Новости партнеров
Туризм

Дорогами живых и мертвых

29.09.2014 12:06|ПсковКомментариев: 4
В последние несколько лет туристической отрасли Псковщины уделяется большое внимание. Набил оскомину пресловутый туристско-рекреационный кластер. Но вот кто действительно не перестает заботиться о наших туристах, так это музейщики и археологи, которые придумывают для гостей все новые и новые туристические маршруты. Совсем недавно был презентован экскурсионный тур «Псков - Выбуты - Изборск. По старым псковским дорогам». Автор маршрута и соответствующего путеводителя - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Псковского археологического центра Борис Харлашов.
 
 
Два года назад стартовал проект «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» по Программе приграничного сотрудничества «Эстония. Латвия. Россия». Путеводитель по маршруту Псков - Выбуты - Изборск был издан при финансовой поддержке этой программы силами сотрудников Псковского музея-заповедника, Археологического центра Псковской области и Псковского археологического центра.
 
Экскурсию для представителей турфирм, журналистов и экскурсоводов провел сам Борис Николаевич. Предваряя путешествие, он сразу заметил, что тур этот необычный, специфический. Маршруты предполагают знакомство с памятниками археологии Псковского и Печорского районов и представляют интерес не только для специалистов-археологов, но и для всех интересующимся археологией и историей Псковского края.
 
Путь наш начался с Завеличья.  Как район древнего Пскова, Завеличье впервые упоминалось в псковских летописях в 1323 году. Однако археологические раскопки, которые продолжаются здесь и по сей день, свидетельствуют о том, что следы хозяйственного освоения этого района относятся к концу X века. Одной из главных улиц района был Изборская. Именно она дает начало древней дороге из Пскова в Изборск. Поэтому наш маршрут следовал сначала по Максима Горького, затем по улице Розы Люксембург до пересечения с Народной, где раньше располагалась  часовня Владыческого креста. Как рассказал Борис Харлашов, по преданию, святыня была построена на месте, где новгородский архиепископ в память о многочисленных сражениях поставил каменный крест. В часовне находилась знаменитая икона с изображением Пскова в период обороны его от войска польского короля Стефана Батория. Сейчас реликвия хранится в фондах Псковского музея-заповедника.
 
Проезжая мимо здания Псковского областного суда, Борис Харлашов вспомнил, как судью развеселил тот факт, что раньше на этом месте была деревня Разводы: «Он тогда посмеялся: «Разводы у нас случаются часто»». От часовни - ныне на ее месте мебельный магазин - было две дороги, два пути. Налево, как говорится, пойдешь - погост Камно найдешь, а южнее - Выбуты. В настоящее время это направление обозначено как улица Генерала Маргелова, переходящая в Палкинское шоссе. «Затем, по-видимому, она поворачивала к реке Великой и далее по ее левому берегу - к Выбутам», - отмечает исследователь. Чудно и необычно по-началу представляется этот замысловатый путь до Изборска.
 
 
Въезжая в Выбуты, мы, конечно, наткнулись на те «окопы», которые разрыли в ходе дорожно-строительных работ муниципальные власти. Тогда же был поврежден культурный слой поселения и древний могильник. «Говорят, скоро здесь будет асфальт, так как паломникам нужно ездить на джипах», - заметил с сожалением Борис Харлашов.
 
 
Псковичам хорошо известно, что Выбуты получили свою популярность как легендарная родина княгини Ольги. Выбуты также являлись для Пскова стратегически важным пунктом: через выбутские пороги проходила одна из дорог, позволявшая, минуя Изборск, подойти к городу со стороны Полонища. Впервые Выбуты упоминаются в псковских летописях в 1393 году, но археологи, опираясь на свои исследования, утверждают, что первое поселение возникло здесь, как и в Пскове, около 2 тысяч лет назад. Комплекс археологических памятников в Выбутах состоит из селища и курганного могильника. 
 
 
Древнее поселение располагалось на обрывистом берегу реки к западу от церкви Ильи Пророка, построенной в конце XV века. Самыми древними находками на селище стали фрагменты лепной керамики, подковообразная спиралеконечная фибула, обломки перстней и браслетов, наконечники стрел, стеклянные бусы, серьги, нательные крестики, а также множество орудий труда и предметов быта. Увидеть эти находки в Выбутах, к сожалению, пока невозможно. Задумка открыть археологический музей в столько значимом месте была, но, как и многим другим неплохим инициативам, ей пока не  суждено сбыться. Так что пока найти эти предметы можно на фото в путеводителе Харлашова или в фондах музея.
 
 
Непросто отыскать и сам курганный могильник Выбут. На месте нет ни опознавательных табличек, ни символов, ни ограждений. Неудивительно, что строители где захотели проложить дорогу, там ее и проложили, даже не догадываясь, что нарушают древнее захоронение. Также ведут себя и многие отдыхающие - у курганов много мусора, кострища.
 
