Новости партнеров
Культура

«За два года хорошего нечего припомнить»

13.11.2012 22:45|ПсковКомментариев: 88

Уход с поста руководителя городского управления культуры Елены Шишло подводит черту под попыткой «петербургской модернизации» областного центра. Не касаясь остальных направлений, можно уверенно констатировать, что перестройка псковской культуры не удалась. И пока местное культурное сообщество провожает Елену Григорьевну откровенным улюлюканьем, наблюдатели пытаются понять, в чем же заключалась ошибка: в принципах и подходах или неправильном менеджменте. То ли «псковское культурное болото» в принципе невозможно расшевелить, то ли курс на модернизацию - или «развал псковской культуры», как формулировали сами культдеятели  на сайте губернатора - изначально прокладывался с помощью поломанных навигаторов.

История с назначением Елены Шишло на должность начальника управления культуры администрации Пскова - это летопись неудачи. По сути, главный итог прошедших двух лет - потеря интересного режиссера-постановщика, чьи работы как минимум заставляли говорить о драмтеатре им. Пушкина. Вернуться в профессию в Пскове, настроив против себя коллег по цеху и местное культурное сообщество, в целом Елене Григорьевне будет достаточно трудно. Это в самом деле потеря - не так много в городе творческих людей, а еще меньше  руководителей культурных учреждений, которые привлекают к себе внимание вплоть до желания поставить их во главе всей отрасли.

Истоки неудачи (мы не оцениваем конкретные результаты работы в отрасли за эти два года) легко понять, посмотрев «поверх голов»: откуда, зачем, почему «на культуру» была поставлена Елена Шишло. Вспомним, что она заняла пост 24 августа 2010 года, после того как предыдущий руководитель, Феда Тесленко, была фактически выпровожена на пенсию заместителем главы администрации Александром Вологжаниным. Сам экс-куратор социальной сферы, господин Вологжанин - доверенное лицо губернатора Андрея Турчака, бывший «молодогвардеец», десантированный в декабре 2009 г. в структуры городской власти. А главным «питерским» в Пскове был, конечно же, Петр Слепченко, занимавший пост сити-менеджера с 12 октября 2010 г. по 18 июня 2012 г. Именно ему в наследство достались оставшаяся от времен Михаила Хоронена фактически нетронутой городская социалка и креатура губернатора в лице Александра Вологжанина, проявлявшего немалое рвение в деле ее тотальной перетряски, в особенности образования и культуры.

Наблюдатели воспринимали губернаторский, или «петербургский», десант во властные структуры областного центра как попытку модернизации «отсталого, провинциального» управления Пскова. Петра Михайловича в этом смысле чиновники и горожане вспоминают, по большей части, с уважением и благодарностью - ему действительно удалось задать администрации динамичный рабочий ритм. Александр Вологжанин не смог бы похвастаться подобным отношением - его кураторство в сфере культуры обернулось рядом скандалов и с позором закончилось в конце прошлого года. Его ставленница и подчиненная Елена Шишло уходит в похожей атмосфере.

Неуклюжие действия Александра Вологжанина, требовавшего от подчиненных неукоснительного проведения в жизнь его видения, даже если они с этим не согласны, достаточно быстро породили целую цепь искр и возгораний по всей соцсфере. Елена Шишло вне зависимости от того, какое у нее было свое представление о целях и задачах, почти сразу стала заложницей ситуации, ее фамилию в письмах на сайт губернатора стали ставить в один ряд с А. Вологжаниным. Серия локальных конфликтов в культурных учреждениях  вылилась в заочную полемику о планах т.н. реформирования псковской культурной сферы, которое официально не провозглашалось как таковое, однако стало общим местом в кулуарных разговорах и прессе. Потребность в модернизации исходила из анализа проблемной ситуации, понимание которой заключалась в том, что вся культура Пскова - это болото и царство застоя, что, конечно же, недопустимо в рамках нового прогрессивного правления. Метод исправления ситуации был выбран традиционный: «…разрушим до основанья, а затем…». По крайней мере, именно такое представление сложилось у руководителей творческих коллективов, которых попросили переехать из Городского культурного центра в необустроенный Дом офицеров, у художников, которых стали выселять из выставочного зала на Ленина, 1 и пр. Дело закончилось открытыми письмами, обращениями на сайт губернатора и паническими публикациями в псковских СМИ.

