Новости партнеров
Культура

Екатерина Мечетина: Картинка с выставки

19.03.2012 08:53|ПсковКомментариев: 8

В музыкальных кругах частенько обсуждают вопрос, почему женщин-пианисток меньше, чем мужчин? На концерте Екатерины Мечетиной, что прошел вчера вечером в большом концертном зале филармонии, я нашла ответ лично для себя...

Екатерина Мечетина - лауреат международных конкурсов, лауреат молодежной премии «Триумф», лауреат премии президента для молодых деятелей искусств, солистка Московской Государственной академической филармонии. Она является одной из самых талантливых и ярких молодых пианисток мирового уровня. Заниматься музыкой начала в четырехлетнем возрасте, закончила известную во всем мире Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, затем Московскую консерваторию, а в 2004 году - аспирантуру МГК в классе выдающегося музыканта и педагога, воспитавшего более сотни лауреатов, всемирно известного профессора Сергея Доренского.

Екатерина принимала участие в крупных международных фестивалях, включая всемирно известный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, фестиваль в Дубровнике (Хорватия), а также фестиваль «Crescendo» в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пскове, Тюмени, Париже, Риге. В обширном репертуаре молодой пианистки - более сорока пяти концертов для фортепиано с оркестром, многие из которых были исполнены под управлением Спивакова, Ростроповича, Сондецкиса, Симонова, Когана, Ситковецкого, Сладковского, Скульского и других выдающихся дирижеров. Родион Щедрин, впервые услышав Екатерину, доверил именно ей мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта.

Выступление Екатерины Мечетиной в Пскове состоялось в рамках 38-го фестиваля русской музыки, посвященного М.П.Мусоргскому и Н.А.Римскому-Корсакову. В концерте прозвучали отрывки из музыки балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского в переложении М.Плетнева, три пьесы из музыки балета «Петрушка» И.Стравинского и «Картинки с выставки» М.Мусоргского.

Пьесы очень сюжетные, каждая - со своим характером, с постоянной борьбой разноречивых эмоций и настроений. Романтика и лирика Чайковского (впрочем, «разбавленная» искрометным энергичным Трепаком) сменилась причудливой изломанной музыкой Стравинского, а затем - трогательным в своей русской монументальности Мусоргским. Рождественская гармония снежинок растаяла и уступила место предвесеннему масленичному разгулу, который вполне уместно переждать в картинной галерее...

Если «Картинки с выставки» Мусоргского были написаны для фортепианного исполнения, то музыка Чайковского и Стравинского существуют в сознании слушателя как балет, то есть произведения оркестровые и зрелищные. Тем не менее, благодаря высокому мастерству и удивительной эмоциональности, Екатерине Мечетиной удалось достичь симфонизма и воспроизвести нюансы оркестровки при помощи одного инструмента. Мелодия переходила, перетекала, оказывалась то в правой, то в левой руке, извивалась, плелась как хитрая вязь затейливого повествования. Совсем как кружево, украшавшее элегантное черное платье исполнительницы.

Во время антракта мое внимание привлек разговор соседок. Не надо было быть Шерлоком, чтобы определить их  принадлежность к миру музыкальной педагогики. «Тяжело женщине быть пианисткой, физически не дотягивает. Вот Чайковского играла - волновалась, не доигрывала. Но молодец - как в фигурном катании: справилась с собой, не остановилась, а продолжила играть. Стравинского сыграла технично, правда, немного по-ученически, прилежно и скованно. - А ты обратила внимание на посадку? Играть в наклоне легче. Помнишь, как сидит Мацуев: это он на джазе может сидеть и вихляться. А когда классику играет - всегда спина ровная, прямая»... И окончательный вердикт: "»Но красавица! Тяжело ей, конечно, хотя эмоции у нее есть, характер есть, руки сильные - смотри, какие вены. Раз уж встала на этот путь, теперь надо идти»...

Неудивительно, что женщин-пианисток мало в сравнении с мужчинами. Дамы всегда строже относятся друг к другу. В концертные залы в большинстве своем приходят женщины. Учтите, что многие из них музыкально подкованы. Женщины почти не оставляют друг другу шанса. Тем радостнее и интересней пример Мечетиной.

По окончании концерта на сцену поднялся заместитель председателя комитета Псковской области по культуре Владимир Куприн. Вручив Екатерине цветы и диплом участника фестиваля, он выразил искреннюю благодарность и восхищение концертом. По его словам, каждое выступление Екатерины на псковской земле - это событие: «Псковичи всегда счастливы видеть вас на нашей сцене».

Екатерина, в свою очередь, поблагодарила всех зрителей и исполнила на бис Чайковского «Май. Белые ночи». Как откомментировали мои соседки, «можно было что-нибудь оригинальнее и сложнее на бис сыграть»...

Но, как говорится, зима недаром злится, и пожелание Екатерины, высказанное перед исполнением на бис, - «чтобы скорее наступила весна» - исполнилось на все сто. Всех зрителей, высыпавших на улицу по окончании концерта, встретил моросящий дождик.

«Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает Май!» (А.Фет, эпиграф к пьесе П.Чайковского)

Фестиваль русской музыки продолжается, в Псков идет весна…

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей