Новости партнеров
ЖКХ / НОВОСТИ

Игорь Максимов: О теплоэнергетике, парадигме власти и ментальности потребителей услуг ЖКХ

20.08.2015 13:38|ПсковКомментариев: 2

На прошлой неделе участником программы «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стал заместитель генерального директора «Сибирской генерирующей компании», бывший вице-губернатор Псковской области Игорь Максимов. Речь в программе шла об экономическом кризисе и развитии отрасли энергетики в сегодняшней ситуации. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Максим Костиков: Добрый день, уважаемые радиослушатели. Это программа «Особое мнение», и сегодня у нас в гостях человек, который в представлениях не нуждается, несмотря на то, что последние 2 года его жизнь связана с совершенно далеким от нас регионом - с Сибирью. Тем не менее, основной его трудовой путь прошел в Псковской области. Мой сегодняшний гость работал главой Стругокрасненского района, возглавлял управление строительства и архитектуры администрации Псковской области, был депутатом областного Собрания, заместителем главы города Пскова, дважды возглавлял крупнейшие муниципальные предприятия - «Горводоканал и «Тепловые сети», возглавлял Ассоциацию строителей Псковской области и долгое время был первым вице-губернатором Псковской области. У меня в гостях сегодня Игорь Иванович Максимов. Добрый день.

Игорь Максимов: Добрый день.

Максим Костиков: И сейчас Игорь Иванович является заместителем генерального директора «Сибирской генерирующей компании», которая занимает третье место в России по объемам производства тепла. Это одна из крупнейших российских компаний, которая работает в целом ряде субъектов РФ, в том числе в таких промышленно развитых регионах как Красноярский край, Кемеровская область, Барнаул, Тыва. Компания достаточно известная, и не секрет, что ее возглавляет бывший губернатор Псковской области Михаил Кузнецов. Нашу беседу о развитии энергетики мы начнем с вопроса о том, как вас занесло в Сибирь из родной Псковщины и как вы там себя чувствуете?

Игорь Максимов: Мне посчастливилось - теперь можно так сказать. В этой жизни я увидел, что такое Россия, ее мощь, могущество, что такое Сибирь, что такое огромное производство. Наша компания - третья по производству и продаже тепла в России. Мы производим практически половину от общего объема электроэнергии Сибири. Два года назад из нашего холдинга было выделено подразделение, которое занимается чисто теплоснабжением крупнейших городов Сибири - Красноярск, Абакан, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк. И мне предложили возглавить это направление, чем я с удовольствием и занимаюсь. Работа тяжелая, но очень интересная. А что касается вообще проблем энергетики, большой или малой, они те же, что и в любом производстве в России. Любому производственнику тяжело, потому что кризис, потому что мы живем в рыночной экономике, и любая наша продукция стоит каких-то денег, а с деньгами потребитель, как известно, не всегда с удовольствием расстается. Ну и потом энергетика России создавалась десятилетиями - основные энергетические предприятия создавались в довоенные и послевоенные годы, и сейчас все это требует обновления, реконструкции, и с необходимостью этого мы сталкиваемся каждый день. Но это необходимые затраты. Необходимо огромное количество работ по поддержанию всех мощностей в работоспособном состоянии.

Максим Костиков: Буквально недавно один из руководителей Министерства энергетики, выступая в Совете Федерации, назвал страшную цифру . Он сказал, что порядка 400 млрд рублей составляет сумма неплатежей в России за тепло. Многие специалисты говорят, что главная проблема - это именно кризис неплатежей на всех уровнях. То есть с советских времен люди привыкли не платить за эту услугу или платить, но позже, когда им заблагорассудится. Как, на ваш взгляд, это влияет на развитие отрасли и как вы с этой проблемой боретесь в холдинге?

Игорь Максимов: К сожалению, это не то чтобы наша псковская ментальность, а российская, когда правилом хорошего тона считается не платить за ЖКУ. И, чем больше ты не платишь, тем больше ты герой. Но всегда это обращается бумерангом. Езжу даже по Пскову - эти ремонтные работы, и зимой случаются аварии. Все это приводит к нарушению надежности системы.

Максим Костиков: Изношенности сетей, оборудования...

