоит вспомнить и целое созвездие имен замечательных церковных художников, чье имя связано с Псковом: архимандрит Зенон, отец Андрей Давыдов, Антоний Николаевич Елизаров, выдающийся иконописец, мастер декоративно-прикладного искусства, который умер в конце прошлого года. Кстати, его незаконченные иконы по решению наследников и душеприказчиков попали к Алле, и когда-нибудь она, возможно, доработает их - это своего рода метафора, ведь в церковном искусстве, с одной стороны, есть художники и авторы, с другой, - мы видим автора, который растворяется в традиции. Церковное искусство по сути своей - соборный труд.
В целом мы бы хотели, чтобы выставка показала: церковное искусство на Псковской земле продолжается, это живая традиция, в рамках которой создаются значительные произведения, достойные внимания публики. При этом есть некая странная брешь: в общем и целом мы знаем, где можно познакомиться с современным искусством, полно галерей и специализированных художественных центров, а вот где увидеть работы современных церковных художников - не знаем.
- Какие направления в искусстве будут представлены на выставке?
А.П.: Будут представлены самые разные объекты и предметы современного церковного искусства: и иконопись, и стенопись, и шитье, ювелирное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, книжная миниатюра, архитектура, ковка, резьба по дереву, кости, янтарю...
Алла Павлусенко
Ю.С.: Церковное искусство по своей природе синтетично, ведь в Литургии естественным образом соединяются абсолютно все виды искусств - от словесных до пластических и музыкальных. Тут есть высокая поэзия и драматургия в богослужебных текстах, различные виды изобразительного искусства: станковая и монументальная живопись (иконы и стенопись), архитектура, книжная миниатюра и каллиграфия, различные виды декоративно-прикладного искусства (резьба, шитье, ковка, ювелирное мастерство и т.д.), искусство изготовления тканей и создания облачений и драпировок, музыка и даже искусство составления ароматов! Словом, в церковном искусстве задействованы все виды искусств, все техники и все органы чувств - это его уникальное свойство.
Владыка Тихон поставил перед нами задачу представить как можно более разнообразный спектр произведений искусства, мы стремимся эту задачу выполнить как можно лучше.
- Сколько художников примет участие в выставке?
А.П.: Сейчас их порядка тридцати, но, допускаем, что могли кого-то упустить из вида. Поэтому приглашаем всех желающих присоединиться к выставке и заявить о желании принять участие.
Ю.С.: Важное условие участия - связь с псковской традицией. То есть мы понимаем понятие «псковский художник» широко: если человек работал, формировал на нашей художественной почве свою технику, а позже уехал, но готов принять участие - мы только за!
- Формат мероприятия заявлен как выставка-форум, а форум, как известно, всегда предполагает некий спор, обсуждение, обмен мнениями. Как вы планируете реализовать эту возможность?
Ю.С.: Люди, которые занимаются церковным искусством, нуждаются в профессиональном общении, в том числе и потому, что, как я уже сказал, это искусство соборное. А жизнь сейчас так устроена, что чем больше город, тем меньше люди общаются. Но люди, которые заняты одним делом, нуждаются в том, чтобы общаться, видеть друг друга, ориентироваться на то, что происходит, необходимо и некоторое окормление - как со стороны священноначалия, так и со стороны впереди идущих авторитетов. Поэтому у нас в планах не только открытие выставки, но и проведение форума, собора иконописцев, изографов, которые могли бы друг на друга посмотреть, показать свои работы и обсудить важные проблемы начиная от вопросов приобретения материалов, заканчивая сложными вопросами богословия иконы и путей развития современного церковного искусства.
Мы надеемся, что эту встречу возглавит митрополит Тихон, который кроме того, что является архипастырем, известен многим еще и как творческая личность, писатель, тонкий знаток искусства. Кроме того, мы планируем, что модератором встречи станет кто-нибудь из знаменитых церковных художников, может, связанных с Псковом. Пока не можем сказать, кто это будет, но в любом случае, это будет человек, авторитет которого безусловен для всех участников, и который сможет рассудить споры, которые, как мы надеемся, будут вестись на этой площадке.
- Митрополит Тихон неоднократно высказывался о необходимости вовлечения в жизнь псковского православия молодежь. С вашей точки зрения, насколько выставка будет интересна для молодежной аудитории?
Ю.С.: Одна из важнейших целей выставки - просветительская, в том числе в молодежной среде. Мне приходилось преподавать в учебных заведениях, где готовят художников, и я часто сталкивался с тем, что молодежь считает церковное искусство чем-то древним или устаревшим. Поэтому, когда они задумываются, чем на жизнь зарабатывать, им приходит в голову что угодно - графический дизайн, иллюстрирование - но не церковное искусств. Они уверены: это здорово, прекрасно, но стародавнее, фрески ведь сейчас никто не пишет. Мне кажется, было бы интересно показать, что эта традиция живая, к ней можно прикоснуться, влиться в нее. Это может быть открытием для молодых, даже, так сказать, в плане профессиональной ориентации. Я думаю, что экскурсии по экспозиции откроют псковскому подрастающему поколению много нового.
