Новости партнеров
Культура

Культобзор: неотразимое обаяние радости

15.05.2013 10:50|ПсковКомментариев: 5

После апрельских, чередой прокатившихся фестивалей и монументальных выставок, в преддверии больших симфонических проектов и масштабных музейных акций, спрессованных в один-два дня, но по фестивальному многосоставных, минувшую неделю, наверное, справедливо будет назвать скромной и «камерной» — при всей яркости «ключевых» её событий.

Городу и миру

Даже из размашистого, сотнями концертов по всей стране исчисляемого «Пасхального фестиваля» маэстро Гергиева, на долю Пскова на этой неделе выпал не грандиозный концерт симфонической, хоровой или колокольной музыки, а скромный вокальный вечер в одном отделении. Выступление солистов «Академии молодых певцов Мариинского театра» — Гелены Гаскаровой (сопрано), Екатерины Сергеевой (меццо-сопрано), Ильи Селиванова (тенор), Григория Чернецова (баритон) — было безусловно, очень впечатляющим: великолепные, роскошно сильные и гибкие, богатого тембра голоса, хорошая выучка плюс неотразимое обаяние: молодости, счастливо складывающейся творческой судьбы, сиюминутного успеха etс. С гордостью за своих воспитанников художественный руководитель проекта заслуженная артистка России, Украины и Северной Осетии Лариса Гергиева отмечала их колоссальный — для таких-то молодых лет — гастрольный опыт: они выступают по всему миру, их знают в Европе. Гелене Гаскаровой, например, аплодировала публика Капитолия Тулузы — здесь певица дебютировала с партией Татьяны в «Евгении Онегине» и пела Иоланту. Или, скажем, очень молодой Григорий Чернецов буквально несколько дней назад с успехом выступал в концерте, на котором присутствовал принц Чарльз. В рамках уже нынешнего Пасхального фестиваля молодые певцы Мариинки приехали в Псков из Архангельска, а до того были в Липецке, Ельце, Кисловодске, выступали в Старом Осколе — большой промышленный, но мало отмеченный на музыкальной карте страны город. Сразу после псковского концерта, в ночь, петербургские артисты и их наставница поехали в Тверь. А потом, буквально через несколько дней столь полюбившийся псковской публике Илья Селиванов, в частности, отправится в Италию, другие разлетятся по своим концертам… «Словом, у ребят очень плотный гастрольный график; и при этом, — подчёркивает Лариса Гергиева, — для меня важно приучить их петь хорошо, с максимальной отдачей не только в Париже, но в любом, даже самом маленьком, провинциальном городе». Ну и, разумеется, все они, даже пятикурсник Санкт-Петербургской консерватории Илья Селиванов, заняты в спектаклях Мариинки, имеют контракт с этим, мирового уровня театром.

 Светлое — действительно пасхальное, весеннее — впечатление от выступления молодых артистов не испортила даже некоторая пестрота программы, в общем-то странная для концерта такого уровня: со сцены вперемешку звучали и Оффенбах, и Минков, и Верстовский, и Пуччини, восторженная рубинштейновская эпиталама богу Гименею, с трагическим подтекстом романсы Чайковского, народная «Ой ты душечка»… Большой блок прекрасных, с глубоким чувством исполненных военных песен — XII Пасхальный фестиваль был посвящён 70-летию битвы на Курской дуге — неожиданно завершили …застольной Кола из оперы «Кола Брюньон» Дмитрия Кабалевского, той самой, про харчевню «Лисий хвост», открытый всем, кто ищет любви весёлой трактирщицы…

Отвечая на вопрос о том, по какому принципу они с учениками выбирали произведения для программы псковского концерта, Лариса Гергиева отметила, что упор, конечно, делали на классические шлягеры (в афише действительно были анонсированы «Популярные хиты…», — будто хиты могут быть какими-то другими, не популярными…). «Однако мы не забываем, что всякий раз должны исполнять интересные, новые для зрителя произведения, — отметила Гергиева, — такие, как например, прозвучавший в этом концерте великолепный романс Алексея Мачавариани «Ты полна чудесной красоты». И, похвалив доброжелательную и благодарную псковскую публику, сказала, что было бы здорово приехать ещё разок, не в рамках фестиваля, а просто так, с какой-нибудь из тематических программ, которых у воспитанников «Академии…» много. Например, есть программа из произведений композиторов «Могучей кучки», или, другая, из одних только серенад — очень интересная получилась, и разве Псков не стоит серенады?..

Двенадцать месяцев

Весеннюю радость, а ещё лёгкость и ясность — в первую очередь — подарила зрителям и Ираида Самойленко: работы псковской художницы экспонируют на новой выставке в Святогорье, точнее — в Тригорском, в выставочном зале в мемориальной усадьбе Осиповых и Вульфов, сердечных приятелей и деревенских соседей ссыльного Пушкина. Выставку, которую художница назвала «Край холмов, полей и неба», в музее открыли в рамках проекта «Личный взгляд».

