Новости партнеров
Культура

«Кубок огня» и пубертатный период: Гарри Поттер начинает и выигрывает

23.12.2005 15:38|ПсковКомментариев: 0

Четвертый фильм о приключениях мальчика со шрамом на лбу и в круглых очках ждали, как ждут свидания с хорошим, но далеким приятелем: год не виделись, но очередная встреча сулит новые невероятные впечатления. Тем более что быстротечное время не стоит на месте, и ребята необратимо взрослеют, вступая в волнительную и пугающую пору первых поллюций и подростковых неврозов. Подружки обретают сексапильные очертания набоковских нимфеток, а ничто человеческое юным воспитанникам Хогвартса не чуждо, и хотя Гарри Поттера мучают мистические кошмары с участием темных сил, смутные позывы созревающего организма влекут к девочкам, к простым движениям и ярким эмоциям, к радостям премьерных прикосновений и робких объятий.

Гарри, Рон и Гермиона познают мир недетских фобий и страстей. Соответственно, и зрители реагируют адекватно: параллельно взрослеют, наблюдая за ревнивыми отношениями полюбившихся героев. Не случайно, отныне доступ на просмотр фильма детям до 12 лет открыт исключительно с родителями. Атмосфера картины заметно сгустилась, обретя неожиданные и пугающие качества: в «Кубке огня» присутствуют не только мягкая эротика и забавные намеки на эксцессы полового созревания, но и ее величество смерть, о наличии которой в детстве обычно даже не догадываются. Надо признать, авторы четвертой части все эти реалии удачно обыграли, поглумившись над скептиками, иронично размышлявшими о том, чем будут заниматься продюсеры «поттерианы», когда Гарри (то бишь актер, исполняющий роль) окончательно превратится не в мальчика, но в мужа.

Анонсируя экранизацию, критики много писали о том, что «Кубок» - самая страшная серия, чего лично я не заметил. Однако, начиная с «Узника Аскабана» киностудия «Уорнер бразерс» последовательно расширяет аудиторию, фабрикуя визуальный продукт, который оказывается интересен даже людям, которые литературные творения сказочницы Роулинг никогда в руках не держали. Пусть сюжет незамысловат и повторяет шаблоны волшебной сказки, как их формулировали фольклористы (три испытания в ходе соревнований между тремя крупнейшими школами чародейства, не без вмешательства черной магии, разумеется). Зато компьютерные художники так остроумно и причудливо раскрасили картинку, что невольно хочется поверить в существование и Гарри Поттера, и в колдовство, и в другое измерение, где сдвинуты все масштабы, и маленькая палатка мгновенно превращается в шатер, а школьник - в злобного хорька, словом, в Зазеркалье, которое живет законами оборотничества и преодоления земного тяготения с помощью чудесных порталов и таинственных снадобий. Голливудские фантазмы выглядят гораздо эффектней отечественных поделок, начиная с амбициозного «Ночного дозора» и заканчивая претенциозным сериалом «Мастер и Маргарита», что преподносится как телесенсация года. Но это так, к слову.

Итак, величайшее событие! Турнир трех волшебников за обладание Кубком огня, для чего в Хогвартс и пребывают на подводном корабле и летающем дилижансе две команды: обаятельные и нарядные француженки из Шармбатона и вроде как наши суровые соотечественники из Дурмстранга. В фильме, видимо, из соображений политкорректности, прямо не говорится о том, что брутальные парни в шутовских ушанках и овчинных полушубках – это русские, но двуглавый орел на груди Виктора Крама не оставляет сомнений: «Наши».

Неожиданно Кубок выдает фамилию еще одного участника: не достигшего семнадцатилетнего возраста Гарри (в фильме ему четырнадцать). Но что делать? Решения Кубка бесспорны, и Гарри включается в гонку на выживание: феерически летает на метле, стараясь выкрасть у дракона золотое яйцо, обращается в сущего Ихтиандра и вступает в схватку со злыми русалками, спасая друзей, наконец, входит в губительный лабиринт, в котором и встречается с великим и ужасным Лордом Вольтемортом. И все это на фоне (как указывалось выше) подростковой озабоченности в ходе подготовки к святочной дискотеке, прочих ожиданий и перемигиваний, вспышек истерик и слез разочарования.

Святочный бал и дискотека действительно производят сильное впечатление, и не столько даже рок-музыка, ворвавшаяся в готические интерьеры, сколько хрустальные вазоны, что расставлены по столам с пуншем: почему-то создатели фильма придали им поразительное сходство то ли с московским Храмом Василия Блаженного, то ли с петербургским Спасом на крови, разве что без православных крестов. Ради только этого одного эпизода стоит сходить на «Гарри Погттера». Сексуальный же аспект взросления достигает апогея в сценке в бассейне, когда обнаженный и смущенный волшебник-недоучка общается с девочкой-приведением, тщетно пытаясь скрыть мыльной пеной от ее наивного и одновременно проницательного взгляда свои интимные подробности. Девочка даром что Гност, а так упоительно любопытна.

Есть еще циничная журналистка из желтой волшебной газеты, внешне весьма напоминающая известную телеведущую Светлану Конеген, только помоложе и покрасивее – великолепная пародия на бульварные СМИ, какой-нибудь таблоид вроде английского «Сан» или российского «Мегаполиса». Надо ли упоминать вдогонку, что добро все-таки торжествует, правда на этот раз без гибели всерьез не обходится: воспитанник Хогвартса Седрик Дигори погибает, что свидетельствует о новых временах и новых нравах: в будущем Гарри Поттеру придется еще труднее. Как принято ныне выражаться, Хогвартс ждут глобальные вызовы. Да кто бы сомневался, чай в 21-м веке живем!  

Александр Донецкий                   

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 180 человек
Лента новостей