Новости партнеров
Культура

Крещендо: День второй. Дневник наблюдений

20.09.2010 18:09|ПсковКомментариев: 6

Существует известное выражение о том, что есть три вида удовольствия: участвовать в процессе, наблюдать за участниками и наблюдать за наблюдающими. В этом смысле второй день фестиваля «Сrescendo» доставил двойное удовольствие. Сосредоточившись на слушании музыки, мы все же не могли не отвлекаться на наблюдения за музыкантами и краем глаза – за зрителями.


Начнем с первого. В едва уловимых нюансах мимики и жестов музыкантов можно прочитать их внутренний настрой, эмоциональное состояние, то есть то, что и рождает музыку. Музыканты оркестра, ставшие уже почти родными за эти два вечера, открывали сегодняшний концерт шубертовской Симфонией №5 , хотя, судя по программе, должны были его завершать. Так как оркестр – это единое целое, душевный настрой музыкантов выражался скорее в музыке, в исполнении, нежели во внешности. За них «играл лицом» и телом  дирижер – н.а.Н.Алексеев. Он был тем центром, из которого возникала музыка, росла и затихала, его руки «рисовали» мелодию, сообщали ей первоисходный смысл, на который дальше нанизывались личные ассоциации и эмоции. Все его движения были точны и экономичны, характерны и действенны. А основной эмоцией, наверное, была полуулыбка, то веселая и радостная, то ироничная, насмешливая. Он дирижировал не только оркестром, но и зрителями, которые, повинуясь одному движению его плеч, замолкали или взрывались аплодисментами.

Мимика А.Огринчука, солировавшего в следующем номере - концерте Моцарта для гобоя с оркестром До-мажор, вызвала у многих в зале сочувствие: «так старается человек, что хочется ему помочь»... Причина в том, что игра на гобое – это очень тяжелый физический труд. В одном из интервью А.Огринчук так охарактеризовал мастерство гобоиста: «Это огромные нагрузки, огромное давление. Используется достаточно много воздуха, работает вся диафрагма, при этом посыл воздуха должен быть очень сконцентрированный. Французы называют это «спагетти воздуха»...

Татьяна Васильева, солировавшая в концерте Сен-Санса, играла на виолончели, созданной мастером А.Страдивари в 1725 году. Изысканная, хрупкая, грациозная, но при этом сильная, выдержанная. Возможно, именно такое сочетание несочетаемого позволило ей достигнуть высочайшего уровня исполнительского искусства. Как остроумно отметил журналист «Коммерсанта», «она играет как мужчина, что среди музыкантов небезосновательно считается большим достоинством».

Высшей точкой, «крещендо» вчерашнего вечера стал, конечно, пианист Денис Мацуев, исполнивший Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.Рахманинова. Все слушатели отмечают невероятную эмоциональную яркость, свойственную игре этого музыканта, его особый взгляд - «по ту сторону реальности».   

 


 

Но зачастую эмоции музыкантов были вызваны не переживаниями музыки, а, к сожалению, нашим – некорректным – поведением, вызванным обыкновенной безграмотностью, незнанием основных законов поведения на концерте классической музыки. Возьмем на себя смелость озвучить лишь некоторые из них.
1.    Прежде всего, выключайте мобильные телефоны или переключайте их в режим вибрации. Тем, кто сидел близко к сцене, было прекрасно видно, как повел плечом дирижер в ходе исполнения Концерта Моцарта для гобоя, когда как всегда в паузе у кого-то «застрадал» мобильный… Уважайте музыкантов, которые дарят вам бесценное чудо  – возможность почувствовать, что у вас есть душа.
2.    Сдавайте одежду в гардероб и, пожалуйста, не бегите за ней, не дослушав до конца произведения и не поаплодировав музыкантам… Все звенящие, шуршащие, шелестящие вещи лучше не доставать во время звучания музыки
3.    По ряду передвигаются лицом к сидящим.
4.    Не разговаривайте с соседом, того пуще – с соседями - во время исполнения произведения. Своими эмоциями можно поделиться по окончании концерта.
5.    Как показывает вчерашний опыт, одна из самых важных проблем во время концерта - когда аплодировать? Как высказалась одна из зрительниц, «надо что-то делать с нашим городом. Может, ликбезную радиозапись сделать и включать ее перед концертами?» Итак, во избежание неловкости, аплодируйте, когда вы уверены, что произведение закончилась. Некоторые относятся к этому очень консервативно, другие позволяют себе хлопать и между частями, но, как правило, если произведение состоит из нескольких частей, то Вы должны хлопать только в конце последнего. Самое легкое правило: Ваш хлопок не должен быть первым. Кроме того, аплодировать нужно обязательно: в начале - когда выходит дирижер, когда исполнители кланяются и когда дирижер опускает руки и кланяется.

В общем и целом – соблюдайте, пожалуйста, правила хорошего поведения, те, которые Вы прекрасно знаете, но зачастую не обращаете на них внимание. Основной принцип присутствия в зале – «поменьше звуков!».  Уважайте исполнителей, рядом сидящих зрителей и самого себя.

Если всё это очень сложно для Вас, то, вам стоит прийти в понедельник 20 сентября на джазовое шоу, в котором примут участие Денис МАЦУЕВ (фортепиано), Борислав СТРУЛЕВ (виолончель), Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные), Андрей ИВАНОВ (контрабас), Аркадий ШИЛКЛОПЕР (альпийский рог), Шенда РУЛ (вокал). На джазовом концерте хлопать можно и в течение произведения!

 

Елена Никитина

 
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 180 человек
Лента новостей