Культура стала одним из рубежей разлома в отношениях главы города Ивана Цецерского и сити-менеджера Петра Слепченко, противоречия между которыми стали резко нарастать в конце минувшего года. Накануне выборов в городскую Думу глава Пскова решил воспользоваться разогретой до предела ситуацией, вмешаться в процесс и взять на себя попечение над политикой в области культуры, а также приструнить чиновников горадмина. Прислушавшись к стонам культурной общественности, Иван Николаевич, что несомненно принесло ему их симпатии, в начале года заявил о намерении создать общественный Совет по культуре без участия чиновников администрации. В ответ Петр Михайлович выразил свое недоумение, напомнив, что такой совет обе ветви городской власти договорились создать давно и совместно. Тогда же сити-менеджер обозначил основные направления работы в культурной сфере на 2012 год. Напомним их:

  • Введение муниципальных надбавок к зарплатам работников культуры
  • Ремонт учреждений культуры, таких как Городской культурный центр, Дом офицеров, Детская музыкальная школа №1
  • Открытие Центра детского чтения на ул. Р. Люксембург, 23
  • Обустройство новых культурно-развлекательных объектов в Детском парке, на набережных рек Пскова и Великая и детских интерактивных площадок на Завеличье и Запсковье.
  • Развитие фестивального движения за счет проведения таких фестивалей, как «Ветер перемен», «Стрит-арт», «Регион 60»
  • Подготовка к празднованию Года культуры в Пскове и проведению Дней Русской Ганзы.

Отчет по этому списку в конце года будет коротким: «Ничего не сделано». Понятно, что главной причиной этого стал затянувшийся внутренний конфликт двухголовой модели городского управления, закончившийся отставкой самого Слепченко. То есть подготовка к Ганзейским дням, которую курирует Иван Цецерский, разумеется, идет, не без этого, но фестивальное движение горожан не коснулось. Что происходит с набережными и Детским парком - видно невооруженным глазом: стройка, плавно переходящая в разруху. Центр детского чтения на ул. Розы Люксембург, один из проектов Слепченко, который натолкнулся весной на противодействие депутатского большинства,  также не был открыт - за отсутствием финансов реконструкция бывшего мебельного магазина остановилась. Ремонтов, как уточнила редакция ПЛН у руководителей учреждений, в этом году не случилось ни в ГКЦ, ни в Доме офицеров, ни в ДМШ №1. Надбавок у работников муниципальных культурных учреждений на сегодняшний день также нет, хотя вопрос находится «на стадии согласования», сообщили нам в городской пресс-службе. Но, давайте смотреть правде в глаза, и на будущий год появление дополнительных выплат маловероятно, учитывая общую ситуацию с бюджетом.

Фактически провалилась и титульная идея Елены Шишло: создать в Пскове Театр юного зрителя. Театр, по сути, так и не заработал, хотя создано юрлицо, и 29 ставок под него вроде как удалось выбить. На Новый год под брендом нового ТЮЗа в ГКЦ был показан спектакль «Волшебный билет в царство Снежной Королевы». Обозреватель «Псковской губернии» Алексей Семенов увидел на сцене «всё тот же слегка модернизированный театр «Бенефис» Елены Шишло». С тех пор новостей от ТЮЗа не слышно.

