Новости партнеров
Культура / Краеведение

В жизни Василия Меркурьева был «ТАМ»

11.02.2014 11:20|ПсковКомментариев: 6

Мемориальный музей Меркурьева, размещенный в средней школе № 1 г. Острова, готовится отпраздновать 110-летний юбилей островича, любимого актера, профессора, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева. Совсем скоро, 6 апреля, ему исполнится 110 лет. Что нового появилось в музее за последнее время, мы решили узнать у его создателя и бессменного руководителя Людмилы Ильичевой.

Музей постоянно должен пополнятся новыми, интересными материалами, экспонатами. Нам стало известно, что в Санкт-Петербурге Людмила Ильичева встречалась с племянницей Василия Меркурьева, дочерью его родного брата Петра, Натальей Петровной.

«Наталья Петровна передала для нашего музея редкие вещи из семейного архива. В том числе, открывающие страницы творческой и частной жизни знаменитого артиста. Иногда посетители музея интересуются, кто был первой женой Василия Васильевича. Мало, кто об этом знает. Племянница передала редкое издание, которое называется «ТАМ». ТАМ – это театр актерского мастерства, в котором Меркурьев служил заведующим художественной частью и актером, в нем же играла и его супруга, Антонина Павловна Павлычева. В течение десяти лет он был близок с ней, и после расставания остался в дружеских отношениях», - рассказала Людмила Ильичева.

В книге «Николай Симонов в Петрограде-Ленинграде» Любомудрова говорится, что в начале 30-х годов, когда Антонина Павлычева и Василий Меркурьев работали в Самарском драмтеатре - они были женаты. Возможно, гражданским браком.

На первых страницах журнала «ТАМ» размещен список труппы театра и представлены фотоснимки театрального коллектива. Среди них фотографии Меркурьева и Павлычевой.

Заслуженная артистка РСФСР Антонина Павлычева родилась в 1900 году, ушла из жизни в 1977 году. Она служила актрисой ленинградского театра драмы и комедии на Литейном. Одновременно снималась в кинофильмах. В ее фильмографии такие полотна, как «Ленинградская симфония», «Дикая собака Динго», «Государственный преступник», «Африканыч», «Двадцать дней без войны» и многие другие. Антонина Павлычева в 1926 году окончила институт сценических искусств. Училась вместе с Николаем Симоновым и Василием Меркурьевым. С 1928 по 1935 год - артистка Ленинградского театра актерского мастерства (ТАМ) под руководством Леонида Вивьена.

Весной 1931 года в составе так называемого «ленинградского десанта» молодых актеров Ленинградского драматического театра драмы, переполненные внутренней энергией, не находившей себе выхода, оказались на родине Николая Симонова, в небольшом губернском городе Самара.

Под крышей Самарского театра драмы собрались тогда очень даровитые актеры: Соловьев, Меркурьев, Толубеев, Павлычева, Кистов, Киселев и Симонов.

Журнал «ТАМ» издан в 1929 году и повествует о том, чем занимался театр с 1925 по 1929 год. В нем подробно рассказывается о гастролях театра, о его постановках, есть даже приТАМовские заметки. Театр активно гастролировал по стране, где труппа только не выступала: в республиках Кавказа, Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Маньчжурии, на Урале, в городах Европейской части страны. Из журнала можно узнать, что писала печать о спектаклях театра. Во многих постановках играли Меркурьев и Павлычева.

«ТАМ» со студенческой скамьи уже оправдывает себя материально, выдержав ряд поездок по СССР. Вскоре он выдвинулся в первые ряды передвижных театров по обслуживанию рабочего зрителя в Ленинграде. Дальше росли и требования к себе: театру стала необходимой своя стационарная площадка для постоянной, более углубленной работы; он сумел добиться ее и путем громадных жертв и материальных лишений, не имея абсолютно ниоткуда материальной поддержки - произвел ремонт, построил сцену и почти привел в надлежащий вид все помещения, ставя себе целью открытие стационара предстоящим зимним сезоном». (1929 год).

Из этого журнала узнаем, что в 1925 году молодые актеры прошли пешком около 700 верст, чтобы встретиться со своими зрителями.

«Об исполнении, точнее о мастерстве молодой труппы много говорить излишне - ни в одном месте, ни в одной интонации исполнителей, даже самых маленьких ролей фальши не было, как не было по существу и малых ролей. На сцене были выхваченные из жизни люди, ярко изображаемые мастерами сценического искусства», - так о труппе писали газеты той поры.

Без Василия Васильевича практически не обошелся ни один спектакль. Он играл в оперетте «В трех соснах», в водевиле «Сообразительная чулочница», среди пьес, поставленых труппой,- «Правда хорошо, а счастье лучше», «На дне», «Моабит», Амба», «Высшая мера» и ряд других. Главным режиссером спектаклей был Леонид Вивьен, он и возглавлял труппу.

Что такое «ТАМ»? Для большинства - ничего не говорящая аббревиатура. Из этого театра вышли актеры, режиссеры, которые стали историей нашего отечественного театра: Юрий Толубеев, Владимир Качалин, Василий Меркурьев, Татьяна Орлова, Антонина Павлычева, Валентина Померанцева, Герасим Гуревич, Евгений Розенберг…

«1928-1929 годы – это начало театральной деятельности Меркурьева. Как он начинал, что играл, и отзывы о том далеком времени, для нас очень интересны. Наталья Петровна сделала нам прекрасный подарок»,- заключила Людмила Ильичева.

Александр Федоров

опрос
Беспокоят ли вас темпы распространения ВИЧ-инфекции в России и Псковской области?
В опросе приняло участие 789 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.