Новости партнеров
Культура

Сколько афгани стоит смерть?

30.09.2005 10:02|ПсковКомментариев: 10

Двадцать девятого сентября, так же как и во всей России, в Пскове прошли премьерные показы широко разрекламированной экшн-драмы Федора Бондарчука «9 рота». В Центре российской кинематографии «Победа» первую демонстрацию фильма предваряло выступление вокально-инструментального ансамбля псковских десантников «Голубые молнии» и минута молчания в честь другой роты, - не девятой, а шестой, - и погибшей: не в Афганистане, а в Чечне. При этом обаятельная ведущая концертной преамбулы специально подчеркнула схожесть двух солдатских подвигов, ведь кинокартина основана на реальных событиях, а все военные ситуации и типичны, и уникальны одновременно. Горные массивы Чечни и Афганистана, не смотря на все географические различия, несут одну трагедию, одну судьбу, судьбу сверхдержавы, развалившейся на кровавые  и обреченные на забвение куски, да и по времени – подумаешь, десять лет! – истории сопоставимы, как творчество сына и отца Бондарчуков, Федора и Сергея.

Дебют Бондарчука-младшего свидетельствует, что сын внимательно смотрел батальные творения своего гениального папы  и хорошо усвоил его режиссерские уроки: оскароносного - «Война и мир», и хрестоматийного - «Они сражались за Родину». Кроме того, за спиной любого серьезного кино-художника, вознамерившегося затронуть тему современных «локальных военных конфликтов», так или эдак маячит «Вьетнам мэйд ин Холливуд», и легендарный «Взвод» Оливера Стоуна рифмуется здесь с советской «ротой», подобно тому, как совпадает в своем последнем пределе всякая жизнь. Смерть уравнивает всех. И простого чеченца Пиночета, и русского студента-филолога Воробья, и монголоида Курбаши и прапорщика Хохла, в этом смысле герои «9-ой роты» и в самом деле выполняют «интернациональный» долг – перед народами дышащего на ладан, «перестроечного» СССР, который ныне существует только в ностальгической памяти родившихся в «USSR», либо в виде прикольного лэйбла на модных майках особо продвинутых тинейджеров. И когда фрикативный говор партайгеноссе Горбачева звучит по радио в кадре незадолго до финала фильма, это значит одно – жди беды. Ребята встречают Новый – 1989-й – год, а, оказывается, отмечают собственный подвиг.

Сюжет стандартен, как броня танка, и оригинален, как всякая искренне рассказанная история. Сибирь, Красноярск. Под проливным дождем группа ребят знакомится на призывном пункте. Затем – учебка на границе с Афганистаном, контуженый зверь-прапорщик по фамилии Дыгало и девушка-мечта, доступная для всех. Слово «нимфоманка» призывники не вспомнили, на «б» - привычнее. За спиной у каждого – свое прошлое, но впереди – общая судьба. Начинаются суровые будни с камнями в вещь-мешке, марш-бросками, штурмами высот, стрельбой по мишеням, выяснениями отношений, так называемыми неуставными отношениями, жестокими драками, сексуальной озабоченностью и грубым мужским юмором. «Боец обоссался, но танк учебной гранатой, поразил, значит, герой», – такова нехитрая, но единственно верная философия прапорщика Дыгало, орущего то диким голосом, то истерическим фальцетом. Но у него, вернувшегося из Ада (уцелел один из всей роты) задача проста: подготовить младших братьев к неминуемым испытаниям, сделать все, чтобы они выжили. Кульминацией этой эпопеи становится самоволка и групповой секс все с той же божественной нимфоманкой, через которую «прошел» чуть ли не весь ограниченный контингент. Потом, собственно, транспортный самолет и сама война, которая, как известно, кому-то и «мать родна». А для кого-то заканчивается неожиданным взрывом и цинковым ящиком.

Бытовая сторона показана нарочито натуралистично, без излишних сантиментов. Тут вам и торговля оружием, и воровство провианта, и марихуана, и пьянство, и матерщина. И тут же – смерть товарища, с которым успели сродниться. Наконец, десантники принимают последний бой, почти как в песне, но с поправками: «У неизвестного поселка (кишлака), на безымянной (№ 3234) высоте». Жертвы напрасны. Колонна, ради которой приняли смерть все, не пройдет по намеченному маршруту. «Мы уходим», а о «9-й роте» просто забыли в суете вывода из чужой исламской страны огромной армии уже почти несуществующей державы.

Теперь о «фишках» и явных киношных удачах, ибо имеются они и в самых душераздирающих драмах, если достало их создателям мужества и таланта. Во-первых, сценарий. Напоминает все сразу, и в то же время вполне способен претендовать на номинацию премии американского «Оскара». В Европе, во всяком случае, ничего подобного лет пять точно не снимали. Во-вторых, актерский ансамбль. И молодые да ранние (Евланов, Смолянинов, Чадов и другие), и, что называется, «мэтры» (Говорухин, Серебряков, Краско, сам Федор Бондарчук) попали в десятку. Михаил Пореченков, вообще, по-моему, превзошел себя, показав всем, что он актер огромного драматического дарования, а не только «агент национальной безопасности» Леха Николаев. Впрочем, таких масштабных картин (а не легкомысленных мультиков типа «Турецкого гамбита») у нас в России давно не снимали, так что для каждого большого артиста такая работа стала, я думаю, «проверкой на вшивость». Когда дружеская компания приговоренных на смерть,  напившись, танцует под гнусавый голос Володи Преснякова, вдруг понимаешь, насколько идиотична и мудра жизнь. Существование – отстой, мы все – го..., но перед подвигом человека бледнеет и весь вероятный пафос, и все гипотетическое искусство. Потому и пишут люди картины, сочиняют романы, снимают кино.

                                                                                                  SashaDonetsky                                                                                                                                                                                  

   

              

              

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 222 человека
Лента новостей