Новости партнеров
Культура

Пушкинский день закончился в Пскове праздником русской классической музыки

07.06.2012 09:34|ПсковКомментариев: 3

«Пушкин есть явление чрезвычайное, - написал Гоголь в 1832 году, - и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». «Может быть» - оговорился на всякий пожарный автор «Мертвых душ», прекрасно осведомленный о главной загадке русской души: никогда не знаешь, чего от нее ждать.

Противоречия и искания русского человека стали основным мотивом концерта, завершившего вчера Пушкинский праздник поэзии на псковской земле. Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев) впервые давал концерт в нашем городе. Музыканты с радостью и благодарностью приняли приглашение принять участие в празднике.

Оркестр исполнил произведения А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, В.Г.Кикты и П.И.Чайковского. На вопрос, что объединяет этих композиторов, Николай Винокуров (дирижер, заменивший приболевшего Владимира Федосеева) ответил: «Это русские композиторы, и их творчество так или иначе связано с именем Александра Пушкина. Например, Чайковский неоднократно черпал вдохновение в произведениях великого поэта. Пушкинские тексты стали первоисточником «Пиковой дамы», «Евгения Онегина», «Мазепы».

В результате все произведения, разноплановые по звучанию и содержанию, создали живой яркий подвижный образ непонятой и непонятной русской души со всеми ее метаниями и сомнениями.

Открыла концерт увертюра А.П.Бородина к опере «Князь Игорь». Героическая музыка под стать началу эпического сказа о походе русских полков на половцев. Мужество, порой безрассудное, любовь к Родине, честь и достоинство воина – все это слышно в величавом течении музыки Бородина. «Теплое, певучее, гибкое» звучание – визитная карточка Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского. Как подчеркнул на пресс-конференции, предварившей концерт, Николай Винокуров, секрет такого мастерства – в том, что «от музыкантов требуется не формальное извлечение музыки, а творческий, не ремесленнический подход».

На смену гармоничной увертюре пришли рваные диссонансные звуки фантазии М.П.Мусоргского «Ночь на лысой горе». Чертовская удаль ночных плясок весьма зримо воплотилась в исполнении Большого симфонического оркестра им.П.И.Чайковского. Можно с уверенностью сказать, что шабаш ведьм на сцене БКЗ псковской филармонии удался. Сам Мусоргский так говорил о своем произведении: «Форма и характер моего сочинения российски и самобытны. - Тон его горячий и беспорядочный. - В сущности шабаш начинается с появления бесенят, п. ч. поганая слава входила по сказаниям в состав шабаша, но я назвал (в содержании) эпизоды отдельно для большей легкости запечатления музыкальной формы - так как она нова... Подземный гул нечеловеческих голосов. - Появление духов тьмы и, вслед за ними, Чернобога. - Величание Чернобога и Черная служба. - Шабаш. - В самом разгаре шабаша раздаются отдаленные удары колокола деревенской церкви, они рассеивают духов тьмы. - Утро».

Развеять бесовские кошмары помогли «Святые фрески Софии Киевской» - концертная симфония для арфы с оркестром, написанная советским композитором Валерием Киктой в 70-е годы прошлого столетия. Благодаря Эмилии Москвитиной удивительный инструмент, редко украшающий сцену псковской филармонии, смог воссоздать свет и гармонию древнего искусства. Наконец-то стало понятно, что такое «тихоструйность». Но этим концертная симфония не ограничивается: светлая, напевно льющаяся героически возвышенная музыка сменяется тревожной изощренной звукописью («Скоморохи»). Эмилия Москвитина, которую за рубежом называют «Золотой арфой России», как и обещали перед концертом, подарила псковичам роскошную прекрасную музыку.

Закончила концерт симфония №4 П.И.Чайковского, написанная им в период душевного смятения и кризиса: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». Хандра во многом была вызвана проблемами в личной жизни композитора. Возможно, сказались и сложности в общественной жизни России того времени: страна только что вышла из неудач русско-турецкой войны. Главной темой четвертой симфонии Чайковского стала борьба человека с Фатумом, сближающая это произведение с Пятой симфонией Бетховена. По мысли композитора, «вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности с скоропереходящими сновидениями и грезами о счастье»... Человек не находит спасения ни в воспоминаниях, ни в диких образах воображения. «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам... Жить все-таки можно». В последней части симфонии мысль о возможности спасения через сопереживание народной стихии воплощается в вариациях на тему русской народной песни «Во поле береза стояла». То тоскливая, то мажорно-оптимистичная, эта тема приводит симфонию к финалу - праздничному народному ликованию.

Видимо, в таких разных по характеру произведениях псковичи действительно почувствовали что-то свое, родное. Слушатели, по обыкновению, долго прощались с музыкантами, осыпали их овациями, цветами и благодарностями. Артисты, впрочем, обещали вернуться в Псков – «если пригласите». Вновь это загадочное русское «может быть»…

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей