Новости партнеров
Культура

Остросоциальный триллер-мелодрама «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

19.12.2008 09:49|ПсковКомментариев: 4

Лет эдак двадцать назад, на заре «перестройки», Леонид Филатов написал блистательную книгу – «Сказ про Федота-стрельца». Через несколько лет по этому искрометно-смешному, афористично-актуальному произведению был снят фильм и поставлен спектакль, а потом снят и фильм. Теперь пришел черед посмотреть на славного Федота сотоварищи через лупу мультипликации. За это непростое задание взялась российская  анимационная студия «Мельница».

Коротенько обратимся к сюжету. Мало ли кто книгу не читал и не в курсе вещей пребывает. Жил-был, пьянствовал-служил Федот-стрелец.

Состоял в личном подчинении у безмозглого царя, горя не знал, жениться не планировал и вообще в гробу видал весь этот придворный паноптикум. Но тут царю захотелось удивить аглицкого посла чудным кушаньем из заповедных лесов. Посол тот был толщиной от силы в леску, хвор наружностью и квёл лицом. Поэтому удивить беднягу – сам Бог велел. Делать нечего – поплелся Федот в чащобу. Тут, по закону жанра, появляется лупоглазая голубица и навязывается стрельцу в супружницы: «Возьми, дескать, да возьми. Я тебе пригожусь» (как будто знала, коварная, что и впрямь пригодится).

Дома птица мира обернулась грудастой девицей с голубыми очами и жуткой черной подводкой. Помогла Федоту со спецзаданием «Удиви посла, если можешь». Но царь чего-то взъелся (подагра измучила – не иначе) и давай пулять в стрельца заданиями, одно круче другого. Задания, по просьбе царского генерала, генерировала жгучая рыжеволосая особа с странными в ее  элегантном возрасте нимфоманскими наклонностями.

Эта симпатичная мадама в котиковой горжетке, распространяющая запрещенные препараты, оказалась бабой-ягой. Колоритнейшая, надо сказать, женщина с буйной фантазией и активной жизненной позицией. Федоту надобно то ковер соткать златой, то добыть оленя с лампами накаливания вместо рогов, а то приволочь, похотливому до чужих жен, царю «то, чего на свете нет». До поры, до времени во всем этом прикрывала стрельца (Федота, кстати, Безруков озвучил) его женушка, в девичестве голубица, и «двое из ларца» - парни кровь с молоком.

Год-другой прошел за выполнением приказаний ошпаренной придворной элиты (стрельцы – народ терпеливый). Вот уже и царь заскучал, и дочка царёва по Федоту завздыхала, и баба-яга на краю леса по генералу захныкала (чувствуете, да, какая любовная фигура наклевывается?). Вернулся, в общем, стрелец в исключительно ослабленном, от мирового турне, политико-моральном состоянии. Вернулся, восстание поднял, да и сверг царя к чертовой бабушке. Все счастливы. Все снова пьют.

В сказке удивительным манером переплетаются волшебство и современные реалии. Где-то посреди  деревянных «монолиток» можно обнаружить Останкинскую телебашню, Кремль. Пробки из самоходных печей на улицах древней столицы, федотово ружье с хорошей оптикой. Быт героев налажен по последнему слову сказочной техники – телефон, «зеркалка», телевизор-блюдечко с яблочком вместо пульта и новостями про мировой финансовый кризис (плюнул-таки кризис в вечность посредством анимации). Все достижения научно-технической мысли гармонично вплетены в сюжет и кажутся привычными. Даже царь пьёт пакетированный чай. Каждая деталь, каждая мелочь придает картинке ещё большую иронию. И это еще далеко не все режиссерские находки.

Кроме того, мультик, как и книга, получился весьма поучительным и не утратил своей остросоциальной проблематики. Провозглашение свободы личности, независимости, обличение «страшно далекой от народа» власти, поучение в стиле «делай добро и бросай его в реку», «добро побеждает зло», на халяве далеко не уедешь – придется  и самому покрутиться.

Есть, однако, небольшая деталь: герои мультфильма уж очень часто прикладываются к бутылке – с горя, от радости. Какая-то нездоровая пропаганда среди неокрепших  детских умов получается. И большая деталь: с визуализацией у аниматоров явные проблемы. Герои получились какие-то угловатые, непропорциональные, несуразные и с деформированными глазами Японские «аниме» отдыхают в сторонке. Быть может, это такая особая задумка, стилистика особая. Но не покидает ощущение, что картинка нарисована мало того, что «от руки», так еще и в «картонном» формате «1D».

       Хотя по большому счету общее впечатление от мультика положительное –  хорошую кашу маслом не испортишь. Плюс «озвучка», в виде талантливого созвездия нашей кинематографии (Хаматова, Дюжев, Безруков), не подкачала. Без сомнения, графика в пиксаровских и диснеевских «Вольтах», «Валл-И» и прочих «Сезонах Охоты» лучше, однако сценарий, сюжет и юмор у «Федота» на недосягаемой для них высоте. Поэтому вердикт прост: бегом в кино!

Ольга Осина

Страна: Россия

Жанр: мультфильм

Режиссер: Людмила Стеблянко

Сценаристы: Людмила Стеблянко, Леонид Филатов

Композитор: Максим Кошеваров

Роли озвучивают: Александр Ревва, Сергей Безруков, Чулпан Хаматова, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Ирина Безрукова

Продолжительность: 70 мин.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 253 человека
Лента новостей