Новости партнеров
Блоги / Юрий Стрекаловский
06.06.2020 17:14|ПсковКомментариев: 5
«Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска программы...
Комментарии 5
odnoklassnikiПан Професор 2 06.06.2020 20:57
Ну, вот, опять Юрий Николаевич ругается. Дураком обзывается. "Дурак, сам - дурак". Детский сад штаны на лямках. Эк бедолагу-зоила комплексы крутят. А я всего-то и написал, что в сенинском "Нулине" на сцене были козлы. Но, они же, правда, были. И что спектакль - пост-модерн. Ну, не реализм же. Кстати, это комплимент был. Козлы удались. Козлы и прочие скоты вообще постмодернистам удаются. Правда, я сейчас хотел Юрия Николаевича похвалить. Насчет того, что дистанционное искусство "обрыдло", лучше не скажешь. И буфета в театре жаль. С другой стороны зрителям легче. В живую десяток "Нулиных" могли бы и не вынести. Бывает и чума во благо.
2
Юрий Стрекаловский 06.06.2020 23:59
Не нуачо?
6
Рубеж мая и июня это время, когда отмечается день рождения ещё одного великого русского поэта.
22 мая исполнилось 80 лет Иосифу Бродскому.
К этой дате должно было быть приурочено долгожданное открытие мемориального музея-квартиры Бродского на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, тех самых «полутора комнат».
Бродский имеет некоторое отношение к нашему городу, оно запечатлено в известном стихотворении «Псковский реестр», созданном в 1964 году. Кстати сказать, основателями музея на Литейном являются друзья поэта – искусствовед и реставратор Михаил Исаевич Мильчик и Яков Аркадьевич Гордин. Оба они (происхождением и работами) также связаны с Псковом и не раз бывали здесь.
По понятным (карантинным) причинам открытие музея не состоялось.
Зато состоялся хороший художественный скандал, и рассказом о нём я бы завершил сегодняшнюю свою передачу.
Несколько дней культурный Петербург был возмущён и взбудоражен вот каким событием: напротив дома, где когда-то жил Бродский за пару дней до юбилея появилась уличная «фреска», произведение в рамках художественного направления «стрит-арт».
Фреска изображала поэта в поздний период его жизни, уже пожилого. Печально смотрит он на родной дом в любимом городе, куда мечтал, но так и не смог вернуться при жизни.
После появления фреска практически мгновенно была уничтожена. Её замазали краской по распоряжению какого-то завхоза.
Благодаря интернету это быстро стало широко известно, к месту, где под краской и штукатуркой теперь томится гений русской поэзии ХХ века стали приходить возмущённые петербуржцы, пытаться отковырять или как-то спасти это изображение, читать и писать на стене стихи.
И надо сказать, многие строки Бродского как нельзя лучше подошли этой ситуации, например, «Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах беготня. Ты останешься после меня. Постараюсь навек сохранить этот вечер в груди. Не сердись на меня. Нужно что-то иметь позади. Эту надпись не нужно стирать. Все равно я сюда никогда не приду умирать, Все равно ты меня никогда не попросишь: Если кто-то прижмется к тебе, дорогая стена, улыбнись» и «Пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность»).
Стихи и изображения эти оперативно, вновь и вновь замазывали рабочие по указаниям недремлющего завхоза. Люди вновь и вновь их воссоздавали.
Так длится уже много дней.
И, конечно, в итоге это всё можно описать и осознать как очень мощный художественный акт, коллективный перформанс. Просто фреска так бы не сработала, поэтому завхозу тоже, в некотором смысле, удалось поработать во благо культуры – хоть и неумышленно.
Как говорил великий режиссёр Лев Додин, «когда искусству что-то запрещают, оно останавливаемся, разворачивается в ту сторону, где запрет и начинает бить в эту точку».
Я почему, собственно, эту историю сейчас рассказал?
А потому что у нас тут во Пскове, оказывается, тоже есть такой завхоз.
Это депутат Лев Шлосберг, который требует, чтобы в церкви Василия на Горке замазали фрески современного художника.
И вы, возможно скажете: «это же совсем другое дело, там – какой-то косный завхоз, а тут – прогрессивный депутат; там – на улице, а тут – в храме».
Но если вы так думаете, то остановитесь и подумайте ещё раз.
Логика тут совершенно та же и ситуация – идентичная.
Есть художник, который пишет фреску.
И есть какой-то чиновник, завхоз, депутат, которые говорят: «НЕ ПОЛОЖЕНО» и велят всё замазать, «вернуть к первоначальному состоянию».
Фрески, конечно, жалко – и ту, что погибла в Петербурге, и те, что, может быть, погибнут во Пскове. Безотносительно их художественных достоинств – это дело вкуса, а не принципа.
Потому что принцип тут такой: в конфликте завхоза или депутата с художником я всегда буду на стороне художника.
И исторический опыт показывает, что художник всегда рано иди поздно победит. Хоть и не без потерь, к сожалению.
5
О! г-н Стрекаловский вышел на столичный уровень. Колосс. Но интересно другое. Между прочим он написал, что скоро Жанна Малышева отправиться в отставку. Благодаря "его скромным усилиям". Круто. Болингброк - делатель королей. Сила. Правда, хорошо ли пугать бедную женщину? Или борьба не знает пола и возраста? Если так, надо ПЛН открыть тотализатор: кто победит в схватке Малышева-Стрекаловский. В синем углу ринга матерый культуровед и культур, - прости Господи, - трегер. В красном углу - опытная чиновница. Гонг!
0
И еще занятный вопрос. Последнее время г-н Стрекаловский сделал своей профессией побивание бедного Александра Ивановича Голышева. Которого он пинает при каждом неудобном случае. Но столь же последовательно г-н Стрекаловский хвалит все, что делает Его Высокореосвященство Владыка Тихон. Однако празднование Троицы прошло явно в сотрудничестве музея и Епархии. И не кто-нибудь, а Александр Иванович здесь, на ПЛН, дал развернутый рассказ о Празднике. Как же быть маститому культуристу (т.е. культурологу) Стрекаловскому? Ругнет он праздник, аль похвалит! Взлетает занавес! Смотрим и ждем!
1

Коронавирус

Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.