Новости партнеров
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Народный артист номер один

23.04.2012 09:52|ПсковКомментариев: 31

Актерский Дневник  23.04.12

К 70-летию Юрия Новохижина

Говорят, что в театр не приходят - в него попадают  на всю жизнь, как на плаху или под поезд, - есть такая давняя актерская шутка, и тоже со своей долей истины. Часто кажется, что попадают случайно, но мудрые люди утверждают, что случайностей не бывает. Думаю, они правы. О случайности говорит и Юрий Михайлович Новохижин, когда рассказывает, как в девятом классе его, крепкого, эффектного длинноволосого блондина, затащили в школьный драмкружок, дабы освободить школу от дурного влияния, которое он, хулиган и заводила, оказывал на сверстников. Видимо, тогда и запала в душу театральная «бацилла», определившая судьбу.

Родился в 1942 году в эвакуации, во Фрунзе (теперь Бишкек), а в 1945 мать с трехлетним сыном вернулась домой в Крым, в Симферополь. Там Юра и вырос, и впервые вышел на школьную сцену. В актеры не собирался, куда больше был увлечен спортом: в 16 лет стал победителем юношеского первенства Украины на велотреке. Но в год окончания школы, уже в сентябре, попалось на глаза газетное объявление об открытии театральной студии при Кемеровском театре. Вдвоем с приятелем отправились через всю страну в Сибирь («Как мать отпустила - до сих пор не могу понять!»). Дипломной работой стала роль Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Получив приглашение в несколько театров, выбрал Читу, где и проработал десять лет, до 1973 года, и встретился с будущей женой, яркой сибирской красавицей-актрисой Альбиной Федоровой, заслуженной артисткой России, с которой вырастили дочь Юлию и живут в согласии по сей день.

Юрий Новохижин. 24 сентября 2006 г.

Там же случилась и встреча с режиссером Валерием Бухариным, определившая судьбу актера на всю оставшуюся жизнь. Именно в его спектаклях Юрий Новохижин сыграл немалую часть своих самых значимых ролей. Его репертуарный список еще допсковского периода, в спектаклях Бухарина и не только, может впечатлить кого угодно. Всех персонажей не перечислить, но вот лишь некоторые: Макбет («Макбет» Шекспира), Дубровский («Дубровский» Пушкина), Мэкки Нож («Трехгрошовая опера» Брехта), Незнамов («Без вины виноватые» Островского), Мышкин («Идиот» Достоевского), Ричард III («Ричард III» Шекспира). Именно с Бухариным связаны и дальнейшая перемена мест. В 1973 году  семья переезжает в  Красноярск, куда Бухарин приглашен главным режиссером краевого драматического театра им. А.С. Пушкина. С 1975 года Бухарин – главный режиссер Псковского театра, и сразу и настойчиво зовет в Псков Юрия Новохижина с Альбиной Федоровой. Ехать не хотелось, но Бухарин настаивает: давно замыслен спектакль «Антоний и Клеопатра» Шекспира, и режиссер видит в Антонии только Новохижина. Переезд состоялся в январе 1978 года. В 1988 он получает звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1994 становится первым на Псковщине народным артистом России.

Александр Невский, 1992 г.

Вот уже тридцать лет мы на одной сцене. И все эти годы присматриваюсь к нему в работе и в жизни, в общении с самыми разными людьми – коллегами, друзьями, политиками, чиновниками. Новохижин, что называется, в авторитете. Удивляет, как он со всеми находит общий язык, умеет проникнуться чужой заботой, быть убедительным в своей точке зрения. Был он и председателем профкома – в то время, когда профсоюзы еще реально влияли на жизнь. И вот уже 26 лет он – председатель регионального отделения Союза Театральных деятелей России.

Запомнилось, как пять лет назад, когда он был кандидатом в депутаты областного собрания, один из журналистов спросил напрямую: «Теперь уже всем ясно, что идущий во власть надеется, прежде всего, решить свои личные проблемы. На что надеетесь вы?»

Воевода Олег, фильм «Ольгин хлеб»

- А на то же самое, - был ответ. - Только круг их становится все шире. Театральное дело в России – это моя проблема, отсюда – постоянная работа в секретариате Союза Театральных деятелей в непосредственном контакте с Александром Калягиным. Я хочу, чтобы псковичи любили ходить в мой театр, а это возможно только в городе, где люди не озабочены тем, как им выжить, как попасть к врачу, как выбить положенные им по закону лекарства, как проехать по раздолбанным улицам и проч. Как добиться, чтобы губернская власть повернулась, наконец, к театру лицом, а не… Потому что театр – неотъемлемая часть жизни общества.  Где вы тут видите не мои проблемы? Я – не вижу.

Ахов. «Не все коту масленица», А.Островский

Лет десять назад в наш театр начались заезды режиссеров-гастролеров для разовых постановок, и практически каждый из них стремился заполучить в свои спектакли Новохижина. Почему? Думаю, ответ очевиден: участие не просто народного артиста, а именно Юрия Новохижина непременно придаст постановке значительность. Но в силу каких его личных и личностных качеств это происходит – вот вопрос, разобраться в котором было бы весьма интересно.

