Новости партнеров
Культура

Культобзор: за первым оборотом мельничного колеса

06.05.2014 21:34|ПсковКомментариев: 8

Самым громким - во всех смыслах - культурным событием прошедшей недели, пожалуй, было выступление японских мастеров игры на барабанах.

Японская флейта на русском вираже

Пскову тут, конечно, очень повезло. Он оказался в числе 19 городов, которые выбрали для своего русского турне артисты, ученики и единомышленники сэнсэя Даидоро Аски.  По его имени - «АSKA» - и названо шоу, которое японские музыканты возят по всему миру. Основано оно на национальных традициях, и для широкой публики, прежде всего, - диковина и окошко в «другой мир».

Выступление всемирно известного «ASKA» в большом концертном зале Псковской областной филармонии.

И первое же слово тут будет: интересно. Интересно было услышать, как звучат японские национальные инструменты, и прежде всего, конечно, традиционные барабаны. Разных конструкций и конфигураций, разной величины, наконец, - от «ручных», удерживаемых в ладони инструментов-дисков до слоноподобных гигантов, возвышающихся над сценой на большущих подставках, и по которым исполнители яростно колотили то снизу, а то и сверху, «оседлав» их.

К барабанам, трескуче «сухим» или глубоко ухающим, музыканты добавляли то напев японской флейты - от хрипловатого до нежного, то струнный перебор на кото - эдаких японских гуслях, то бренчание сямисена, - струнного инструмента с длинным-длинным тонким грифом. (Википедия предлагает сравнить последний инструмент с лютней, но, честное слово, на лютню это не похоже, что называется, от слова «совсем»…)

Диковинные голоса, совсем другой тип развёртывания музыкальной ткани (читай - становления музыкальной мысли),  воинственные кличи на чужом наречии, непривычные и даже агрессивные для европейского глаза красно-чёрные одежды, наконец, - всё это было ярко и захлёстывало зал.  И не удивительно, что не самая, в общем-то, «ведущаяся» на попытки иных шоуменов «раскачать» её, псковская публика здесь откликнулась сразу. И хлопала, образуя, по сути, ещё один огромный, сторукий ударный инструмент, и издавала какие-то рыкающие звуки по предложенному со сцены японскому образцу…

С другой стороны, никак нельзя было отмахнуться от очевидного. От понимания того, что все, ну или почти все композиции, которые звучали со сцены, были  не просто - концертные номера. И что за этой отточенной, чуть ли не балетной при всей её мощи пластикой, за этими характерными, абсолютно синхронными взмахами рук, сжимающих барабанные не палочки - почти колотушки, - стоит многовековая традиция и некая, если хотите, мировоззренческая информация. Стоит важный - пусть и чужой - смысл, который не постичь людям, если они знают всю эту тысячелетнюю культуру даже и не понаслышке, а так, только по повадкам акунинского-фандоринского Масы… Барабаны, наверняка, били какую-то старую войну, на которой и сорвала голос флейта, - а потом победу в этой войне. Барабаны били славу какому-то богу, не знакомому нам ни по имени, ни в лицо, и его храму. Они радовались не здешнему солнцу - и заставляли иноязычную публику радоваться вместе с собой.

Впрочем, при всей почти что экстатической энергетике, - шоу оставалось в своих пределах: в рамках гастрольного представления, со всеми вытекающими. Как, например, в конце, когда флейта под барабаны из японской мелодии вдруг резким, но красивым виражом ушла в «Калинку», - что было бы классно, если бы над музыкантами не взвился вдруг российский флаг. И ладно бы один флаг, что было уже «несколько чересчур», но ещё пуще - за ним явилась внезапная шапка-ушанка со звездой на идущем в русскую присядку лихом барабанщике: shou must… Да, пожалуй, не только мы Японию знаем по русским бестселлерам, но и она нас - по Арбатским псевдо-сувенирным развалам.

Суровые гномьи будни…

Однако, так уж заведено: пока одни (мальчики, по преимуществу) играют в барабаны, другие (девочки, по преимуществу…) играют в куклы.  Самым тихим и самым изысканным зрелищем этой недели стал «Кукольный бал Северной Пальмиры» в Приказной палате Псковского кремля, совсем недавно, кстати, отпраздновавшей своё 20-летие.

Кукол привезли к нам из Международной Гильдии Мастеров и Объединения кукольников Санкт-Петербурга, все они - авторские, ручной работы, разумеется, и про каждую можно придумать отдельную историю - легко!

Рыжая фарфоровая кукла Мирослава работы Антонины Надточий. Фото с сайта http://vk.com/dolls_bal.