Игорь Максимов: Да. Вот, например, что касается нашего предприятия, на сегодня текущий долг потребителей за тепловую энергию нам составляет порядка 8 млрд рублей. Столько нам должно население, юридические лица - все, кто когда-то потребил теплоэнергию. Из них 3 млрд рублей мы считаем безвозвратными потерями. Что такое 3 миллиарда? Это 10 процентов нашего годового оборота. Это значит, на эти 3 миллиарда мы не закупили оборудование, не провели ремонтов, не провели реконструкций. Это и те деньги, которые мы не заплатили трудникам за их качественную, ответственную работу. Поэтому каждый день не только у работников возникают проблемы - да, тяжело трудиться, в непростых погодных условиях, но и у руководителей.

Максим Костиков: В связи с этим вопрос. Не секрет, что не так давно в России была проведена очередная реформа ЖКХ, в том числе появились так называемые управляющие компании как посредники между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Где, на ваш взгляд, в большей степени кроется проблема неплатежей - в населении, в управляющих компаниях, в юридических лицах?

Игорь Максимов: Основная проблема в России, независимо от региона - это управляющие компании. Могу ответственно об этом рассуждать, потому что мы участвуем в работе правительственных комиссий, в том числе по вопросам ЖКХ, участвуем в разработке новых законов в Госдуме и Совете Федерации. Статистический факт - деньги, оплаченные населением в управляющую компанию за тепло и горячую воду, доходят до предприятий, которые вырабатывают этот продукт, на 90%. Если сравнить сумму, которую население непосредственно платит за тепло и воду предприятиям - напрямую, и ту, которую население платит сначала в управляющие компании, чтобы потом та рассчиталась с поставщиком ресурса, - 10 процентов по дороге «тает». Это медицинский факт, статистический.

Максим Костиков: Я читал, что у вас сложная ситуация в Красноярске, где УК задолжали 1 млрд 700.. При этом деньги от населения они получают, но по дороге порядка 300 млн рублей теряется.

Игорь Максимов: Да, это правда. К счастью, власти Красноярска сейчас активно нам помогают разбираться в ситуации. Мы всеми доступными юридическими способами ведем борьбу, потому что понимаем, что через месяц в Сибири наступает зима, и надо к ней готовиться.

Радиослушатель: Как в считаете, может, есть смысл отказаться от услуг управляющих компаний? Оставить, например, дворников - и все, платить им за услугу напрямую. Некоторым поставщикам мы и так и платим напрямую, а некоторые привязаны к управляющим компаниям, и ничего не поделаешь. А сейчас еще сделают одинаковые квитанции, и может там будет все только на «управляйках» завязано.

Игорь Максимов: Современное законодательство подразумевает многообразие форм управления жилфондом. Это могут быть ТСЖ, управляющие компании, ЖСК - формы могут быть разные. Но мы говорим о том, что действительно у населения должна быть возможность напрямую платить ресурсникам. То есть в вашей квитанции, которую вы получаете ежемесячно, получателем счета за воду и тепло должна быть указана ресурсоснабжающая организация. Они и должны вести учет вашей оплаты и вести с вами юридический диалог, когда вы непотребно долго не оплачиваете эту услугу.

Максим Костиков: Мне кажется, что теплоэнергетика как отрасль энергетики - это технологически сложный бизнес, сложное направление экономической деятельности, которое требует постоянных инвестиций, развития, модернизации, притом что все наши сети советские, оборудование советское, станции все советские, и они уже исчерпали свой моральный, материальный и физический ресурс. Износ достаточно высок. Население не дает денег - у нас кризис неплатежей, как вы только что сказали, тем более еще и экономический кризис. А как дело обстоит с инвестициями? Удается ли вообще сегодня привлекать инвестиции? Опять же, приведу пример. Замминистра энергетики Кравченко сказал: чтобы вывести нашу энергетику на нормальный уровень, необходимо 2 - 3 триллиона рублей. На примере Псковской области мы знаем, что эти средства крайне сложно привлекаются. А как в Сибири обстоят дела с привлечением инвесторов в теплоснабжение?

Игорь Максимов: Сначала, если можно, я отвечу на ваш первый посыл, что теплоэнергетика - это сложная отрасль. Не могу не поделиться первыми впечатлениями, когда я побывал на теплоэлектростанции и увидел угольный склад. Насколько огромна, сложна и впечатляюща эта техника! Станция потребляет в сутки 12 тысяч тонн угля. Как я помню, на отопительный сезон в Псковской области закупалось в среднем 50 - 60 тысяч тонн. А здесь в смену расходуется! Такие огромные масштабы. Поэтому, естественно, они требуют не рублей и не миллионов. Это уже миллиарды. И хочу сказать, что 10 лет назад в компании решилась проблема с дополнительными мощностями по электроэнергии, и наша компания взяла на себя обязательство: мы вложили практически 80 млрд рублей инвестиций в реконструкцию электрической части для выработки электроэнергии России. И эта проблема, по нашему пониманию, практически снята.

