Живет себе в квартирке на окраине Москвы бывший спортсмен Алексей Шультес, оставшийся, в результате автокатастрофы, на обочине спорта и жизни. Вследствие травмы Алексей страдает периодической амнезией – забывает простейшие вещи, поэтому таскает с собой блокнот, который к концу фильма начинает бесить.
Применение себе Алексей находит на преступном поприще, становясь примитивным вором-карманником. Промышляет он в основном в общественном транспорте. Навещает иногда брата, который служит в армии да врача. Угрюм, неразговорчив, неэмоционален.
Это абсолютно обычный, заурядный, серый человек без прошлого, без толкового настоящего и, собственно, без будущего, случайно выхваченный из людской толпы в метро, и представленный на суд зрителю. Вообще, весь фильм напоминает подсматривание за чужой жизнью в замочную скважину. И к середине становится уже не просто скучно, а противно.
С жизнью Шультес соприкасается, пожалуй, только через воровство, хотя и тут он не снимает с себя застывшей на лице маски, равнодушно выбрасывая на помойку чужие паспорта, кошельки - кусочки чужой жизни.
Сценаристы с режиссерами фильма вводят в сюжет еще беспризорного малолетнего воришку, который становится подельником и напарником Алексея.Вот собственно говоря и все. Невзрачный человек в черном, крадущий бумажники, кошельки и автомобильные ключи, бесцветные потоки людей, спешащих на работу и обратно, в которых Алексей растворяется, гул метро, невыразительные обыденные грязные городские пейзажи.
Привычный распорядок жизни Шультеса: украл – закурил - к телевизору, не нарушает даже смерть самого близкого человека – его матери. Он равнодушно идет в баню, потом снова крадет, попутно забредая в ритуальную контору – заказать гроб.
Что можно сказать после просмотра киноленты «Шультес»? Практически ничего. В данном случае картина якобы претендует на звание элитарного кино «не для всех», а на самом деле не дотягивает даже до «просто кино». Отсутствие полноценного сюжета, игры актеров и режиссерского профессионализма маскируется якобы «концепцией», скрытыми подтекстами и тайными смыслами, а на самом деле ничего этого нет. Ощущение такое, будто жуешь жвачку, которая уже давным давно потеряла вкус.
По всей видимости, загаженные рынки, забегаловки, общественный транспорт, пустые взгляды главного героя и бессмысленные короткие диалоги должны нести на себе отпечаток некой глубокомысленности и значимости происходящего, но и тут у режиссера как-то не выходит достучаться до зрителя. Шультес не вызывает ни жалости, ни сострадания, ничего он не вызывает. Хочется только поскорее закрыть эту самую «замочную скважину», в которую подсматриваешь.
На весь фильм есть только один яркий эпизод, который немного нарушает скучное течение повествования. Это встреча Шультеса в реанимации с девушкой, которую он обокрал накануне. Точнее не с самой девушкой, а с записью на любительскую камеру ее монолога, в котором она рассуждает о том, что если любишь, то самые обыденные вещи начинают приносить настоящую радость. Но Шультеса ничуть не трогает ни этот монолог, ни песня, звучащая после него. И за это, честное слово, хочется дать ему молотком, чтобы увидеть хоть какое-то проявление человеческих эмоций, а не каменное лицо полоумного воришки.
В общем, совершенно не ясно за что эта занудная, бессмысленная, с претензией на интеллектуальность картина получила главный приз Кинотавра – 2008.
Ольга Осина
Страна: Россия
Жанр: драма
Режиссёр: Бакур Бакурадзе
В ролях: Гела Читава, Руслан Гребенкин, Любовь Фирсова, Сесиль Плеже, Вадим Суслов, Ношреван Тавхелидзе, Вадим Цаллати, Тимур Боканча, Анна Сорока, Владимир Сычев, Дарья Семенова, Руслан Сушон, Дмитрий Чернышук, Алексей Кучин