Новости партнеров
Культура

Культобзор: пёстрая книга

17.09.2013 20:45|ПсковКомментариев: 2

Интересная была неделя. Со многими яркими событиями, а ещё более — с предчувствиями и обещаниями ещё лучших. Чудесный, очень качественный и «атмосферный» (хотя, может, и не во всём ставший художественным  откровением, как хотелось бы) концерт Псковского симфонического оркестра не с кем-нибудь, с самой Элисо Вирсаладзе! И тут же предчувствие «Крещендовских» концертов: на минувшей неделе на престижный фестиваль в Пскове был продан последний билет. «Постапокалиптическая» выставка работ  русского авангардиста Элия Белютина в Псковском музее-заповеднике («взрыв мира, бытия; одновременно и искусство, и эксперимент познания», — процитируем заведующего художественным отделом музея Юлия Селиверстова).  И тут же ожидание другого, масштабного и чрезвычайно интересного проекта: коллекцию работ русского художника, живописца и иконописца, автора мозаичной иконы Троицы над Великими воротами Псковского кремля Евгения Климова в Соединённых Штатах уже готовят к отправке в Псков, а произведений там почти полтысячи.

Открывшийся колокольным перезвоном международный фольклорный фестиваль «Словенские ключи» и конкурс исполнителей народной песни и музыки «У Лукоморья» в Печорском районе собрал более 400 участников (зрителей же не считал никто), и получился ярким во всех смыслах. Но буквально через несколько дней откроется фестиваль памяти Ольги Сергеевой в Усвятах, главным достоинством которого российские фольклористы считают подлинность: большая часть того, что звучит на этом фестивале аутентична, то есть, не подвергается обработке специалистов из районных домов культуры, так стремящихся к «сценичности» и даже «телевизионности», как они её себе представляют.

А ещё в Пскове, в галерее «Дар» на прошедшей неделе открылась выставка «Сентябрьский вернисаж»: после череды персональных показов первая «сборная» (а это намного сложнее!) экспозиция молодой галереи — работы одиннадцати авторов, среди которых такие любимцы публики как Игорь Шаймарданов, Игорь Иванюк, Екатерина Родихина. И тут же приглашение на следующий вернисаж: уже на этой неделе, в зале Областного центра народного творчества стартует традиционный художественный марафон, IV фестиваль художников «Псковская галерея», который, если вдруг и не дотянет где-то качеством, то возьмёт здоровым напором — шесть выставок одна за другой, тоже не с одним славным именем, а ещё и с заманчиво сформулированными темами («Миф», «Восхождение образа»).

Перечень таких «двоек» из состоявшегося и обещанного, впрочем, можно ещё и ещё продолжать — такая уж богатая неделя выдалась.

Всё прочее — литература

А ещё минувшая неделя получилась книжной. В Пскове именинную радость испытали работники Центральной библиотечной системы. Благотворители из Петербурга ударили автопробегом по нашему безденежью (так сложилось, — признаётся руководитель Псковской ЦБС Галина Большакова, — что в нынешнем году средств на комплектацию библиотек в муниципальной казне не нашлось) и привезли псковичам новых книг более чем на миллион. Яркие детские книжки, художественная и научная литература, издания на иностранных языках, — всё это богатство в ЦБС намерены разделить примерно поровну между всеми филиалами, исходя из профиля библиотек на местах (детские, взрослые, для семейного чтения) и их наиболее острых потребностей.


 

Более пяти тысяч книг привезли для псковских библиотек петербургские волонтёры.

Фото с сайта  ЦБС Пскова

 

Потребности действительно велики, — Галина Большакова опровергает расхожее мнение о том, что читать стали меньше. Другой миф — о том, что электронная книга вытесняет бумажную — опровергает инициатор акции, петербурженка Ольга Кичигина. Если ещё пару лет назад народ в метро сидел, уткнувшись в электронные гаджеты, то сегодня, по словам Ольги Владимировны, в руках пассажиров больше традиционных, бумажных книг.

О наступлениях и даже о победах — пусть не бесповоротных и решительных, но отнюдь не бессмысленных —  на книжных бумажных фронтах говорили в эти дни и в Пушкинских Горах. Там, на базе Государственного музея-заповедника три дня работал юбилейный, в нынешнем году уже Х Межрегиональный фестиваль по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском». Впрочем, библиотекари давно уже «горой стоят» не только за традиционную книгу: у «электронной» свои неоспоримые плюсы. Главное — и цифровой носитель, и бумажная книга, прежде всего, должны быть качественными и грамотными.

Форум, задуманный изначально для обмена опытом среди библиотечных работников, давно перерос узкопрофессиональные рамки и привлекает внимание педагогов основного и дополнительного образования, социологов, других специалистов.  Как формируется читательская компетентность? Возможно ли «рекламировать» книгу через социальные Интернет-сети и насколько такая реклама действенна? Действительно ли чтение пропагандирует недавно изобретённая акция «Ночь в библиотеке» или, в отличие от музейной акции ночное рандеву в «книжкином доме»— выстрел в молоко? Вся ли детская литература уже прочитана или и среди новинок есть то, что можно назвать литературой, не краснея? Эти и многие другие вопросы на заседаниях, за круглыми столами и в кулуарах обсуждали участники и гости нынешней «Осени…».