Радиослушатель: Здравствуйте, у меня такой вопрос. Цены на ЖКУ постоянно растут, в курсах валют они достигли психологической отметки. Но при этом качество услуг, на мой взгляд, осталось на уровне Советского Союза. Может, стоит тогда и тарифы заморозить, как заморозилось качество, тем более такие предложения уже поступают? Или, может, повысить качество услуг? Но тут уже другой вопрос - насколько это реально.

Игорь Максимов: История России все видела - мы отнимали, потом раздавали, что-то замораживали, что-то делали вопреки здравому смыслу и всегда приходили к тому, что оказывались у разбитого корыта. В Псковской области уровень роста услуг ЖКХ в 2015 году относительно 14-го вырос на 8%. То есть в «платежке» потребителя эта услуга не выросла более чем на 8% итого. А инфляция!? Если помните, за 2014 год она подошла к отметке в 12 - 13%, но это так, по оптимистическим прогнозам, по официальной статистике. И в этих условиях как вы себе представляете? Цены на металл на 30% скакнули за полгода, а это в основном трубы, которые мы меняем в городах. Скакнули цены на другую продукцию, которая используется производстве, а потребитель за услугу платит только в этих размерах. Это неправильно. Может быть, парадоксальную вещь скажу, но я, например, вообще против замораживания цен на ЖКУ, но и против их роста. Должны действовать экономические рычаги, экономика должна работать, как это ни банально звучит. В чем это проявляется? Например, в Красноярске работает три больших наших ТЭЦ и 23 котельных. В ТЭЦ на тонне угля мы вырабатываем определенное количество электроэнергии и тепла. На котельной эта же тонна угля вырабатывает только тепло. В два раза дешевле наша продукция! Мы говорим: «товарищи, давайте закроем неэффективные, невыгодные котельные». В ответ там говорят: «нет, вы что, это же частное предприятие, там же тоже есть собственники, а как же они останутся без того, без сего»? Мы говорим: «ребята, так вы же частных лиц дотируете». По сути дела в городе тариф на тепло один, но мы этот тариф наполняем ровно в два раза меньшей ценовой категорией, а все остальное там людям дотирует бюджет. И нам приходится объяснять депутатам, властям, что «так бюджетные средства разбазаривать нельзя, дайте возможность нам продавать свое дешевое тепло и вы заметите, как тариф начнет снижаться». Так же и в Пскове. Насколько я помню, было 16 котельных, когда я работал. Газ - это другая ситуация, но подход совершенно такой же. Разрабатывается и принимается схема теплоснабжения города, в результате которой неэффективные котельные, на которых Гкал выше, чем средняя по предприятию, должны закрываться в результате этих экономических строительных мероприятий, реконструкции и так далее.

Максим Костиков: А есть ли ситуации, когда приходится отсуживать у властей разницу между экономически обоснованным и установленными тарифами?

Игорь Максимов: Да, мы пользуемся законным правом возмещать свои затраты. Потому что, если этого не делать, то могут наступить катастрофические последствия для населения, и мы в этом будем виноваты. В последние годы у нас любая власть любит делать декларации, рассказывать, как все у нас хорошо, как дешево, но по своим обязательствам не всегда своевременно отвечать.

Максим Костиков: Как обыватель я вижу круговую систему неудовлетворенности в сфере ЖКХ. Население недовольно ростом тарифов и несоответствием качества услуг этому росту. Энергетики, поставщики недовольны условиями и правилами игры. Власть недовольна тем, что растет социальная напряженность, люди возмущаются. То есть по кругу инвестор недоволен потому, что он не готов инвестировать в эту отрасль, когда там постоянно меняются правила игры - для одних тариф один, для других другой. Сейчас в министерстве энергетики заговорили о необходимости реформ. Разрабатывается «дорожная карта», есть постановление правительства о том, что будет создана альтернативная котельная. Это некая идеальная модель, которая будет рассчитана с точки зрения необходимости и эффективности, от которой все будут плясать. Вот объясните, в чем эта конструкция состоит и насколько вы оцениваете эти инициативы правительства? Что это даст потребителям?