Вот эти красотки с фарфоровыми лицами умеют воздевать руки, обнимая ими своих, наверное, таких же кукольных возлюбленных,  или заламывать руки в своей кукольной страсти - впрочем, не будем же мы о шарнирах-суставах… Писаная, кукольной красоты (вот где можно понять цену метафоры!..) кукла Настенька, одетая в парчу и соболий мех, сочувственно глядит на «Чёрного ангела белых ночей Петербурга» - светловолосого юношу с болезненным цветом лица, но главное, на когтистых птичьих лапах вместо ног… Царевна-лягушка, тоже красотка, абсолютная царевна, но при этом всё ещё чуточку, почти неуловимо - лягушка, - соседствует с Бабой Ягой, которая смотрится в зеркальце, несомненно, волшебное.  Крошечный гном едет на большущей, зелёно-болотного цвета обаятельной крысе; и грызун, навьюченный всяким гномьим скарбом и даже походной кухней, бодро трусит за кусочком сыра, коварно подвешенным перед толстенькой мордочкой - так перед осликами вешают морковку, да-да, мы видели на картинке. Есть английская витрина - там, разумеется, Алиса и прочие персонажи Страны чудес, а ещё неизвестная историкам литературы овца Агата. В витрине слева - египтянка Хатхор: богиня любви и женственности, корова, родившая Солнце. В витрине справа - Принцесса Мышка; за стеклом перед ней - неведомые базилиски самоцветные и зверь-бездорожник… Впрочем, остановимся. Каждая без исключения из 99 кукол - а их на выставке именно 99 - хороша по-своему. Многие очень богатые, есть даже такие, чьи наряды расшиты натуральными жемчугами и аметистом.

«Чёрный ангел белых ночей» Алёны Вартомо.Фото с сайта http://vk.com/dolls_bal.

Псковские музейщики, правда, представляли себе эту выставку немножко по-другому, рассказывает заведующая отделом «Псковский кремль» Жанна Аракчеева. Предполагали, что будет больше открытого показа, подиумы. Петербуржцы же решили вопрос в пользу сохранности кукол и по максимуму разместили свои творения в витрины, что тоже, в общем-то, можно понять…

Псковский музей принимает кукольную выставку не впервые. Жанна Михайловна вспоминает выставку «Пара крыльев, чтобы облететь мир»в марте2011 года. На ней свои работы представляли псковские мастерицы совместно с коллегами из Эстонии, Финляндии и Латвии, и тот показ был благотворительным: вырученные за него деньги пошли в помощь детскому дому в Идрице. Та выставка пользовалась очень большим успехом, - вспоминает сейчас Жанна Аракчеева. С одной стороны, и время было почти что зимнее, а не май, когда все заняты на дачах. С другой стороны - куклы были ближе к людям, спускались к ним с потолка, тянули руки с подиумов, в зале было всё по-домашнему, и многие шли на выставку семьями: родители с детьми, бабушки-дедушки - с внуками…

Впрочем, и этот кукольный бал - очень хорош, к тому же он только-только начинается.

Алиса Плезенс Лидделл, какой её увидела и сделала мастер Юлия Мун. Фото с сайта http://vk.com/dolls_bal.

… и крашенка на Юрьев день

Невольным противопоставлением, с одной стороны, чужим японским и, с другой стороны, нарочито аристократическим европейским, бально-кукольным сюжетам, стал сугубо земной, деревенский и очень русский, самый русский праздник этой недели: в Пушкинском Заповеднике, на музейном крестьянском подворье в деревне Бугрово в эти дни встречали Егория вешнего. Праздник этот - день первого выгона скота на пастбище, день первого оборота мельничного колеса, Ягорий, если по-псковски, или Юрьев день, как чаще обозначено в календарях, - приходится, кстати, как раз на сегодняшнее число.

Специально  к «Ягорию» в музее подготовили интерактивную театрализованную программу, в основе которой - старинные псковские обряды и игры, широко бытовавшие в деревенской среде вплоть до середины прошлого века.  Как и положено, на Егория в Бугрово запустили водяную мельницу и каждому гостю подарили яйцо-крашенку - для многих горожан, особенно гостей из Москвы и Питера, было в удивление узнать, что в старину  в крестьянской среде бытовала традиция расписывать яйца не только на Пасху, но и на Егория, а затем на Троицу. А ещё гости удивлялись тому, как слаженно поют егорьевские песни музейщики, «консерваторий не кончавшие»…

И песни эти в Бугрово, между прочим, ещё до конца недели петь будут - праздник же, май, приезжайте! 

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 180 человек
Лента новостей