Проект «Собор церковного искусства», включивший в себя выставку и Форум церковных художников, стал заметным явлением в культурной жизни Пскова и области. Одним из ярких участников этих событий стал председатель Псковского регионального отделения, известный архитектор-реставратор ВООПИиК Андрей Лебедев. Он рассказал, какие работы представил на экспозиции, а также поразмышлял о том, кто из псковских художников мог объединить вокруг себя местных иконописцев.
Архитектор-реставратор Андрей Лебедев. Фото: Вадим Боченков
- Андрей Михайлович, на недавней пресс-конференции организатор проекта «Собор церковного искусства Пскова», настоятель Спасо-Преображенского Мирожского монастыря иеромонах Серафим (Козулин) сообщил, что выставка вызвала большой интерес у аудитории: в день на нее приходит более 100 человек. Как вы думаете, с чем связано такое неравнодушие горожан и туристов?
- Современное церковное искусство - это совершенно определенная тематика, и на самой выставке были представлены как работы, выполненные в псковской традиции, так и работы иного плана, разные по уровню, мастерству, тому, как трактуются сами образы... Я даже не думал, что приходят сотни человек - для меня это новость. Видимо, это свидетельствует о повышении культурного уровня. Мне кажется, даже то, что выставка затронула тему церковного искусства, его проблемы, - уже неплохо. Об этом не говорили со времен выставки в Приказных палатах в 2004 году.
- Что вы представили на выставке?
- Я представил архитектурные проекты. Это, например, реставрация церкви Нерукотворного образа в Пскове. Это церковь в Спицино, на берегу Чудского озера, где дело уже идет к завершению. Там оказался очень интересный заказчик - настоятель этого храма, отец Григорий Ивасенко, очень хороший человек, обладающий художественным вкусом, что, в общем-то, редкость для священства в нынешнее время.
Также на выставке представлены две церкви в Невском районе Санкт-Петербурга - храм Первоверховного Апостола Петра, а также храм Рождества Христова, где мы работали с очень хорошим, вдумчивым заказчиком, который очень серьезно относился ко всем мелочам. Поэтому нам удалось сделать подходящий интерьер. Две иконы из этого храма даже прибыли на выставку.
- Кто автор этих икон?
- Николай Блохин и Алексей Яблочкин.
- Почему вы выбрали именно эти проекты? Они представляют псковскую школу?
- Не без этого. Я бы не сказал, что храм Рождества Христова создан в русле псковской школы, это, скорее всего, русско-византийский стиль. Псков туда и не подошел бы - это новый район, достаточно локальное место. Но дело в том, что внутри это Псков. Полностью. Там псковские иконы. Я хотел поместить этот проект на экспозиции, чтобы было понятно, откуда эти иконы.
- Вы как-то концептуально отнеслись к выбору проектов для выставки?
- Скорее, по их значимости.
- Каковы ваши впечатления от общения с художниками и искусствоведами в рамках Форума церковных художников?
- По-моему, это на данный момент не столь актуально. В любом случае должен быть какой-то авторитет, который задает тон всему направлению. А когда разговор ведут кто в лес, кто по дрова - я думаю, это не очень серьезно.
- Беседуя с нами недавно, псковский иконописец Дмитрий Яблочкин говорил о том, что Пскову не хватает масштабной личности, фигуры, которая вокруг себя собрала бы талантливых людей - такой, как когда-то отец Зинон. Вы согласны с этим мнением?
- Отец Зинон - это как раз не та фигура, которая сейчас может объединить. Он ушел очень далеко и от псковской иконописи, и от Руси - забрался в катакомбы, ушел в романику, потом перешел в оформительскую живопись - я бы так назвал то, чем он занимается.
- Какие качества могут выдвинуть подобную личность в современной псковской школе церковного искусства?
- Я думаю, это, в первую очередь, должен быть педагог-наставник, тот, кто действительно умеет писать. Именно этого, на мой взгляд, на этой выставке не хватало. Были отдельные хорошие работы, даже можно сказать, их было достаточно много - целый зал, в том числе и Ксения Федорова.
- В рамках Форума художники встречались с митрополитом Псковским и Порховским Тихоном. Какое впечатление произвел на вас диалог с владыкой?
- Общение показало, что митрополит способен на диалог, готов выслушать и рассказать что-то о том, что у него в задумках. А это существенно.
- То есть работа для псковских церковных архитекторов и иконописцев все же найдется в ближайшее время, верно?
- Да, не только за пределами Псковской земли, но еще и у нас.