Игорь Максимов: Зная о планах правительства и Минэнерго по реформе отрасли теплоснабжения, мы активно в этом принимаем участие в разработке модели альтернативной котельной. В двух словах ситуация очень простая: разрабатывается проект строительства новой современной котельной на угле или на газе - в зависимости от того, как в каком регионе принято производить тепло. Это будет котельная с использованием энергосберегающих технологий, технологий по сжиганию топлива, природоохранных технологий. Иными словами, разрабатывается модельная котельная, по которой четко будет ясен математический расчет - а сколько на этой модельной котельной будет стоить одна Гкал тепла. И дальше все участники рынка пляшут вокруг этой планки. У кого стоимость теплоэнергии выше, тем декларируется следующий порядок: если хотите оставаться на этом рынке, вы должны в переходный период - 5 лет - инвестировать, внедрять новые технологии, модернизироваться и доводить уровень себестоимости производства до этой планки. Это дает возможность модернизировать старое производство, существующее 50 - 60 лет. В любом случае выиграет в это ситуации потребитель. То есть тариф замораживается. Он является константой на какой-то переходный период. Сейчас это встречает некое давление.

Максим Костиков: Со стороны местных властей?

Игорь Максимов: Да, со стороны местных властей, потому что где-то 20 % регионов России вошли в тот пул, где тариф на тепло надо будет снижать и заставлять производителя этого товара что-то делать или закрывать котельные, предпринимать конкретные меры, вкладывать конкретные деньги. Но это не всем охота.

Максим Костиков: А какую роль сыграет эта реформа в Псковской области?

Игорь Максимов: Здесь масштабы не такие, как в больших городах с большим экономическим потенциалом. Где в городе, поселке больше, чем одна котельная, схема действий нашими законодателями определена. Делается схема теплоснабжения - с расчетами, изысканиями, выводами, где будет сказано, сколько должно остаться котельных, в течение какого периода это можно сделать или хотя бы заморозить существующий тариф, чтобы потом вернуть инвестиции за счет замороженного тарифа. А дальше экономика уже будет подсказывать, в какой модели мы будем жить дальше.

Максим Костиков: Я так понимаю, что для вас это наиболее выгодно, потому что устанавливаются понятные правила игры. Сейчас система регулирования тарифов отдана на откуп региональным властям, и как они там это отрегулируют, какой тариф установят, для кого и в каком месте, - это как Бог на душу положит.

Игорь Максимов: У нас 10 лет назад компания занималась тем, что развивала мощности энергетические, электрические. Но это был специальный договор с правительством РФ, по которому мы брали кредиты, свои инвестиции вкладывали в электростанции - около 80 млрд рублей за последние 6 лет было вложено. Но это были понятные правила игры. Электрический рынок в течение 10 лет вернет нам эти затраты с минимальной нормой доходности со ставкой среднего банковского кредита. Здесь было понятно изначально, и на это шли многие энергетические компании. В теплоэнергетике совершенно все непонятно. Все говорят «давайте инвестировать»? Давайте. Но никто - ни в правительстве, ни в законодательных органах, ни в местных органах власти, никогда не отвечает на вопрос. Хорошо, мы начнем инвестировать. Как мы свои инвестиции вернем? Мы не говорим, что завтра. Мы же не торгуем высоко ликвидным товаром. Но есть обычные общепринятые законы экономики. Вложения считаются экономически обоснованными, если возвращаются через 7 - 8 лет. Хотя бы это объясните. Мы готовы вложить 1 млрд рублей в «Псковские тепловые сети». Объясните, каким образом этот миллиард нам вернется через 8 лет. На этот вопрос отвечает модель альтернативной котельной, постановление по которой правительство обещает принять до конца года, а потом будет объявлен переходный период.

Максим Костиков: Еще один вопрос, который для нас, мне кажется, очень актуален - это фактор зависимости от общественного мнения. Региональные и местные власти очень часто боятся социальной напряженности, боятся давить на население, на управляющие компании. Им проще уговаривать энергетиков не требовать денег, потерпеть, подождать. Власти часто идут по такому пути, играют в популистские игры. Сталкиваетесь ли вы с этим? И как можно поменять менталитет властей и населения, чтобы изменить их отношение, убедить, что ЖКХ и энергетика - отрасли, действующие по экономическим законам?