А.П.: На выставке планируется экспозиция, где будет представлен процесс создания иконы. Каждый посетитель сможет увидеть, как современные иконописцы пишут иконы по древней, устоявшейся в веках технологии. Думается, это будет уникальный опыт для Пскова. Хотелось бы также добавить, что, кроме живописи и декоративно-прикладного искусства, на выставке будет присутствовать и музыкальная. Мы пригласили к участию византийский хор «Пахомий Логофет» из Санкт-Петербурга. В церковном пении, как и в иконописи, есть разные стили и традиции. Византийское пение - самое древнее, оно отличается от обиходного, распространенного сегодня в Русской Церкви, - это и другая нотация (невмы), и монодийность (пение в унисон), в общем, это совершенно другое звучание. В Пскове пока так нигде не поют. Причем посетители выставки смогут не только услышать византийское пение на концерте, но также принять участие в мастер-классах, которые проведут для них певчие хора.
- Мы говорили преимущественно о зрительской аудитории. А с точки зрения самих церковных художников, насколько интересна грядущая выставка?
А.П.: В Пскове на моей памяти ничего подобного не происходило. Мне как иконописцу эта идея изначально очень понравилась. Это замечательная возможность познакомиться с коллегами. Многие иконописцы действительно не знают друг друга. Мы думали, что в Псковской области иконописцев человек 6-7 максимум, а их, оказывается, более 20.
Мне кажется, что эта выставка нужна иконописцам, в первую очередь, для того, чтобы шире взглянуть на ситуацию. Сейчас ведется очень много разговоров о каноне, о стиле, но зачастую либо беспредметно, либо в контексте искусства России или мира в целом. А было бы интересно увидеть, как работают в Пскове - мы пишем все очень по-разному, в разных стилях.
Также был бы интересен взгляд со стороны - будь то авторитетный мастер или искусствоведы из Москвы или Санкт-Петербурга. Интересна была бы их оценка ситуации в псковском церковном искусстве. Думаю, выставка позволит как раз выделить типологические черты творчества именно псковских мастеров. Есть явление псковской иконы - кто-то может даже назвать свой стиль «псковской школой», но насколько это будет соответствовать истине, мы не можем сказать. Вообще понятие «школа» сейчас, на мой взгляд, - невозможное явление. Школы возникали в древности, когда люди жили замкнуто и творили в рамках традиции. Сейчас, когда границы размыты, мы все общаемся друг с другом, у нас есть Интернет, мы смотрим, как пишут в Италии, в Греции, у нас есть доступ к разным источникам... Не думаю, что сейчас где-то может сформироваться школа. Но не исключаю, что псковских иконописцев что-то и объединяет, допустим, палитра. На выставке мы бы и смогли увидеть - есть ли между нами какая-то общность или мы все очень разные?
- Что планируют организаторы по итогам выставки?
Ю.С.: Выставка проработает несколько месяцев - с конца июня (открытие мы планируем приурочить к Ганзейским дням) до начала осени. По итогам обязательно издадим хороший полноформатный каталог, в котором будет отражена вся картина современного церковного искусства Псковщины. В этом издании она будет представлена даже полнее, чем на выставке: ведь не все работы возможно привезти, некоторые иконы, например, уже находятся в иконостасах или в частных интерьерах.
Кроме того, мы надеемся, что выставка не станет единичным, разовым мероприятием. Возможно, в будущем в составе службы древлехранителя Псковской митрополии появится Центр современного церковного искусства, который и дальше будет заниматься изучением и популяризацией этого явления, тем более, что, как мы понимаем, в ближайшие пять лет в Пскове в принципе ожидается расцвет, возрождение церковной жизни и искусства - запланированы обширные реставрационные работы на многочисленных объектах; масштабные работы, о которых раньше можно было только мечтать. Этот центр станет местом, где участники художественного процесса смогут общаться на профессиональном уровне. Очень важно не вариться в собственном соку, а напитываться друг от друга, обсуждать вопросы и решать проблемы сообща. Конечно, при Центре начнет работу и детская школа, где регулярно будут проводиться творческие мастер-классы.
PS: Если вы хотели бы принять участие в выставке современного церковного искусства, обязательно напишите или позвоните куратору выставки:
Алла Павлусенко: 8-911-396-06-01, allikaalla@icloud.com
Юрий Стрекаловский: 8-911-364-79-93, strekalovski@gmail.com