Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

Старый новый русский

13.01.2011 13:46|ПсковКомментариев: 34

Отечественное телевидение поддерживает странную традицию отмечать дореволюционный Новый год повтором протухших новогодних концертов. Соотечественники, между тем, упрямо вскрывают припасенные бутылки шампанского, кто-то даже готовит по такому случаю оливье и мимозу. Не столь буйно, как две недели назад (хотя, кто как), но россияне отдают дань «неофициальному» Новому году по старому стилю.

Так или иначе последний аккорд новогодних празднеств, обычно стартующих в России накануне Рождества по григорианскому календарю, Новый год по календарю юлианскому завершает зимнюю эпопею в ночь с 13-го на 14-е января. Все. Мы сделали это. Пережили как минимум три недели зимнего безумия.

Старый новый год - зримый символ пребывания нации сразу в двух временных измерениях: старом и новом. Упорное нежелание Русской Православной Церкви перейти на всемирное летоисчисление провоцирует у русских людей, во-первых, комплекс нарочитой «особости», во-вторых, скажем так, экзистенциальной обособленности: «здесь вам не тут». Уже сам оксюморон «старый новый» уникален, являясь порождением жизни в двух летоисчислениях сразу, в двух системах координат. В связи с чем у русских удивительные отношения со временем: хочешь - не хочешь, но у нас два Рождества Христовых и два Новых года.

И, как следствие, странные отношения с Истиной. Проблема на уровне диссертации по философии.

Что считать настоящим, подлинным Рождеством? Ту ночь, что отмечает весь мир, или ту, которую чтим мы. Чтим как-то понарошку, не по-настоящему, как некий светлый бонус после пьянки и обжорства. Если первое Рождество является как новость, то второе Рождество как дежавю.

В идеале и по церковному канону для православного христианина Рождеству Христову предшествует пост. Однако, как всем нам хорошо известно, идеалу и предписаниям церкви следуют считанные единицы. Большинство русских предается откровенному раблезианству и безудержному паганизму, то бишь чему-то вроде современной модификации языческих мистерий. Дионисийские культы не ушли в глубь веков, а причудливым образом возродились в традиции трехнедельного российского новогоднего карнавала.

Россия, как бы не старались православные PR-конторы, остается глубоко языческой страной со своим специфическим языческим укладом и неискоренимыми суевериями. Специально подчеркну: не атеистической, а именно языческой, то есть с многобожием, многочисленными ересями и верой, что, поплевав через плечо, можно избежать какой-нибудь напасти. При этом авторитет родной церкви традиционно сохраняется в виде своего рода «альтернативного» отдела по культуре или развлечения.

В рождественскую ночь с 6-го на 7-ое я побывал в Троицком соборе. Так вот,  люди воцерковленные явно потерялись среди тех, кто зашел в церковь как на спектакль: поглазеть и составить впечатление.

По городу ходили слухи, что на рождественскую службу в кафедральный храм прибудет САМ. То бишь губернатор Андрей Турчак.

Поэтому или нет, но начало богослужение задержали чуть ли не на час.

Молодые люди в стихарях и без оных полчаса бегали по собору с ковриками, то стелили их у колонны недалеко от иконостаса, то сворачивали и уносили куда-то в закрома храма. Эта суета продолжалась примерно с полчаса. Народ слегка недоумевал.

Наконец явился глава Пскова Иван Цецерский с товарищем, и служба началась. Глас молитвы затягивал в сакральное, хор очаровывал слух. Многие верующие впали в молитвенный транс, что, собственно, и требуется от молящихся, но многие псковичи так и продолжали просто глазеть, хаотически передвигаться по храму и обмениваясь репликами.

Тут в непосредственной близости от меня случился весьма примечательный диалог, который подтвердил все мои досужие догадки.

У иконы Николая-чудотворца стояли две пожилые женщины. Одна, в мужской шапке-ушанке, рассматривала древний иконостас, а другая вставляла свечу в медный подсвечник. Мимо семенила старушка, которая, по-видимому, прислуживает в соборе, так сказать, по хозяйству.

Увидев женщину в шапке, старушка громко спросила:

- Вы женщина или мужчина?

И затем:

- Если мужчина, то шапку нужно снять!

И побежала дальше по своим хозяйственным надобностям.

Женщина в шапке слегка опешила от произошедшего, а потом обратилась к ближним своим с такой филиппикой:

- Вот чем отличается православная церковь, так это тем, что здесь полно таких вот придурков! - она явно апеллировала к мнению тех, кто стоял рядом и стал невольным свидетелем разыгравшейся сценки. - В другом храме стоишь, и никто тебя не трогает, но здесь...

(Женщина, вероятно, имела в виду другие христианские конфессии: католиков или протестантов. Я же вспомнил, что у католиков и протестантов во время богослужения можно удобно устроиться на скамейке, а не стоять три часа подряд на своих двоих).

- Пойдем отсюда, чтобы эти рожи не видеть! - обратилась женщина в ушанке к своей подружке, схватила ее за рукав, и увела восвояси.

Подчеркну, что, по сути, бестактная старушка из Троицкого собора и женщина в шапке - представительницы одного поколения, но в каких разных временах (= мирах) они живут! Никакой диалог между ними, в принципе, невозможен.

Условно их можно разделить на «старых» и «новых» русских (никакого отношения к «новым русским» из забытых ныне анекдотов это разделение, понятное дело, не имеет).

Не выставляя никаких оценок и грубо говоря, «старые русские» - это все те, кто находится в тени григорианского календаря, в его мощной охранительной традиции, со всем невероятным запасом мыслительных и поведенческих привычек: нетерпимостью, косностью, раболепствием, чинопочитанием, ограниченностью и т. д.

«Новые русские» - те, кто открыт для любых новаций, и кому претит этот грубый запретительный концлагерь, в котором продолжают кичиться своей сермяжной уникальностью апологеты пресловутой Традиции.

На верхотуре, неподалеку от одной из колонн, стоял молодой служка в золотом одеянии и снимал рождественское богослужение на видеокамеру, что свидетельствовало о том, что достижения технического прогресса церковникам совсем не чужды. Чего, однако, нельзя сказать об общей картине (= концепции) мира. Мир остается для «старых русских» чуждым и чужим пространством, злобным и воинственным чудищем, которому необходимо противостоять, в том числе и по части календаря.

Саша ДОНЕЦКИЙ

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 236 человек
Лента новостей