Игорь Максимов: Во-первых, власть этими проблемами должна жить. Потому что ЖКХ, наверное, - основа деятельности любого муниципалитета. Это тебе не митинги проводить и не партийные тусовки, а заниматься реальным делом. Знать, как метутся улицы, какая вода в кранах течет - это и есть предназначение власти. И, чем больше власть будет предметно этим заниматься, тем выгоднее будет для всех. Второе - популистские подходы. Мы это в Пскове проходили в 2005, 2006 году, когда здесь говорили: «как хорошо в Пскове, какая власть хорошая! Как все дешево». И потом пришлось все равно затягивать пояса - жизнь заставила. Мучительно в 2005 году мы переходили этот рубикон, когда на 40% пришлось поднять стоимость тепла, с большими социальными трудностями переживать естественное недовольство население. Но мы перешли этот рубеж, и начался процесс разговора людей и производителей на одном языке - языке экономически обоснованного тарифа. Третий момент - надо отдать должное правительству, которое выделяет значительные федеральные ресурсы на реализацию программ по линии ЖКХ. И этим надо пользоваться. Но для этого нужны проекты, обоснования. Должен быть нормальный диалог с инвесторами, банками, и этим тоже должны заниматься профессиональные менеджеры. Четвертое - многое зависит от поведения самих ресурсоснабжающих организаций, как они себя ведут по отношению к потребителям. Если там допускается хамское отношение, невыполнение заявки потребителя, такое отношение будет и у потребителей. Мы будем делать вид, что мы что-то делаем, а потребитель будет делать вид, что что-то за это платит. Мы полтора года мучительно над этим работали на предприятии. Эту ситуацию удалось переломить. И даже кризисных полгода привели к тому, что 96% людей в Сибири платят за потребленные энергоресурсы. Это большое достижение по России. Думаю, в Пскове меньше, несмотря на то, что тут в полтора раза меньше сама стоимость услуги. Но люди видят, что мы делаем и как. Мы постоянно им об этом рассказываем. Мы не уводим куда-то деньги, как некоторые управляющие компании.

Максим Костиков: Заканчивая тему с тарифами, хочу спросить, насколько, на ваш взгляд, оправданно ограничение роста тарифа на федеральном уровне и всегда ли вас устраивает эта политика?

Игорь Максимов: Опять же, мое личное мнение - тут нет никакой политики. Не могу объяснить, что это. Последние 4 - 5 лет мы вроде все говорим «как хорошо - экономически обоснованный тариф, все считают свои затраты». С другой стороны, говорят «да, все должно быть экономически обоснованно, но не больше чего-то. Платежка населения должна быть не больше того-то». Я вот спрашиваю: «если одна Гкал стоит 1000 рублей, а вы решили, что она стоит 900, как ее произвести»? Законодательство отвечает на этот вопрос, что сто рублей должен возместить тот орган, который такое решение принимает. Это или тарифный комитет, или орган власти. К сожалению, когда доходит этот сакраментальный вопрос в органы власти, все говорят «нет, нам надо что-то делать другое». Не знаю, может, спортивные сооружения, другие какие-то вещи более важны и значительны, чем отопление в суровую зиму. Но это уже вопрос политики. Когда я работал в псковских тепловых сетях в 2005 году, 5 - 7 инцидентов на теплосетях в сутки происходило. У нас аварийно-диспетчерская служба работала круглосуточно и всегда была занята.

Максим Костиков: Читатели ПЛН спрашивают, как вы оцениваете состояние ЖКХ Псковской области? Не грозят ли нам техногенные катастрофы из-за изношенности оборудования.

Игорь Максимов: Думаю нет. Я не катастрофист. Знаю очень многих людей, которые в области занимаются этим профессионально. Слава богу, еще остались те кадры, которые занимаются ЖКХ, понимая, что они делают - не прослушав месячный курс лекций, или не с образованием, к примеру, лаборанта-фармацевта. Это люди, которые понимают, что делают. И слава Богу, что они остались. Горжусь, что знаю их. Мы часто общаемся.

Радиослушатель: Хочу спросить у гостя: когда на улице жара, тепловым сетям необходимо греть воду до 60 градусов? Существует ли какой-то норматив?