Вообще-то, выставлять пейзажи в Пушкинском Заповеднике — затея для всякого художника не то, чтобы опасная, но рискованная. Здесь, стоит только выйти на открытый воздух из замкнутого пространства выставочного зала, такие виды вокруг — любая живопись меркнет при вольном и невольном сравнении.

Однако, храбрые люди — художники: отваживаются ведь!

Вот и в экспозиции Ираиды Самойленко кроме прочего есть пейзажи, написанные здесь, в Святогорье: очень живые, полные света и некого движения, будто художница старалась запечатлеть самые ветреные мгновения. Интересно, что виды Изборска, представленные тут же, совсем другие: церкви и деревья здесь прочно стоят на земле и даже трава и цветы как будто чуть-чуть монументальны…

Ираида Самойленко. Изборская крепость (2006).

С пейзажами на выставке соседствуют композиции из листьев и цветов и натюрморты, с акварелями и карандашными рисунками — живопись, гобелены и батики. При этом на выставке нет и двух десятков работ, но «высказывание» об идеальном мире получилось достаточно ёмкое, и полноцветное, несмотря на то, что в характере художницы, казалось бы, — выбирать только светлые тона. Кроме того, сделанные «без претензии», казалось бы, работы, не удивление гармонируют с «деревенскими» интерьерами усадебного выставочного зала — с простыми бревенчатыми стенами, с печью из бело-голубых, в цветочек, изразцов…

Выставка работ Ираиды Самойленко в Тригорском будет открыта всё долгое лето, когда народа — живого, любопытного, открытого новым впечатлениям, Пушкину, литературе и искусству — в заповеднике «Михайловское» очень много. Эдакий основательный заключительный аккорд юбилейного для художницы — члена Союза художников России, участника движения «Псков-Арт», лауреата премии Администрации Псковской области в сфере культуры и искусства — года. В течение этих двенадцати месяцев у Ираиды Самойленко в Пскове и в области прошло несколько «персоналок». В том числе в зале Детской школы искусств города Пскова, где она преподаёт, и в выставочном зале Псковского отделения Союза художников России, да в тех же Пушкинских Горах — только экспозиция тогда была развёрнута в районной библиотеке и совсем из других оабот выстроена.

…И зелёный попугай

Другая необыкновенно позитивная и очень яркая выставка — эдакий сгусток чистой радости — ждёт любителей изобразительного искусства в Пскове, в библиотеке на Конной. Называется она «Читая мексиканский дневник», а с автором «путевых заметок» Иваном Несветайло псковичи уже могли познакомиться в начале нынешней весны — как с серьёзным художником-монументалистом, членом правления секции монументального искусства Санкт-Петербургского отделения СХ РФ, одним из героев питерского десанта в поддержку псковского отделения Союза художников. Тогда-то петербуржцы пообещали, что псковскую публику своим попечением не оставят и организуют в центральную городскую библиотеку специальный «питерский трафик», — раз есть у библиотеки такое похвальное желание и благородный порыв!

Потому, наверное, так здорово и «срифмовалось», что серия мексиканских работ Ивана Несветайло тоже, как рассказывает сам художник, — случилась как страстное желание и единый порыв. И далее следует история фантастическая, но абсолютно правдивая: дескать, отработав по контракту в далёкой стране («жуть, какая далёкая, в сравнении с этим перелётом через океан дорога в Париж — просто как поездка в какой-нибудь пригород Петербурга…»), в последние дни перед отъездом решил хоть немножко поваляться на пляже. Но — не смог. Как только представил, что ничего из этой знойной красоты так и не зарисует для себя, — рванул за бумагой. Но в ближайшей лавке добыть бумаги не удалось, и мексиканские впечатления пришлось писать на оборотной стороне листов из рекламного проспекта…

В какой-то мере эта, в общем-то, камерная графическая серия и получилась — рекламой экзотической страны Мексики, а ещё — рекламой радости, свободы, солнца, окрашивающего бухту Акапулько в ослепительно жёлтый цвет… Здесь всего очень-очень много: и смуглолицый мачо, и пылающие — жара!.. — красотки в, считай, целомудренных по такому климату пляжных костюмах. А ещё разноцветные треугольнички гор, и пёстрые прямоугольнички небоскрёбов, и попугай — не просто птица, а «властитель сада», а рядом сам сад сплошь из диковинных растений. И коктейль «Маргарита» — на столике под нерусской луной, удивительно напоминающей кофейное зёрнышко, в то время, как другая луна притворяется круглой лимонной долькой, нанизанной на край широкого бокала. И переливающийся всеми цветами радуги воздушный змей, поднимавший художника над всей этой несказанной красотой — даже не верится, что работ всего-ничего, и двадцати листов не наберётся…

Впрочем, это только начало «петербургского» трафика, только весна, май, и то ли ещё — загадаем!.. — будет летом.

Лидия Токарева — специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 254 человека
Лента новостей