Не стал «брендовым учреждением Пскова» - местом реализации современных арт-проектов и творческих новаций, и сам ГКЦ, реорганизация которого заняла основное внимание управления культуры при Елене Григорьевне. Будущий «очаг культуры» начали было освобождать от самодеятельных творческих коллективов, но за них, как уже говорилось, вступился Иван Цецерский. Как именно планировалось переустроить работу Городского культурного центра, кроме желания избавить от «рудиментов прошлого», осталось до конца невыясненным. Реформы закончились в июле 2012 года, когда в отставку подала директор ГКЦ Юлия Мисикова, выпускница московского театрального института им. Щукина, в свое время представленная депутатам гордумы Александром Вологжаниным. Поводом для увольнения послужили «множественные финансовые и правовые нарушения, нарушения финансовой дисциплины по внебюджетным источникам», обнаруженные проверкой контрольно-счетной палаты.

Сегодня, комментируя отставку, псковские деятели культуры не скрывают злорадства. «За два года хорошего нечего припомнить. Мы с Еленой Шишло познакомились на правлении Союза, она тогда пришла с Вологжаниным и Гаврюшкиным уговаривать нас отдать выставочный зал. Тех уже нет на горизонте. Она развалила культуру, говорят, выгоняла музыкантов, хоровиков, всё искала, где бы ей Театр юного зрителя открыть», - к примеру, рассказывал коллегам из газеты «Комсомольская правда» член Союза художников России, бывший главный художник Псковского театра кукол Сергей Семенов.

Единственным аргументом в защиту Елены Григорьевны могло бы стать снобское: было бы что разваливать. Что такое «псковская культура»? Одни скажут - «болото», другие - «традиции», а в итоге обе стороны согласятся: главное достижение местных учреждений культуры состоит в том, что они есть.

Очевидно, что администрирование культуры в Пскове находится в затяжном, хроническом кризисе. В этой сфере сохранилось, а точнее - законсервировалось, советское представление о культуре: чиновники, под ними - учреждения, в учреждениях - «народные коллективы». Культурный продукт в значении «искусство» остался в областной филармонии и Псковском драматическом театре. В остальном «культура» сегодня подменяется дополнительным образованием (детские кружки, музыкальные и художественные школы) или самодеятельностью. И то, и другое не имеет никакого отношения к утолению духовного и эмоционального голода - при наличии интернета, частных клубов, массы коммерческих заведений человек найдет, чем себя занять.

Современные управленцы ни разу не задались вопросом: зачем сегодня нужен ГКЦ или Дом офицеров? Время от времени, правда, всплывает слово «рентабельность» - утопичное, если не абсурдное, понятие по отношению как к самодеятельности, так и дополнительному образованию. При этом сегодня значительно больше, чем в советское время, востребованы открытые общественные площадки, где можно было бы представить и обсудить социальные или градостроительные проекты, провести городские праздники, фестивали, публичные дискуссии. Не будет преувеличением сказать, что такого рода инициативы попадают в стены ГКЦ по минимуму и только если они исходят от органов власти.

В Пскове остаются проблемы с инфраструктурой поддержки и стимулирования творческой среды. Что при Феде Тесленко, которая возглавляла управление почти 13 лет, что при Елене Шишло, удержавшейся на посту всего два года, все интересное, что не стыдно предъявить иногородним гостям, создавалось и жило без участия муниципальных чиновников. Нельзя сказать, что Псков - сам по себе тухлый город, отнюдь: здесь периодически рождаются вполне пристойные творческие проекты. Проблема в том, что администрация их не замечает - иногда даже в упор (как было с творческим пространством «Завод»).

Это, на самом деле, серьезный вопрос: как оживить творческое и досуговое пространство провинциального небогатого города? Какой вообще в идеале может быть культурная среда в современной провинции? Наивно полагать, что ответ способен дать любой столичный гастролер, функционер «Молодой гвардии» или руководитель одного из учреждений. Это повод для глубокой экспертной дискуссии с участием социологов, философов и акторов современного искусства. Пока не проведена такая работа, любая попытка «модернизации» будет напрасной тратой сил и ресурсов, при большей или меньшей степени озлобления деятелей культуры. Плюс, в хаотичных реформах всегда есть риск выплеснуть ребенка вместе с водой - перестройка без генерального плана обычно надолго замирает в стадии демонтажа.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей