Танец - сама жизнь. Это понимают даже неискушенные зрители, когда на сцену выходит хореографический ансамбль «Лада» Городского культурного центра города Пскова. Благодаря активной гражданской позиции и отзывчивости на знаковые события бессменного руководителя и балетмейстера Нины Княжецкой, диалог между ансамблем и публикой длится 35 лет! В этом году удивительным образом совпали юбилейные даты самой Нины Васильевны, - сегодня, 4 мая, она отмечает 65-й день рождения, и ее детища – ансамбля «Лада». Несмотря на то, что торжества в честь 35-летия этого народного коллектива перенесены на начало нового творческого сезона, факт остается фактом: у создателя и творения, связанных нерасторжимыми узами духовного родства, двойной юбилей.
«Лада» - значит одухотворяющая жизнь
Как показывает многолетний опыт участия «Лады» в городских и региональных мероприятиях, включение этого коллектива в программу – залог успеха. Каждое танцевальное творение балетмейстера Нины Княжецкой и её юных граций воплощено в яркий, запоминающийся образ, который помогает зрителям лучше понять мысли и чувства, волнующие души их создателей. Ведь ансамбль при рождении был наречён «Лада» - именем славянской богини любви, красоты, процветания и возвышения души. Это название в полной мере отражает творческое кредо.
Коллектив всегда начинает новый сезон с обновлённым репертуаром, не снижая раз и навсегда заданной руководителем высокой планки художественности. Это совсем непросто для самодеятельности. Каждый год кто-то из исполнительниц по разным житейским причинам выбывает из коллектива, а на смену приходят новые девочки-подростки, которых за короткое время надо многому научить. Та скорость и качество подготовки юных танцовщиц, которые неизменно демонстрирует Нина Княжецкая, достойны восхищения. Она успевает «подтянуть» технику танца новичков до уровня опытных танцовщиц и ставить с ними сложнейшие композиции, которые впоследствии становятся классикой жанра.
Красноречивый пример – изысканная по форме и глубокая по содержанию историко-героическая хореографическая картина «Золотые купола». Это музыкально-пластическая миниатюра повествует о легендарной истории Пскова, раскрывает гордый и добрый характер мужественных жителей города-крепости, считавшейся в Средние века самой крупной и неприступной в Европе. Не удивительно, что этот танец, а, по сути, оживлённые воображением балетмейстера страницы летописи, - визитная карточка «Лады» и своего рода эталон для любительских коллективов города.
На протяжении почти двадцати лет «Золотые купола» и фрагменты композиции украшают торжественные городские церемониалы. К числу долгожителей сцены также относятся «Изборские ключи», «Заонеженка», «Подмосковные вечера», вошедшие в золотой фонд культуры Пскова. Среди причин успеха постановок Нины Княжецкой - её безупречный вкус, который выражается в хореографии и безукоризненной эстетике костюмов. Каждой премьерой, будь то «Журавли», «Синий платочек», «Ты меня ждёшь» или «Псковская рябинушка», где её воспитанницы неизменно танцуют сердцем, балетмейстер демонстрирует, что хореография в её случае – не ремесло, а Божий дар.
Талантливый человек талантлив во всём
Нина Васильевна часто сама создаёт эскизы костюмов для постановок, кроит и шьёт, привлекая к столь ответственной работе по созданию художественного образа юных танцовщиц.
Балетмейстер считает, что все те качества, которые помогают ей в профессии, в восполнении щедро расходуемой ею жизненной энергии и творческого потенциала, она унаследовала от мамы. Их семья, в которой было шестеро детей, жила в городе Балашове Саратовской области. Здесь в 1952 году появилась на свет и Нина. Мама работала учителем пения в школе. Она обладала сильным, красивым голосом и прекрасно пела. Дома были фортепиано, балалайка, гитара и другие инструменты. По словам Нины Васильевны, мама была не только музыкально одарённой,но ещё и широко образованной женщиной. Она старалась привить детям любовь к музыке, развить эстетический вкус, научить восприятию разных видов искусства, - всему тому, чего была сама лишена из-за войны. Четверо старших детей получили музыкальное образование. Двое младших, став взрослыми, сетовали на то, что мама их «пожалела», и не настояла на учёбе в музыкальной школе. Нине посчастливилось окончить детскую музыкальную школу по классу скрипки, а с 14-ти лет она, как и три другие сестры, стала участницей ансамбля песни и танца «Зоренька».
В нём она на практике постигала основы народного танца и музыкального фольклора. После окончания средней школы целеустремлённая девушка поступила в Ленинградское культурно-просветительное училище, а в год его окончания решила, не откладывая, продолжить образование в Ленинградском институте культуры имени Н.К. Крупской. В те годы в вузе преподавали корифеи сцены статусом не ниже народных артистов СССР. В 1976 году молодой специалист была направлена на работу в качестве педагога-хореографа Псковского культурно-просветительного училища, где с присущим ей трудолюбием взялась за любимое дело. Нина Васильевна увлеклась им так, что навсегда связала жизнь с Псковом, ставшим для неё родным. К слову сказать, трое из четырёх сестёр стали профессиональными хореографами, а старшая, финансист, танцует в свободное время в любительском коллективе.
Женщина, Красота, Материнство
Утверждение, что все мы родом из детства, в полной мере относится к Нине Княжецкой. Ей присущи целеустремлённость, педагогический такт, огромная работоспособность и неустанный творческий поиск – качества, как считает она сама, унаследованные от матери. Закономерно, что и главные темы творчества этого искусного мастера сюжетного танца, – Женщина, Красота, Материнство – дань материнской любви. Как постановщику и виртуозному стилисту Нине Васильевне одинаково удаются классические, народные и эстрадные танцы, которые отличает то особое настроение, которое они дарят зрителям. В танцах «Лады» - наполненный пульс самой жизни, выражение времени и движения, радости и грусти. Поэтому каждое выступление этого ансамбля, будь то в военной части, на престижном хореографическом фестивале или импровизированной площадке на одной из улиц Пскова, всегда находит горячий отклик в сердцах людей.
Это умение слышать жизнь и говорить с людьми на понятном всем языке танца, который кто-то из великих назвал «матерью всех языков», ансамбль готовится продемонстрировать гостям Международных Ганзейских дней. Значит, талантливый и вечно молодой ансамбль «Лада» в скором времени вновь порадует нас танцами, которые непременно расскажут что-то новое о переживаниях и характере псковичей, русской культуре и темпераменте нашего народа.
Многая Лета, Нина Васильевна! Браво, «Лада»!
Выпускники ансамбля разных лет