Новости партнеров
Культура

Господа офицеры

07.10.2008 09:55|ПсковКомментариев: 19

«Адмиралъ», режиссер Андрей Кравчук, Россия, 2008 год.

Фильм для великой страны

Пресс-показ прошел в кинотеатре «Октябрь», это тот, что на Новом Арбате в Москве. Организаторы показа обещали собственно кино, фуршет, а на сладкое немного Хабенского и Боярской (исполнители главных ролей - Александра Васильевича Колчака и Анны Васильевной Тимиревой). Отчасти они выполнили свои обещания.  В кинотеатр приехала Елизавета Боярская и Егор Бероев (роль контр-адмирала Михаила Смирнова), фуршета не было.

Зал был наполнен доверху - журналистами всех мастей и расцветок. Это, в принципе, понятно, каждый хотел первым увидеть очередной колосс «Первого канала». Все в курсе, что Константин Эрнст сотоварищи веников не вяжут, а делают фильмы разные, но всегда взрывающие, если не сознание, то кассу проката уж наверняка.

Прелюдией к началу «Адмирала» стало стандартное приветственное слово журналистам. Сопродюсер фильма Анатолий Максимов сказал, что «пишущая братия» - самая взыскательная публика, и что он надеется на благожелательные отклики. Андрей Кравчук (режиссер фильма) выразил мнение, что создание «Адмирала» сравнимо с подъемом по отвесной стене и это восхождение через тернии к звездам длилось, чуть ли не пять лет. Немного скованная, но симпатичная Лиза Боярская понадеялась, что трогательная история любви останется в сердце у зрителей, точно также как она отложилась могучим грузом и в ее хрупком девичьем сердце. Из выступавших ораторов порадовал оригинальностью лишь Джаник Файзиев рассказавший о настройщике звука в кинотеатре, который после тестового показа всплакнул. «Что плачешь?» - спросили у него. «Давно кино не видел», - ответил тот, утирая скупые мужские слезы.

Как Колчак съел собаку

Посмотрел. Резюме такое. С одной стороны «Адмиралъ» - фильм-биография великого человека, патриота и полководца Александра Васильевича Колчака. С другой - сопливая, пафосная клюква про любовь женатого человека к замужней женщине в красивых декорациях. Сценарист фильма Зоя Кудря отмечает: «Иногда, чтобы написать один трехстраничный эпизод, приходилось читать несколько многотомных книг». Наверняка, так и было, но заметно это только в общей хронологической расстановке фактов жизни Колчака. В таком-то году А.В. провел Босфорскую операцию, в таком-то году назначен главнокомандующим Черноморским флотом, тогда-то встретился с Керенским и уехал в Америку. Зачем-то в процессе этих событий Колчак знакомится с Анной Тимиревой. Причем все события в жизни Колчака трактуются с позиций антисоветских. Раньше у мальчишек идолом был Чапаев, теперь будет Колчак?

Классно поставлена и снята грандиозная сцена сражения судна под командованием Колчака с немецким дредноутом и артабстрел позиций неприятеля во время военной кампании 1916 года. Впрочем, это немудрено, учитывая, что режиссером монтажа был приглашен Том Рольф из Голливуда («Говорящие с ветром», «Черный дождь»), а бюджет фильма составил 16 миллионов долларов, что по меркам той же «Фабрики грез» немного, но на эти две зрелищные сцены хватило с лихвой.

Начало «Адмирала» очень по-хорошему напоминало лирические отступления Евгения Гришковца в его моноспектакле «Как я съел собаку»: «Командир белоснежным платком протирает внутреннюю часть фуражки, надевает на забинтованное плечо белый китель в крестах и звездах, записывает последнюю запись в журнал.

  - Ну что, Сережа? - спрашивает он штурмана.

  - Предлагают сдаться, их флагман горит, но они подняли флаги...

  - Хорошо дрались матросики, мои матросы... - говорит капитан. - Все, Сережа... да...

Русские моряки - герои... настоящие. Настоящие. Они курили или умирали от ран, а молоденький мичман и пара усатых старшин шли открывать кингстоны. А командир стоял на мостике..! И всходило солнце... над дымами, над Андреевским флагом».