 
Первые раскопки на курганном могильнике были проведены еще в 1903 году, а затем продолжены в начале 90-х. На данный момент даже неизвестно точное количество погребальных сооружений в могильнике. Еще в 20-х годах XX века здесь сохранялось более 20 курганов, в настоящее время отмечено только 10, три из них исследованы археологами. «Раскопав такую красоту, засыпать ее не хотелось», - отметил Борис Харлашов и добавил, что после завершения раскопок курганы решено было восстановить. Возможно, именно для будущего музея под открытым небом.
 
 
Наиболее ранним из изученных погребальных памятников является курган №8. На костях предплечья одного из погребенных были надеты два бронзовых браслета с шишечками на концах, что позволило археологам датировать захоронение I-II веками н.э. и отнести к памятникам культуры каменных могильников. «Если археологи не понимают, что нашли, они называют это культовым местом», - улыбнулся Борис Харлашов.
 
Ко второй половине 1 тысячелетия н.э. относится курган №3, целиком возведенный из плитняка на высоту более 1 метра. Обнаружение этого кургана связано с прокладкой первой дороги в Выбутах. Одно из захоронений тогда было разорено грейдером, а это удалось частично исследовать. В верхней части насыпи, несмотря на ее разрушенность, была выявлена кремация и обнаружено скопление лепной керамики. Кургану, располагающемуся напротив, через дорогу, не повезло в этом году: в ходе дорожных работ он был разрушен. Сейчас археологи пытаются восстановить и исследовать то, что уцелело. 
 
Борис Николаевич показал нам еще несколько курганов, найти которые без опытного гида практически невозможно. Неизученными в Выбутах остаются 4 круглых кургана, самый большой из которых может быть основанием сопки, а также длинная насыпь, в верхней части которой под дерном прослеживаются камни. «Что это - длинный курган с внутренними каменными конструкциями или памятник культуры каменных могильников - покажут дальнейшие исследования», - считает археолог.
 
 
Завершить экскурсию в Выбутах можно посещением храма Ильи Пророка. Сейчас там ведутся реставрационные работы, совсем скоро церковь будет открыта для посетителей, в ней начнутся службы.
 
 
Уже восстановлены мозаичные образы княгини Ольги и князя Владимира. У деревянного Никольского храма, построенного псковскими десантниками, нас встречали старожилы - четвероногий Мухтар, который пытался понравится всем участникам тура, и менее дружелюбным, но весьма открытый к общению Володя. «А помогать будете?» - не унимался смотритель, открывая для нас церковь. Он, кстати, убежден, что асфальт Выбутам очень нужен, просто необходим, несмотря на памятники археологии. Как говорится, дорогу паломникам.
 
 
Очень одиноко и по-своему безнадежно выглядит каменная голова святой Елены, которая на накренившемся постаменте стоит у деревянного храма. Голова эта - одна из моделей, которая должна была использоваться при реконструкции храма Христа Спасителя в Москве. Не пригодилась - привезли в Выбуты. Здесь ей пока тоже не нашли место.  
 
Из Выбут мы снова вернулись на Палкинское шоссе и после пересечения реки Щепец, впадающей в Великую, подъехали к деревне Лещихино. Известен этот населенный пункт тем, что здесь располагается психоневрологический диспансер. Но это не единственная «достопримечательность» деревни - здесь же находится курганная группа, состоящая из 10 круглых и 2-х длинных курганов. Борис Харлашов рассказал, что пока археологические раскопки этих курганов не производились. Может это и к лучшему, отмечает исследователь. Со временем будет изобретено такое оборудование, которое позволит просканировать курганы и посмотреть, что там внутри. Признаюсь, найти их в лесной чаще тоже непросто. Вряд ли путнику в этом помогут местные жители или даже путеводитель Харлашова с подробной картой. С виду это просто холмики непонятного происхождения.
 
 
Высота самого крупного кургана - 2 метра. Эта курганная группа является типичным погребальным памятником культуры длинных курганов второй половины 1 тысячелетия н.э., которые распространены в бассейне Псковского и Чудского озер. «Курганы в Лещихино, так же, как и выбутские, - материальные свидетели периода расселения славян в регионе и межэтнических контактов на заре становления русской государственности», - убежден Борис Харлашов.
 
 
На этом наше «могильное» путешествие не заканчивается. Выехав из Лещихино, следуем по шоссе дальше на юг. Минуя деревню Полены, подъезжаем к деревне Слопыгино. Если здесь повернуть налево, то через 3 км можно достичь берега реки Великой. В этом месте в Великую впадает речка Смолинка. У слияния Великой и Смолинки находится Колбежицкий погост - еще один пункт маршрута Псков - Выбуты - Изборск. Мы не делали здесь остановку, но Борис Николаевич рассказал, что Колбежицы - это тоже историческое место, не раз упоминаемое в древних письменных источниках. До Великой Отечественной войны здесь были церковь Покрова Богородицы и мост через реку Великую. Сейчас это место пустынное, но тем не менее, оно представляет большую историческую и археологическую ценность, заверил археолог. С насыпи бывшего моста открывается вид на Колбежицкое селище. Это самое крупное селище в центральной части Псковской земли. 
 
