Новости партнеров
Культура

Игорь Соловьев: Не бывает некрасивых женщин, бывают плохие фотографы

20.09.2010 18:55|ПсковКомментариев: 62

Разговор в студии «LiS» с известным псковским фотохудожником Игорем Соловьевым мы начали с выяснения обстоятельств весеннего скандала, когда фотовыставка, организованная Игорем в экспозиционном зале Двора Подзноевых, была подвергнута обстукции со стороны некоторых псковских фотографов и объявлена «порнографической». Тогда, если помните, на некоторых сайтах, в том числе и на Псковской Ленте Новостей, развернулась целая дискуссия. «Порно» в самом центре Пскова, там, где могут быть дети! – таков был клич тех, кто против. Главным инициатором развернувшейся дискуссии стал фотограф Евгений Клюев.

- Просто этот человек, Женя Клюев, захотел привлечь к себе внимание хотя бы таким способом. - Не сомневается Игорь Соловьев в истоках конфликта. – То есть, если не своими фотографиями, не своими работами, так скандалом. Там ситуация была такая: он с утра пришел на выставку, и наша смотрительница-девушка была очень удивлена, как он фотографировал мои работы.

- Как?

- Он не фотографировал всю работу  целиком, а фотографировал крупно гениталии, хотя прежде чем ее, эту работу, вывесить, я много думал. Я ведь не просто так эту работу показал. Взял вот и гениталии вывесил. До этого я четыре раза снимал женские роды. И для меня рождение новой человеческой жизни подобно явлению жемчужины из раковины. Философия такая. Если на работу внимательно смотреть, то внизу вы увидите тени. Это – жизни, которые ушли. Планеты, которые вокруг летают, это жизни, которые есть сейчас. А вот жемчужина – свежая, новая, только что родилась, это то, что самое красивое и ценное в этой жизни человеческой. И эту работу, кстати говоря, приобрел молодой человек девушки, которую я фотографировал, и вот сейчас эта девушка ходит беременная, так что эта работа для них имеет символический смысл. Никакой пошлости, никакой порнухи! И вообще – все мои работы концептуальны, все со смыслом, за каждую я могу ответить. Организовывал выставку лично я, и я так объясняю атаку Жени Клюева: он просто обиделся, что его не пригласили в выставке участвовать.

- Какова была ваша главная цель, когда вы занимались организацией экспозиции?

- Нынешнее поколение фотографов не видит своих работ в бумаге. Я собрал 15 человек, и из этих 15-ти только два человека раньше печатали свои фотографии на бумаге! Прикинь! И для них это событие стало просто творческим шоком. Одно дело смотреть фотографию на мониторе, и совсем другое – на бумаге. Это абсолютно разные вещи. На мониторе можно что-то укрупнить, рассмотреть, а здесь мы видим изображение целиком, как картину. И как раз на этой самой выставке мы познакомились с нашими латышскими друзьями. В Пскове была делегация фотографов из Латвии, из города Руена. И благодаря торгово-промышленной палате, и компании «Авто-Альянс» Леши Севастьянова, их безвозмездной помощи, у нас стали развиваться отношения и сотрудничество. Мы вместе поехали на остров Белов. После этой поездки мы и решили задружиться. Айгарс Лапиньш, очень известный фотограф в Латвии, пригласил нас, и наша выставка в Руене состоялась! Нам полностью отдали Центральный Дом культуры: на первом этаже – выставка Айгарса Лапиньша, на втором - наша. Свои работы представили: Екатерина Колесникова, Ольга Балобейко и я. Выставка прошла с большим успехом. Плюс были мастер-классы в Латвии. Пять дней мы там были, и вот теперь по правилам безвалютного обмена, к нам официально с 18 сентября приехали наши друзья из Латвии. Тоже на пять дней. Будем осуществлять совместный проект.

- Мастер-классы - это вообще, что?

