Актерский Дневник XIX Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля. 07.02.12.
И снова над Псковом Пушкин. Его дух, его голос, его мысли и откровения. Когда-то, в одном из фильмов Ираклия Андроникова о Всероссийском празднике Поэзии в Михайловском меня глубоко впечатлило, как он прочел:
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь...
Пушкин противоречив, как противоречив всякий живой человек. В процитированном Андрее Шинье он говорит «Я скоро весь умру...» А в хрестоматийном «Памятнике» «Нет, весь я не умру!..» Пушкин, как ни странно, бессмертен, и мы то и дело, опомнившись, повторяем: «Вот речь его…» Феномен Пушкина в России жив, нам от него никуда не деться, куда бы мы не пошли – нам его не миновать. Эти строки – «Когда гроза пройдет…» - на открытии XIX Пушкинского Всероссийского фестиваля процитировал заместитель Александра Калягина по Союзу театральных деятелей России Геннадий Смирнов, - когда-то директор Пушкинского театра, опять совсем не случайно оказавшийся в Пскове во дни посещения Пскова Пушкиным. Так он приветствовал Оперный центр Галины Вишневской, представивший «Бориса Годунова» Модеста Петровича Мусоргского на открытии фестиваля в Пушкинских Горах 5 февраля.
А перед открытием к залу Культурного Пушкинского центра обратился председатель комитета по культуре администрации Псковской области Александр Голышев и заверил, что ХХ фестиваль непременно пройдет в отреставрированном здании Пушкинского театра. Впервые фестиваль идет без главной сцены, и, тем не менее, год не пропущен! Судите, как хотите, но я склонен видеть в этом не безразличие к Пскову Пушкина.
Об опере Мусоргского Галина Вишневская писала: «Бориса Годунова» Нельзя сопоставить ни с одной оперой мира, ее отличает необыкновенная духовная глубина. …Если по-настоящему вслушиваться в архигениальную музыку Мусоргского и читать Пушкина, перед слушателями открываются бездонные глубины». Подтверждение тому – сильнейшее впечатление от спектакля.
Режиссура (дирижер-постановщик Гинтарас Ринкявичус, режиссер-постановщик Иван Поповски), солисты Руслан Розыев в роли Годунова, Максим Осокин (Пимен), Николай Карцев (Отрепьев), Станислав Мостовой (Юродивый), да и другие продемонстрировали образцы оперного искусства, по достоинству оцененные зрительным залом.
На следующий день начала работу творческая Лаборатория фестиваля. «Пушкин и дети», - вот так незамысловато называлось выступление Вячеслава Кошелева, профессора-пушкиниста Новгородского университета им. Ярослава Мудрого. Признаюсь, отношусь к Вячеславу Анатольевичу с особой симпатией: каждый раз в его выступлении есть нечто, что запоминается от фестиваля к фестивалю. Вот и теперь, говоря о генетической связи с детством, он сумел сформулировать, как Пушкину удавалось оставаться ребенком. И в самом деле, дети воспринимают Пушкина целиком, сразу, не взирая на «взрослые» и «детские» произведения. Самый, на мой взгляд, убедительный пример, приведенный Кошелевым, со сказкой «Конек-Горбунок»: «Павел Ершов написал его в 18 лет, когда был студентом. Потом тоже писал, но ничего из написанного не стоит рядом с «Коньком-Горбунком» Почему? – ответ прост: он писал его ребенком. А потом не смог вернуться в детство».
В вечер второго дня фестиваля мы, в зале колледжа искусств, увидели еще одного «Годунова», на этот раз знакомый уже нам театр «Пушкинская школа» «Пушкинского театрального центра» в Санкт-Петербурге. Это был образец культуры Пушкинского слова. Постоянные зрители фестиваля помнят их, когда-то первокурсников, а теперь вполне зрелых актеров действующего театра. Постановщик спектакля и автор сценической версии, основанной на произведениях Карамзина, Пушкина и Мусоргского, Владимир Рецептер остался верен себе и продолжил в этом спектакле, названном им «Хроника времен Бориса Годунова», исследование непостижимого Пушкина средствами театра.
Вик. Яковлев
Фото пресс-службы администрации Псковской области, областной библиотеки