Новости партнеров
Сцена / Обзоры / Актерский дневник

Сквозь тернии к премьере

21.01.2013 15:00|ПсковКомментариев: 1

Актерский дневник  21.01.13.

«Нехорошо быть человеку одному», - сказал Бог и создал из ребра Адама Еву. Эти слова Создателя из книги Бытия вполне можно было бы поставить эпиграфом к новому спектаклю…

Так и хочется воскликнуть: «Свершилось!» В зале колледжа искусств 18-19 января -  вторая премьера сезона, если первой считать новогоднюю сказку «Исчезновение принцессы Фефелы»… Пушкинский театр продолжает жить в жесткой среде обитания - без своей сцены. Но видно, так устроен театр, что он неисчезаем, неубиваем в любых обстоятельствах - благодаря или вопреки им. Конечно, не без потерь, но - несмотря ни на что.

Итак, игра на двоих, - Александр Гельман, «Скамейка». Таков выбор для дипломного спектакля выпускника Санкт-Петербургской Театральной академии (мастерская профессора Юрия Красовского) начинающего режиссера Сергея Зубова. Выбор беспроигрышный и опасный. Беспроигрышным он может стать только в одном случае: если «вытянут» актеры. Когда невозможно прикрыться чисто режиссерскими приемами, главным и решающим условием успеха режиссера становится работа с актером. С актерской позиции пьеса - настоящее пиршество, роли выписаны великолепно, заманчиво, в каждой - своя линия, свое развитие, в каждой судьба, вписанная автором в насыщенное драматургическое противостояние.

В наступившем году юбилей пьесы: тридцать лет назад, в 1983 году, ее впервые сыграли на сцене тогда еще единого МХАТ Татьяна Доронина и Олег Табаков. Сам Александр Гельман, помнится, очень весело рассказывал, как главный режиссер Олег Ефремов два года пробивал пьесу сквозь чиновничьи заслоны, как они вместе ходили – безрезультатно! - к тогдашнему министру культуры СССР Петру Демичеву. Решающим стал визит к неумолимому министру Татьяны Дорониной, которая по просьбе Ефремова заявила, что страстно хочет сыграть эту роль, и объяснила, почему это для нее так важно. С тех пор пьеса ставилась в сотнях театров десятков стран, неизменно привлекая к себе самые известные театральные имена. В 1990 г. по сценарию самого Гельмана режиссером Дмитрием Долининым был снят фильм «Мы странно встретились» с Ириной Муравьевой и Александром Калягиным - отзывы самые восторженные. Последняя московская премьера прошла не далее как минувшей осенью: на сцене Содружества актеров Таганки пьесу сыграли Ирина Апексимова и Гоша Куценко.

У нас «бенефисные» роли неувядаемой «Скамейки» были предложены Валентине Банаковой и Эдуарду Золотавину, самым на сегодняшний день востребованным актерам Псковского театра. И надо сказать, они в целом с честью справились с задачей: и Он, и Она в исполнении актеров сложились в живых, вызывающих сочувствие и сопереживание персонажей. Оба легко и органично вписываются в виражи настроений и переживаний своих героев - от поверхностного флирта до глубоких внутренних переоценок, от обаятельного кокетства до молчаливого крика безысходного одиночества.

Драматургия вроде бы проста. И Он, и Она в поиске: Он, как заурядный кобелёк, ищет очередного секс-приключения, но наталкивается на Ее истовое желание полноценных отношений с мужчиной, чтобы хоть как-то, любой уже ценой освободиться от смертельной хватки одиночества. Но, оказывается, они уже встречались (в этом и есть главный сюжетный ход драматурга), и Она уже была Им обманута, и Она, в отличие от Него, ничего не забыла. Но теперь Она Его просто так не отпустит: «Ты никуда отсюда не уйдешь, пока меня не вспомнишь!» И слетают одна за другой маски – вымышленные им для коротких знакомств имена: Коля, Юра, Алексей… пока не проявится подлинный Федор, женатый мужик с двумя детьми. Так постепенно каждый из двоих, раскрываясь все глубже, становится самим собой. Каждый доходит до своей исповеди, своей кульминации. Режиссеру остается только грамотно отстроить драматургию на сцене, отследить верные оценки событий, расставить акценты, что, в принципе, и было сделано. И все звучит, все играет, но все же с разной степенью звучности и убедительности.

Несомненной удачей можно считать пластический этюд Валентины Банаковой, в котором порыв и отчаяние, – он, по сути, и стал кульминацией роли, главным сценическим выразителем исповеди ее героини. А вот исповедь героя как-то потерялась, хотя и здесь режиссер все сделал пусть традиционно, но правильно: вывел актера на авансцену, выделил светом… Может быть, потому и осталось ощущение, что герой Эдуарда Золотавина до кульминации не дотянул.

Драматургически непонятна и мотивация танцевальных номеров в спектакле. Т.е. танцы в исполнении молодых студентов колледжа Искусств Снежаны Чеповской и Александра Васильева хороши, обаятельны и ритмически подстегивают действие (балетмейстер Евгения Шургалина), но все же существуют отдельно от происходящего на сцене. Умозрительно я могу понять их как пластический образ отношений главных героев (вспомнился Гумилев: «Это было не раз, это будет не раз // В нашей битве глухой и упорной: // Как всегда, от меня ты теперь отреклась, // Завтра, знаю, вернёшься покорной), но в сценическое действие они, на мой взгляд, не вписались.

Замечаются и мелочи вроде временнЫх нестыковок. Кажется, режиссер решил не определяться с временем действия: происходит ли это сейчас, или в те последние советские времена. В начале спектакля Она говорит, что сын отдыхает в пионерском лагере (которые, как известно, канули в вечность в начале 90-х, обратившись в детские лагеря отдыха), а в конце достает мобильный телефон. Мелочь? Да, конечно, но из разряда тех мелочей, из которых состоит всё, тем более на сцене. Либо делать историю вне времени, вычистив от всех признаков эпохи, либо намеренно переносить ее туда, тридцать лет назад, что, кстати, могло бы придать спектаклю модный нынче шарм стиля ретро.

Нельзя не оценить и отвагу режиссера Сергея Зубова, решившегося на постановку в фактически бездомном театре и все же сумевшего преодолеть все трудности ситуации. Как следует поблагодарить и всех, кто участвовал в выпуске спектакля, и в первую очередь Дмитрия Юлкина за его хоть и скромную (снова издержки производства), но вполне выразительную и достаточно функциональную сценографию.

Результат усилий постановочной группы – в целом интересный, увлекательный новый спектакль театра, который непременно найдет своего зрителя.

Вик. Яковлев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 237 человек
Лента новостей