 

Участники Х фестиваля «Осень в Михайловском». Фото информационной службы Пушкинского Заповедника.

 

Вспомнив лучшее из прошлых — за десять лет! — фестивальных показов, библиотекари  познакомились с новыми успешными проектами коллег из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Самары, Москвы, Ярославля, Перми, Таганрога, Свердловска, Томска, Пскова и Псковской области. Впрочем, охотно принимают библиотекари и «сторонний» — например, музейный опыт, если он, в конечном счёте, работает на интерес к книге. Библиотекарей из Ярославля, например, восхитило, сколько подлинных пушкинских текстов — тут тебе и «Домик в Коломне», и болдинская проза, и михайловская лирика! — вместила в себя театрализованная, дурашливая на первый взгляд программа «Деревенский Пушкин», которую вот уже несколько лет предлагают своим гостям (и прежде всего — школьникам) в Пушкинском Заповеднике.

Птица-Гоголь и птица-Пушкин

Мечтой о качественной бумажной книге, по сути, стала и выставка «Живые мёртвые души», которую открыли в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника в первый день фестиваля «Осень в Михайловском». Автор выразительной чёрно-белой графики, представленной на ней, — художник и скульптор из Екатеринбурга Николай Предеин.


 

Николай Предеин. Гоголь и Достоевский. Из серии «Николай Васильевич Гоголь» (2001).

 

Первый герой выставки — Гоголь. Его — щемяще одинокого, то спешащего, то застывшего в удивлении и похожего на печальную птицу…  — Предеин воплощал много раз в бронзе, на бумаге. Вслед за писателем, в преддверии 200-летия со дня его рождения, «подтянулись» персонажи. Предеин начал работать над иллюстрациями к «Мёртвым душам» и «…вначале, как ни странно появились не главные герои, — вспоминает он теперь, — а  русские мужики, те самые «мёртвые души», которые скупал Чичиков, разъезжая по российским просторам. Где-то среди них были и Степан Пробка, и каретник Михеев, и Сорокоплехин, и невероятный Григорий Доезжай-не-доедешь и многие другие, о которых Гоголь с пронзительным, нежным чувством писал: «Мои голубчики... где-то носят вас ваши ноги... гуляете по лесам, да дерёте прохожих... по тюрьмам ли сидите или пашете землю... примитесь за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Да, работа начиналась с «живых мёртвых душ».С русских мужиков. Не только — гоголевских, но и, мне кажется, некрасовских, тургеневских, достоевских, лесковских...» 

Некоторые из представленных на выставке рисунков вошли в юбилейный двухтомник — собственно «Мёртвые души» Н. Гоголя и комментарии И. Золотусского к поэме. Прокомментировал известный литературовед и работу иллюстратора: «Меня до сих пор, когда я, в который раз, перечитываю «Мёртвые души», останавливает то место в поэме, где Чичиков читает список купленных им мёртвых крестьян. «Смотря долго на имена их, — пишет Гоголь, — он умилился духом, и, вздохнувши, произнёс: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своём?». Это восклицание вырывается из уст Чичикова, как что-то долго таившееся в глубине его существа. И оно сразу сметает пошлые толки о поэме Гоголя как пророчестве гибели России и русского человека. Предеин остро почувствовал это. В его иллюстрациях к «Мёртвым душам» …нет мёртвых душ, нет зловещего веяния смерти, а есть веселье щадящего юмора, поэзия красоты России, поэзия крестьянского ума, доброты и мирного взгляда на мир. Его художественная оратория сильно отличается от работ того большинства иллюстраторов, которые упирались кистью или пером в подлый быт, в уродство персонажей и в разоблачение их. Это песнь любви, нашедшая себе адекватное воплощение в лёгком рисунке, в летящем характере его, так соответствующем полёту гоголевской тройки».


 

Николай Предеин. Пушкин. Лист № 9 из серии «Пушкин» (1998).

 

Но — Михайловское же! — и рядом с Гоголем на выставке и Пушкин. Задумчивый и озорничающий, встающий на цыпочки, взлетающий, отражающий сам себя, множащийся, сжимающийся до росчерка и точки. Пушкина Предеин любит не менее, чем гоголя, и чувствует его так же остро, а представленные в экспозиции (и хранящиеся в коллекции Пушкинского Заповедника, добавим) листы создавал на протяжении многих лет.

Правда книгой этот «Пушкин» ещё не стал, но какие, право, его годы…

 

Лидия Токарева

 

 
опрос
Рассчитываете ли вы на то, что смена кадров в органах власти приведет к позитивным переменам в жизни псковичей?
В опросе приняло участие 1429 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.