Сам факт, что в череде его ролей множество царей, князей, воевод и прочих влиятельных фигур, говорит о многом. И в самом деле, кто ж станет подчиняться слабому да безвольному, - тут нужна личность, способная быть убежденной и убедительной. И потому в череде его персонажей Александр Невский, Иван Грозный, польский король Стефан Баторий, верховный судья Клеон в «Забыть Герострата», искусный интриган и заговорщик граф Пален в «Павле I», хитрющий и влиятельнейший князь Меньшиков в «Петре и Алексее».

Бессудный. «На бойком месте», А.Островский

Одна из самых творчески значимых его работ – король Лир в знаменитой трагедии Шекспира, поставленной в 1997 году Вадимом Радуном, - роль, отмеченная специальным призом жюри фестиваля «Голоса истории» в Вологде. Я играл в этом спектакле Шута, и вся работа шла на моих глазах. Режиссер предлагал неожиданные для традиционной классической роли решения, но – и в этом надо отдать ему должное – знал, кому предлагал. В трактовке актера и режиссера-постановщика Лир – сильный человек – и физически, и в убежденности собственного над всеми превосходства. Спектакль начинался с напряженной зоны молчания: статично расставленные подданные склоняются перед королем, тот входит, садится – один! – за стол и начинает смачно и долго поедать жирную курицу, разламывая ее руками. Жир стекает по пальцам, лоснится на губах… Запивает вином. Неторопливо, поглядывая на оцепеневших придворных, моет руки в поданной умывальнице, и только потом:

…Мы разделили край наш на три части.

Ярмо забот мы с наших дряхлых плеч

Хотим переложить на молодые

И доплестись до гроба налегке…             (перевод Бориса Пастернака)

Чарльз, «Убийство Гонзаго», Н.Йорданов

Но прежде, как известно, каждая из трех дочерей должна высказать, как она любит и ценит отца и короля, дабы «при разделе могли мы нашу щедрость проявить в прямом согласье с вашею заслугой». Не повезло Корделии, для которой лесть и низкопоклонство сродни лжи: «Я вас люблю, как долг велит, - не больше и не меньше». «…Вот и бери ты эту прямоту себе в приданое», - рычит взбешенный Лир и лишает младшую дочь законной доли наследства.

Ложное, искореженное гордыней понятие о ценностях – вот в чем трагедия короля и что удалось в полной мере сыграть актеру. Амплитуда Лира в исполнении Юрия Новохижина чрезвычайно велика – от всемогущего государя, объясняющего себе свое могущество не короной, не троном, а исключительно выдающимися качествами своей натуры, до отвергнутого всеми, терзаемого бурей оборванного скитальца, для которого вдруг стала опорой неподдельная любовь изгнанной им младшей дочери.

В 2000 году на одном из спектаклей «Лира», сыгранном нами у Гремячьей башни, присутствовал председатель СТД Александр Калягин. Год спустя, на IVсъезде СТД РФ в Москве, Новохижин по представлению Калягина избирается одним из секретарей Союза. Факт сам по себе беспрецедентный: секретарем становится руководитель одной из самых немногочисленных региональных организаций. Потом, в кулуарах, Новохижин все же спросил, почему «в команду» взят именно он. «Ты не представляешь, что ты сыграл для меня в тот вечер на берегу вашей Псковы», - ответил Калягин.

Певческий праздник. Псков. 22.05.11

Есть в актерском деле такое понятие – «присвоить текст», т.е. сделать текст персонажа своим. Разумеется, под текстом имеются в виду не только буквы и фразы, но и предлагаемые обстоятельства, в которых существует герой, и то, чего он добивается – здесь и сейчас, чем озабочен. Высшим же пилотажем в профессии можно считать, когда актеру удается сыграть судьбу. И не просто одну из судеб, которая у каждого своя, а ту, что так или иначе перекликается, пересекается с судьбами его современников-зрителей. Юрий Новохижин – один их тех редких актеров, кому удается вызвать именно такой глубинный отклик в зрительской душе.

Это, на мой взгляд, особенно относится к его работам последнего десятилетия: Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана), Кочубей («Россия, встань и возвышайся!» по поэме «Полтава» Пушкина), Фирс («Вишневый сад» Чехова), Чарльз («Убийство Гонзаго»), Ломов и Светловидов («Юбилей» Чехова), все спектакли – в постановке Вадима Радуна. Но было еще весьма плодотворное сотрудничество с московским режиссером Дмитрием Васильевым, в спектаклях которого были сыграны купец Ермил Зотыч Ахов («Не все коту масленица» Островского), Князь К. («Дядюшкин сон» Достоевского) и Бессудный («На бойком месте» Островского).

Светловидов «Юбилей», А.Чехов

Первый народный артист Пскова и сегодня играет много и увлеченно, его творческий потенциал далеко не исчерпан. В нынешний юбилей приходится сожалеть лишь о том, что театр отмечает его, когда родной дом, Народный дом имени Пушкина, переживает долгожданную реконструкцию. Но и эта печаль исполнена надежды на новую жизнь. Остается пожелать театру свежего и легкого дыхания в обновленном доме, а юбиляру – многая лета!

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей