Новости партнеров
Культура

Литературная часть как целое

28.06.2010 15:40|ПсковКомментариев: 0

Актерский Дневник  28.06.10.

Актерский дневник изначально задумывался как новый ракурс, позволяющий увидеть жизнь театра изнутри, из-за кулис, из репетиционного зала и гримерной, увидеть не только спектакль и действующих лиц, но и зрителей со стороны сцены. Сегодня есть повод обратиться к одной из важнейших частей, составляющих театральный организм, – литературной. И – поздравить с юбилеем руководителя литературно-драматической части Пушкинского театра Любовь Никитину.

Завлит – слово театральное. Значимость должности завлита в театре в разные времена и в разных театрах была и остается различной. Но в идеале, в замысле театрального дела значение завлита призвано соответствовать значению звучащего со сцены литературного слова. Рядом с именами выдающихся реформаторов театра и режиссеров минувшего века стоят имена их помощников по литературной части. У Станиславского это Павел Марков, приведший некогда в Московский Художественный театр Михаила Булгакова. У Товстоногова Дина Шварц, которую в театре уважали ничуть не меньше мастера, и о которой тот говорил: «Для меня она — первый советчик, то зеркало, на которое каждому из нас бывает необходимо оглядываться. Ее амальгама отражает чисто, верно, глубоко».  У Ефремова – Анатолий Смелянский, глубокий, легкий на перо и слово театровед и литератор. Они вместе с режиссерами формировали репертуар, писали инсценировки, искали и находили новых, поначалу неизвестных авторов, определяя стратегию развития театра своего времени.

Когда я учился в театральном институте, был уверен, что завлит в театре нужен исключительно для бесконечного чтения пьес и отбора наиболее достойных из них для постановки. Иллюзии рассеивались постепенно и улетучились окончательно, когда 16 лет назад довелось параллельно с актерской работой исполнять обязанности завлита. Причина была уважительная: Любовь Алексеевна отправилась в декретный отпуск, дабы благополучно родить сына Леву. Завлитом я был всего семь месяцев, но, помнится, мало не показалось. Для начала составил список намеченных к прочтению пьес, положил на завлитовский стол стопку сборников и альманахов драматургии, начинил их закладками и раскрыл первую страницу. Позвонила администратор: готов ли макет программки предстоящей премьеры? А как с анонсами в газеты? Договорился ли с телевидением? Звонок из Авторского общества: срочно представить список драматургов, чьи пьесы поставлены в текущем сезоне, и композиторов, музыка которых использована. Вызвал главный режиссер: летом предстоит участие театра в 750-летии Выборга, нужны такие-то и такие-то сценарии. Как у Чуковского: «И такая дребедень целый день…» Пьес я успел прочесть две или три, узнал массу полезных и не очень тонкостей профессии, зато день, когда Люба вернулась в свой кабинет, был одним из самых радостных.

Тогда-то и стал присматриваться, как она работает. В самых, казалось бы, стрессовых ситуациях, под прессингом множества обязанностей, ей удавалось сохранять спокойствие и тянуть, тянуть свой нелегкий возок к конечному результату. Выручали счастливые качества характера: неизменные доброжелательность, терпение и умение реально смотреть на жизнь, что в переводе на язык повседневности означает способность ясно видеть цель и использовать для ее достижения реально существующие возможности. Плюс, конечно, образование, знания и опыт. Окончив для начала режиссерское отделение Псковского кульпросветучилища, поработав режиссером народного театра и артисткой областной филармонии, она поступила на театроведческий факультет Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК) и, по окончании, в 1984 году, стала нашим завлитом.

Жизнь современного театра такова, что именно на плечи завлита, помимо основной работы, возложено все, что называется связями с общественностью и СМИ. В первую очередь через нее, завлита Любовь Никитину, город узнает театральные новости: что готовится к постановке, какие в театре проводятся выставки, в каких городских и областных мероприятиях примет участие театр, какие разрабатываются программы для школьников, молодежи, ветеранов. Сегодня она выступает перед спектаклями «Карусели» и проводит встречу со зрителями, а завтра ведет громкоголосых первоклашек на первую экскурсию по театру. Она неизменный член жюри всех фестивалей самодеятельных театров: «Театральная мозаика», «Затея сельской остроты» и других. Это по ее сценариям разыгрываются ежегодные новогодние представления на театральных елках. Всем памятны ее авторские телепрограммы «В гриме и без грима», «У театральной рампы», «Азбука театра», «Театральная гостиная», «Контрамарка», где она отважно наряжалась в театральный костюм и от имени Мельпомены с обаятельной лукавинкой приоткрывала мир закулисья.

Ее публикациям несть числа. В театроведческих статьях-портретах о режиссерах, актерах, художниках ей удалось создать общий многогранный портрет Пушкинского театра последних десятилетий. Одно из недавних ее «изобретений» – совместный с газетой «Псковская провинция» проект «Действующие лица», когда в течение сезона из номера в номер завлит рассказала не только о тех, кто выходит на сцену, но и о гримерах, бутафорах, костюмерах, портных. Театр ей тесен, и героями очерков становятся исследователь псковской иконы Ирина Родникова, художники Игорь Иванюк, Мария Воробьева, Игорь Шаймарданов, солисты областной филармонии. Она – один из основных авторов и составитель книг «Псковские сезоны» (премия администрации области за 1999 год)  и двухтомника «Псков, Пушкина, 13. Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра» (руководитель проектов Валерий Павлов). Своя книга давно просилась на свет и вышла в 2005 году - «Театральные портреты». Казалось бы, не бестселлер, и есть ли смысл издавать то, что заведомо не будет пользоваться повышенным читательским спросом. Но, хотим мы того или нет, и по этим книгам тоже будут судить, какими мы, псковичи, были, что нас занимало, вдохновляло, что происходило с нами и вокруг нас. Сама Любовь Никитина рассуждает так: «Актер – живой язык театра. Играя роли, он не оставляет других материальных свидетельств своего творчества, кроме воспоминаний о его игре. Поэтому об актере, более чем о другом художнике, нужно писать, рассказывать. Искусство каждого актера неповторимо и достойно внимания. Их надо любить, чтобы чувствовать. О них надо писать – чтобы помнить». Сейчас Никитина завершает работу над второй своей книгой - «Псковский театр в сюжетах и лицах. Записки завлита».

Воздержусь от дальнейших, рискующих, кажется, стать бесконечными, перечислений видов и родов деятельности нашего завлита, но есть еще одна важнейшая ипостась – педагогика. Последние годы заслуженный работник культуры России Любовь Никитина с успехом преподает историю театра в колледже искусств и псковском филиале Санкт-Петербургской академии культуры. Кто-то из великих педагогов сказал: «Хочешь по-настоящему узнать предмет – возьмись его преподавать». Думается, знания театроведа, опыт театрального практика и педагога и позволяют Любови Никитиной созидать и содержать литературно-драматическую часть Пушкинского театра как единое целое. Многих и благих ей лет на этом поприще!

Виктор Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 275 человек
Лента новостей