- Мастер-классы - это обмен опытом в процессе совместной съемки. Так, в Латвии мы преимущественно снимали обнаженную натуру. Здесь у нас будем снимать природу, фольклорную тему, пушкинскую. Поедем в Пушкинские Горы, в Михайловское. Актеры в костюмах будут нам позировать. Программа очень насыщенная, а по результатам мы сделаем совместную выставку сначала ко Дню города в Пскове, а через две недели перевезем ее в Руену, уже на их городской праздник. Руена – это вообще город мастеров, художников. Там и художественная школа, и школа танцев, и кузнечный двор. Мэр Руены – сам известный фотохудожник. Я думаю, что нам вообще пора налаживать более активные контакты с городами-партнерами. Я, например, стоял у истоков сотрудничества с немецким городом Нойсом. Нельзя забывать про французский Арль, где находится крупнейшая в Европе фотошкола. было бы очень интересно туда попасть. Потому что люди, закончившие эту школу работают в журнале «Vogue», например, в крупнейших рекламных агентствах, становятся достаточно известными фотографами. Так что новое поколение подрастает. Я имею в виду прежде всего нашу студию. Пора двигаться вперед. Сейчас в Пскове жесткой конкуренции нет. Биться за место под солнцем не надо. Фотоаппаратов - много, только фотографов настоящих мало.

- То есть у многих людей есть деньги на хорошую аппаратуру, но снимать они не умеют?

- Да, люди, купив аппаратуру, думают, что они уже профессиональные фотографы. Но мне импонирует фраза Александра Яковлева, мною уважаемого фотографа, и я даже эту фразу сейчас повторю: «На любом фотоаппарате кнопки «шедевр» не существует. Нужна еще голова». И это правильно. Потому что, если нет видения, нет любви к тому, что ты снимаешь, у тебя ничего не получится. У нас сейчас много фотографов ушло в коммерцию, но деньги-то тоже зарабатывать надо. Ничего страшного: жизнь есть жизнь.

- В смысле – рекламу снимают?

- Нет. Рекламу тоже нужно уметь снимать. Вот лично у меня такой принцип: «Если я делаю рекламную съемку, и она не возвращает денег, потраченных на меня, то, значит, я плохо сработал». А то ведь как получается? Фотоаппарат у человека что-то отснял, он это что-то отдал, и свалил. У меня не так. Ко мне заказчик всегда возвращается.

- Игорь Соловьев – больше художник или ремесленник?

- Те деньги, которые я зарабатываю на рекламе, я трачу на свое творчество. Свет, аппаратура стоит десятки тысяч долларов. И для ремесленничества все это не нужно. Третье тысячелетие, технологии идут вперед. Я все это понимаю и принимаю, но я, наверное, консерватор, как меня называют некоторые: «неприкольный фотограф из прошлого», молодежь так меня окрестила, но я минимально использую фотошоп. Техника идет вперед не семимильным, а семнадцатимильными шагами. Скоро 3D-фотографии у нас в быт войдут. И сейчас мы с трепетом смотрим на фотографии начала 20-го века. Я не хочу от этого уходить. Редко, но я до сих пор снимаю на пленку. Потому что есть заказы. Цифра, пленка – это все таки очень разные вещи, кто бы что не говорил. Сейчас с пленкой вообще сложнее, трудно хорошую пленку найти, бумагу, химикаты. В Чехии, в Германии, во Франции приходится покупать. У нас в России ничего не осталось. Технологии разные и, в конце концов, в цифре все сводится к деньгам. Время, опять же, играет роль. С цифрой - все быстрее. Я освоил все техники и все жанры. Последнее, что освоил, был фоторепортаж. Три года я проработал в газете. Пикассо прежде чем перейти к абстракции, освоил все реалистические техники. Фотоаппарат можно сравнить с кистью художника, а творчество – оно, в голове художника.

- И все-таки главная любовь – обнаженная натура...

- Да, обнаженная женщина. И я объясню, если хотите, свою философию. Сначала фотограф всегда делает пробные отпечатки. Так вот. Господь сначала сделал пробный отпечаток, - Адама. А потом Он убрал все лишнее и сделал Еву. И я с Богом полностью согласен. Сам, являясь мужчиной, я вижу, что женщина – это бесконечный кладезь идей, эмоций, чувств. Мужикам так не дано чувствовать, а фотографу остается только ловить эти совершенные моменты. Женщина – настолько сложный объект, что вне зависимости от возраста или внешности, из нее можно сделать красавицу. Не бывает некрасивых женщин, бывают плохие фотографы.

Беседовал Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 160 человек
Лента новостей