Сегодня на расширенном заседании коллегии прокуратуры Псковской области обсуждался вопрос о контроль-надзорной деятельности при выделении и освоении бюджетных средств в сфере культуры.
Как передает корреспондент Псковской Ленты Новостей, открывая обсуждение этого вопроса прокурор региона Тимур Кебеков напомнил, что в Псковской области насчитывается свыше 4000 объектов культурного значения, более 500 из них – памятники федерального значения. «Чтобы их восстановить и сохранить, требуются серьезные финансовые траты – и их расходование необходимо контролировать», - подчеркнул он.
Прокурор также напомнил, что в регионе действуют 25 целевых программа в сфере культуры (2 – федеральных, 3 – областных, 20 – муниципальных). За последние 2 года по ним было выделено более 3 млрд рублей. Поэтому, подчеркнул Тимур Кебеков, контроль за бюджетными тратами в сфере культуры «необходимо сделать приоритетом как для правоохранительных органов, так и для органов финансового контроля».
Однако, добавил он, в нынешнем году выявлено довольно мало нарушений в этой сфере. «У нас что, в этом сфере нет никаких проблем? Вы сами знаете, что это не так», - возмутился Кебеков.
Затем он передал слово для доклада начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры Ольге Горовацкой.
Она отметила, что в 2012 году было зафиксировано недофинансирование областных целевых программ в сфере культуры, что явилось следствием несвоевременного размещения заказов на выполнение работ на объектах культурного наследия, некачественное составление и длительное согласование с органами госвласти региона технических условий при размещении заказов.
Так, в рамках работ по празднованию 1150-летия Изборска, при проведении скандального ремонта ул. Веровской, и в рамках работ по созданию туристско-рекреационного кластера «Псковский» в Пскове – при реконструкции набережной реки Великой – выделенные средства не были освоены в полном объеме по причине приостановления либо прекращения работ из-за допущенных при составлении проектно-сметной документации нарушений законодательства об охране культурного наследия.
Кроме того, главные распорядители и получатели бюджетных средств в ряде случаев ненадлежащим образом осуществляли свои полномочия. Так, в ходе той же подготовки к празднованию 1150-летия Изборска, несмотря на то, что работы на объекте культурного наследия «Усадьба купца Анисимова» выполнены с грубыми дефектами, они были приняты. А впоследствии – при выявлении недостатков – штрафные санкции за срыв контракта не применены – хотя, по результатам экспертизы, здание оказалось непригодным для использования по функциональному предназначению: система отопления оказалась рассчитана с нарушениями, из-за чего в какой-то момент температура в доме опустилась до 7 градусов, а в пристройке лопнула труба, из-за чего залитыми водой оказались много помещений, обвалилась часть потолка.
Кроме того, при анализе сметы ремонта «Усадьбы купца Анисимова» было установлено, что она завышена на 3 млн рублей (то есть в два раза – при общей стоимости 6 млн рублей).
Также в 2012 году допускались нарушения закона при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. В Дедовическом, Гдовском, Новосокольническом, Опочецком, Себежском районах реестр закупок велся с нарушением Бюджетного кодекса РФ. В отдельных случаях муниципальные контракты не содержали положения о выплате неустойки в случае их неисполнения.
Ольга Горовацкая отметила, что неполное освоение средств, выделяемых на культуру, имеет как объективные, так и субъективные причины. К числу объективных причин в ряде случаев относится позднее поступление денег из федерального бюджета. (Так, например, средства по созданию туркластера «Псковский» в 2011 году – 547 млн рублей - поступили лишь в декабре, и освоить их не хватало времени. Это сказалось и на качестве работ в 2012 году).
Субъективными причинами, отметила г-жа Горовацкая, является несвоевременное размещение заказов на выполнение работ на объектах культурного наследия, а также их некачественное составление.
Нецелевого расходования практически средств в сфере культуры при проведении проверок, продолжили он, не выявлялось – но были выявлены траты неэффективные и неправомерные.
Начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры также добавила, что у прокуратуры есть претензии и госкомитету региона по культуре и туризму. В том числе – по факту отсутствия согласования работ на улице Веровской в Изборске и по реконструкции набережной (госкомитет не указал, что Петровские бастионы являются объектами культурного наследия, из-за чего в смете не были предусмотрены дополнительные необходимые работы)
Заслушав этот доклад, а также содоклады представителей Росфинмониторинга и Счетной палаты Псковской области и председателя госкомитета региона по культуре и туризму Александра Голышева, прокурор региона Тимур Кебеков напомнил, что в следующем году ожидается поступление очередного большого объема федеральных средств на культуру: 170 млн рублей – на ремонт драмтеатр, свыше 400 млн – на работы по туркластеру, и т.п.
Поэтому, отметил он, необходимо усилить контроль за расходование средства в этой сфере, а также рекомендовал прокурору Пскова проверить местные учреждения культуры, через которые идут основные каналы финансирования отрасли.
Кроме того, г-н Кебеков сообщил о необходимости более тесного взаимодействия прокуратуры и правоохранительных ведомств с органами контроля (Росфинмониторингом, региональной Счетной палатой и контрольным управлением администрации области). Он предложил проработать вопросы обмена информацией контрольных и правоохранительных органов субъекта с федеральными органами, осуществляющими контроль за расходованием денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, и осваиваемых на его территории организациям, расположенным за пределами области. Такое сотрудничество позволит более оперативно выявлять факты нецелевого расходования денежных средств.