В гипермаркете «ПИК 60» открылась галерея искусства, которую назвали «Арт-холлом», что весьма кстати рифмуется с иконой поп-арта Энди Уорхолом, как известно, прославившегося своими знаменитыми «портретами-иконостасами» таких товаров повседневного спроса как консервированные томатные супы «Кэмпбэлл» и газированный напиток «Кока-кола».
Художник, ориентированный на массовую культуру, всерьез полагал, что каждый из живущих на планете людей имеет право на свои 15 минут славы. Так вот, если не каждый, то избранный, то есть, например, талантливый художник теперь свои 15 минут точно получит. Потому что, повторюсь, на втором этаже торгового комплекса «ПИК 60» открылся «Арт-холл», где и разместилась премьерная экспозиция новой галереи - «Мост», совместный долгоиграющий проект студии «Lis» из Пскова и «Фабрики фотомгновений» латвийского города Руйена.
Выставка как выставка - ничего особенного: репортажные и постановочные фотографии, сделанные в процессе совместных фотосессий латвийскими и российскими мастерами света, тени и цвета. Руководили проектами - с псковской стороны - Игорь Соловьев, со стороны Руйены - Айгирс Лапиньш. И открытие очередного вернисажа для них, как и для всякого художника, - важный этап в жизни, здесь не до пустяков.
Художественная галерея в крупном магазине - это, конечно, никакое не ноу-хау. Галереи можно открывать где угодно - хоть на вокзале, хоть, извиняюсь, в просторном общественном туалете. И такой опыт в мире имеется. Но то в мире, а не у нас. У нас, того и гляди, последний выставочный зал прикроют, так что значение новой выставочной площадки оценить, все-таки, можно.
Идет человек за товарами, допустим, за кофемолкой, а попадает на вернисаж. Он может не обратить никакого внимания на развешанные в холле между бутиками произведения искусства, а может... и обратить. И - приглядеться, и увлечься. Более того, он может понравившуюся фотографию даже купить!
И уйдет из гипермаркета не только с искомой кофемолкой, но и с неожиданным подарком для себя - фотографией или картиной.
Кураторы новой галереи убеждены, что число потенциальных зрителей в магазине просто не сравнимо с количеством тех немногих, кто посещает традиционные выставочные залы. Через торговый комплекс ежедневно проходит тысячи людей, и если сотня-другая остановится и посмотрит выставку, то это уже много больше, чем обычный зал. Так на открытии и было заявлено: «Отныне добро пожаловать в самый популярный зал Пскова». Получается самый настоящий поп-арт, не в историческом значении, как специфическое искусство 50-х годов во главе с культовым Энди Уорхолом. А поп-арт в прямом буквальном смысле: как искусство для народа, причем народа самого простого и неискушенного.
Сбылась мечта идиота: причудливый замысел или сложную технику исполнения теперь увидят даже те, кто обычно обходит музеи стороной.
Пусть только глазом зацепят, пусть удивятся, пусть пробегут за вожделенной кофемолкой, но факт соприкосновения с прекрасным случится, и, быть может, в следующий раз другие работы других мастеров, точно магнитом, притянут к стеклу или маслу любопытные взоры.
А что еще нужно художнику, как не внимание зрителя?
Саша Донецкий