 
Далее нас ждали еще одно кладбище - более современное - в деревне Сухлово. Чтобы попасть сюда, нужно пересечь шоссе Псков - Палкино и проехать 3 км по грунтовой дороге. Примечательно сельское кладбище в Сухлово тем, что здесь сохранились 7 крестов, изготовленных из известняка. Нужно набраться терпения, чтобы найти их, маскирующихся между современными оградками.
 
 
Размеры крестов различны, наиболее внушительный стоит рядом с часовней. По словам Бориса Харлашова, вероятнее всего, эти кресты стоят здесь давно, поскольку глубоко вошли в землю. Кресты в Сухлово относятся к типу «изборских». Их характерной особенностью являются приподнятые кверху края верхних граней боковых лопастей и прямоугольные или слегка расширяющиеся кверху верхние лопасти. «Изготавливали такие кресты, вероятно, в Изборске. Хотя в Пскове они тоже встречаются. Возможно, их как раз везли из Изборска. А вообще кресты - гуляющие археологические объекты. Если они плотно не стоят, они уходят», - отметил Борис Харлашов.
 
 
Затем наш путь лежит на известное многим Борохновское городище, которое расположено на останце высотой 17-18 метров близ Смолинского озера. На городище заползали, что уж тут скрывать, на четвереньках - уж слишком крутой подъем. Зато с высоты открывается прекрасный вид на окрестности, Смолинское озеро. Вдалеке хорошо видна Веретья гора - самая высокая точка этой части Псковской области. 
 
 
Раскопки, проведенные здесь, позволили установить, что укрепленное поселение существовало в VII-IX веках. По словам Бориса Николаевича, это городище - интересная система оборонительных сооружений, с внешней стороны которых был выкопан неглубокий ров. Сооружение погибло в результате пожара. Находок здесь не очень много. Самая интересная - останки печи-каменки. «Вероятнее всего, это городище - убежище, люди здесь скрывались от врага», - отметил Борис Харлашов. Не исключено, что раскопки здесь проведут уже в следующем году.
 
 
Последней точкой нашего мрачного, не будем скрывать, но интересного путешествия стал жальничный могильник на окраине деревни Крашняково. Не пытайтесь найти его самостоятельно - опасно для жизни. Могильник находится в кустах, чтобы добраться до него, нужно преодолеть бьющие по рукам и щекам хлесткие ветки молоденьких деревьев. Затем увидите несколько камней - это он и есть.  Термином «жальник» в археологии принято называть грунтовые захоронения, обозначенные камнями. Как правило, это крупные валуны. На парочке из них мы и сами постояли. 
 
 
Завершился тур в Изборске. За чашкой чая Борис Николаевич еще раз отметил, что этот вид туризма для любителей. Но такие археологические путешествия пользуются популярностью на Западе. Часто в них участвуют пожилые люди. «Из всех памятников археологии на территории Псковской области только несколько пунктов пригодны для осмотра, но и они нуждаются в благоустройстве.  У нас порядка 3 тысяч таких памятников, ухаживать за всеми сложно», - признался он, добавив, что у соседей-эстонцев тоже не все хорошо, но там есть хотя бы элементарная музеефикация - установлены таблички, в графическом виде представлены археологические находки. 
 
«Мы пытаемся поднять тему использования памятников хоть как-нибудь, - вторила археологу начальник отдела хранения археологических находок Псковского музея-заповедника Эльвира Королева. - Если на памятники не обращать внимания, их будут просто разграблять. Люди должны знать, это то, что они должны сберечь».
 
В планах археологов создать большую разветвленную сеть таких маршрутов с современными туристическими пунктами, где можно было бы получить необходимую информацию, перекусить, отдохнуть и привести себя в порядок после путешествия. В общем, все то, что является нормальным в цивилизованных странах. У нас пока, к сожалению, об этом приходится только мечтать. Чтобы получить мало-мальски достойный сервис, нужно возвращаться в Псков. Но даже в областном центре не так просто найти все то, что так необходимо страннику, особенно с ограниченными финансовыми возможностями, — туалет, пеленальный столик для малыша, уютное кафе, недорогую, но вкусную еду и приличный ночлег. Безусловно, массовыми такие археологические маршруты не станут. Никто и не собирается на этом зарабатывать деньги. Но найти своего туриста они должны. Конечно, если отыщется среди волостных, муниципальных или областных властей хоть кто-то, кто распорядится скосить у памятника археологии траву, поставить небольшую табличку и ограждение, чтобы место не нужно было искать в куче пустых бутылок и пачек сигарет.
 
Светлана Аванесова
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Считаете ли вы себя счастливыми человеком?
В опросе приняло участие 58 человек

Коронавирус

Лента новостей