К несчастью, практически все остальное время на экране царят крупные планы Хабенского и госпожи Боярской. Елизавета Михайловна и Константин Юрьевич вполне себе симпатичный люди, но явно не настолько… Наличие же в титрах фильма целой галереи замечательных актеров Егора Бероева, Александра Лазарева-младшего, Виктора Вержбицкого на самом деле в самом фильме низводилось сценарием к сакраментальной фразе: «Амор…и глазами так» (с, «Формула любви»).

Ирония судьбы

По иронии судьбы или, скорее всего, учитывая, кассовые сборы «Продолжения» продюсеры решили свести воедино в данном фильме - знатный триумвират Хабенский-Безруков-Боярская. Если, Константин Хабенский - на 200 процентов создал образ Колчака, передав насколько это возможно в заведомо лубочном фильме всю неоднозначность этой суровой фигуры, то с приглашением Безрукова и Боярской, режиссер Кравчук явно прогадал. Лиза Боярская картонно изобразила Анну Васильевну Тимиреву. Женщина бросила мужа и сломала всю свою судьбу, но через годы пронесла любовь к этому суровому сукиному сыну Колчаку, а Боярская не играла, она просто читала свой сценарный текст, закатывала глаза, заламывала руки, но зато была чрезвычайно красива и очень вежлива (уж больно часто она произносила одну единственную : «Здравствуйте»). В «Иронии судьбы» этого хватало и ее «Надежда Надеждовна» была «не великолепна, но мила», но в «Адмирале» воссозданный ей образ это полный «аллес гемахт».

В рот мне ноги

Отдельный сказ про Сергея Витальевича Безрукова, изобразившего генерала Каппеля, соратника Колчака. Безруков сыграл уже и Есенина, и Иисуса Христа, и черт знает кого. Ну, вот к чему нужно было звать Сережу на роль Каппеля. Уже одно это его причитание, «братцы-ребятушки», так прекрасно спародированное в КВНе, вызывало улыбку, а уж когда, простите за цинизм, генералу Каппелю делали ампутацию ног, и оператор зачем-то с излишним натурализмом показывал это, особо «юморные» товарищи в зале стали задаваться вопросом: «А почему же ему не руки режут?». После сеанса оказавшийся в зале сибиряк в голос причитал, всматриваясь в зрителей, разглядывая потенциальных шутников: «Не ногой вам в Сибирь, под лед провалитесь!» Конечно, он был в чем-то прав - грешно смеяться над настоящими героями, но пафос Безрукова по моей личной субъективной эмоциональной оценке превышает все одобренные Минздравом нормы.

My Heart Will Go On

Самое же поразительное, что есть в фильме  это явное заимствование из бессмертного «Титаника» Джеймса Камерона. Причем заимствование бессмысленное! Рамочная конструкция, когда в начале и заключении фильма изрядно постаревшая главная  героиня смотрит на свое же изображение многолетней давности и хрустит подагрическими пальцами. Плюсом к этому утопичному действу прилагается Федор Бондарчук в роли своего папы Сергея, снимающего знаменитую сцену первого бала Наташи Ростовой. Спросите: «Причем здесь Колчак?» Оказывается, что в 1964 году Анна Васильевна Тимирева работала консультантом по манерам на фильме Бондарчука-старшего «Война и мир».  

«Впрочем, мы слишком  долго говорим об обезьянах - а собирались ведь искать человека» (Виктор Пелевин «Поколение П»).

Колчак без влюбленных в него женщин стал бы бездушным роботом, запрограммированным исключительно на служение своему Отечеству. Родине, которой присягают лишь раз в жизни. И остался до конца жизни верен этой присяге. С женщинами, как известно всегда все намного проще и одновременно значительно сложнее. Перед смертью он вспомнил двух людей: Анну Васильевну, встретиться с ней адмиралу не разрешили, и своего сына Ростислава. Колчак просил главу расстрельной команды, чтобы он передал  благословенье для него. О жене Софье (Анна Ковальчук), Александр не обмолвился перед встречей с Всевышним. Колчак был ни плохим, ни хорошим, ни ангелом, ни злодеем. Александр Васильевич был русский офицером, Адмиралом. Им жил, им погиб, и хватит об этом.

Даниил Яковлев, специально для Псковской Ленты Новостей

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 244 человека
Лента новостей