Игорь Максимов: Норматив существует. У нас есть Минстрой, Госдума. Но приходят новые люди и придумывают новации. Одна из последних - что температура горячей воды должна быть 65 градусов. Как это обеспечить в системе централизованного горячего водоснабжения Пскова, которая строилась 30 - 40 лет назад, и в домах нет индивидуальных тепловых пунктов, регуляторов? Бессмысленно объяснять человеку, который не понимает, что это такое, а законы приняты. Роспотребнадзор говорит: нет 65 градусов - иди к ответу. И на все объяснения и уговоры, что это технически невозможно, они говорят «ничего не знаем, мы выполняем закон». Федеральная антимонопольная служба тоже часто предъявляет претензии, законные с точки зрения написанного на бумаге, и говорит: «мы понимаем, что предъявляем абсурдные требования, но таков закон». И такого абсурда, к сожалению, у нас много, и он будет продолжаться, пока сапожник будет печь булки, а булочник тачать сапоги. Все при деле.

Радиослушатель: У меня вопрос немного не по теме разговора, но все же. Игорь Иванович, как я понимаю, вы в последнее время довольно редко посещаете Псков, поэтому можете оценить изменения, которые у нас происходят. Скажите, какие изменения в Пскове вам наиболее по душе? Как вы считаете, с точки зрения человека, живущего в крупном городе, - растет псковский сервис или он остался на прежнем уровне?

Игорь Максимов: Псков - это мой родной город. Всегда с большим удовольствием приезжаю сюда, как только выдается свободное время. Поэтому люблю его таким, какой он есть. Он растет, с удовольствием смотрю на набережные, как бы критически к ним ни относились. Я здесь был, привозил гостей, и в душе есть, чем погородиться, показать что-то новенькое. Здесь хорошо. Вам, псковичам, повезло, что вы живете не в большом, сумасшедшем, суетном и циничном городе, а там, где зарождалась Русь изначальная.

Максим Костиков: Не могу в связи с этим не процитировать еще одного псковича. Полтора года назад глава города Иван Цецерский в интервью ПЛН сказал следующее: «Что касается личности Игоря Максимова, мы его прекрасно знаем не один десяток лет - и по работе в ПТС, и как депутата Псковского областного Собрания. У него много положительных качеств. Не сомневаюсь, что его востребованность еще впереди. Может, в следующем году, а может через год он обязательно будет в структуре власти или города, или области». Насколько Иван Цецерский спрогнозировал - не собираетесь ли вы возвращаться в регион, в органы власти, и от чего это зависит?

Игорь Максимов: То, что я вернусь обратно, - это однозначно. А насчет органов власти - об этом не думал. Я власть видел всякую - большую, маленькую. Мне кажется, я человек другого склада. Я смотрю по жизни в России, власть все-таки - циничное объединение, орган. Там говорят одно, думают другое, исповедуют одно, а на самом деле делают третье.

Максим Костиков: То есть хозяйственная деятельность вам ближе?

Игорь Максимов: Да. Мне тяжело жить в такой парадигме. Хозяйственная деятельность мне ближе.

Максим Костиков: Ваш пример далеко не единственный, когда профессиональные менеджеры со значительным опытом работы и на государственной службе и на хозяйственной деятельности в Псковской области не востребованы. По вашему мнению, в чем причина такой ситуации, видите ли вы проблему в том, что профессионалы в тех или иных направлениях из региона уезжают и что с этим делать?

Игорь Максимов: Хочу, опять же, подтвердить свой тезис. Цинизм власти в этом тоже, наверное, состоит: в каких-то надуманных взглядов со стороны власть придержащих, что «ага, этот умный, этот подсидит, а этот станет конкурентом, этот наш, а этот не наш». Какой-то театр абсурда - по-другому я не назову. Хочу сказать, что ни в каких других регионах я с таким явным положением вещей не сталкивался. Везде собственные кадры уважаемы, востребованы.

Максим Костиков: Когда в приезжаете в Сибирь, вас как воспринимают - как москвича?

Игорь Максимов: Я все им говорю - я не москвич, я гастарбайтер. У нас основной офис в Москве, производство - в Сибири. Там должно пройти время, чтобы начали в тебе уважать руководителя, специалиста, просто человека. Но это время не очень большое. Там умеют ценить людей, умеют их уважать и умеют оценивать.

Максим Костиков: Игорь Иванович, наш эфир подошел к концу. Спасибо, что пришли. У нас в студии был Игорь Максимов, заместитель генерального директора Сибирской генерирующей компании, человек, который состоялся как профессиональный менеджер в Псковской области и сейчас работает в Сибири. Но я надеюсь, что когда-нибудь вы вернетесь на родную землю и покажете здесь свои знания и умения. Будете в Пскове - приходите, мы будем очень рады.

Игорь Максимов: Обязательно, спасибо.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей