Новости партнеров
Блоги / Андрей Канавщиков

В одной лодке с «Крематорием»

06.12.2010 16:57|ПсковКомментариев: 9

Группа «Крематорий» на отечественной рок-сцене, пожалуй, самая философская и самая парадоксальная. Она вся скроена из интеллектуальных рефлексий и мощного культурологического среза. Даже самая махровая бытовуха про какую-нибудь женщину-пилу выносит соратников Армена Григоряна к сюрреалистическим обобщениям и ситуативным вариациям от Кафки, Вийона, Саши Чёрного или Сальвадора Дали.

Песни «Крематория» по определению - песни для умных людей. Им мало просто рок-н-ролла, им подавай идею и концепцию. Ничего не изменилось даже сейчас, когда стало чрезвычайно модно или хоронить «русский рок», или величать его вторичным по отношению к западным образцам.

«Крематорий», появившийся на свет в 1974 году, знай себе продолжает диалог вот уже с третьим поколением своих поклонников, и никаких кризисов жанра не ощущает. Им просто до сих пор есть, что сказать!

По легенде, вообще, Григорян должен был быть барабанщиком группы. Такое решение приняли семиклассники московской школы № 167 на своём совете, пока мама Саши Севастьянова, которому жребий выделял бас-гитару, узнавшая цену инструмента, не сказала: «Не надо нам никакой гитары. Может, лучше бесплатно постучишь?» Волей-неволей Армен вынужден был переквалифицироваться в гитариста.

«Крематорий» весь от начала и до мозга костей стоит на таких байках и прибаутках. Вроде как шутейщина, что-то несерьёзное, а собери всё это вместе да разложи по полочкам, и поймёшь, что без русского рока и русская культура была бы уже совершенно другой. Исподволь, где-то явно, где-то почти незаметно, но эта энергетика западных блюзов и битов оказалось во власти крутых русских дрожжей Достоевского и Есенина.

Эстетика простора, воли лишь обрела новое музыкальное выражение. Это как фраза Михаила Светлова «Отряд не заметил потери бойца», выросшая в рок-композицию Егора Летова с тем же названием, но совершенно другой комбинацией смыслов.

Так что нравится нам или нет, но от русского рока русской культуре никогда не отмыться или не отвертеться (ненужное зачеркнуть). И группа «Крематорий» - один из тех столпов, который поддерживает всю эту замысловатую конструкцию, из которой периодически выпадают рок-кирпичики то ли опопсовевших, то ли причёсанных властью рокеров. Причём, поддерживает не в принципе, одним фактом своего существования, а ещё и активно концертирует и готовит новые программы.

5 декабря в великолукском клубе «Кристалл» по пути из Питера и Пскова группа представила свою программу «Превращение» (опять очевидная отсылка к Кафке, у которого есть одноимённая новелла?). И выглядело всё это ярко, мощно и предельно профессионально. Нужно было видеть, как музыканты тщательно готовятся к концерту, настраивают аппаратуру, слушают звучание в разных частях зала.

Они настраивались по очереди и все вместе – басист Николай Коршунов, ударник Андрей Ермола, гитарист Владимир Бурхель, скрипач и клавишник Максим Гусельщиков. Отстраивал музыкантов лично Сергей Овсянников, он же Ёжик, то есть никаких провинциальных скидок или дублирующих составов.

Армен Григорян вышел ещё без своей легендарной шляпы (куда там Михаилу Боярскому!) и был предельно сконцентрирован на грядущем выступлении. Он резко пресёк все попытки сфотографировать репетирующую команду и в его голосе зазвучали нотки волнения. Москвичи реально хотели выступать и в Великих Луках так же, как на любой другой сцене!

И буквально с первых нот «Кристалл» потрясла рок-музыка высочайшего уровня. Начиная с уже легендарных «Крематория» и «Лепрозория», где в концентрированном виде высказана суть эстетических и этических устремлений группы:

Эти люди страдают проказой,

Они не верят больше природе.

Эй вы, сильные духом,

Пора строить лепрозорий.

Только после пары песен Армен Григорян позволил себе короткое приветствие:

- Добрый вечер, дамы и господа! Ну, что ж, без лишних слов приглашаю вас в путешествие по абсолютному крематорию.

И тут же врезал ещё одну классическую песню «Рукоблудница Лида». Которая, как известно, избегала интима и вышла замуж за киборга, что выглядит дико, зато никакого СПИДА.

Постепенно из сценического действа вырисовывался этакой «Театр Глобус - огненный шар». Там жизнь течёт, как из крана вода, там:

Пиноккио - датский принц,

Пиноккио - чёрный мавр,

Пиноккио - мистер Икс,

У него миллион глаз,

У него миллион лиц.

Очертания мира, о котором говорил «Крематорий» находили своё воплощение тут же и не только посредством музыки и глубокой философской поэзии. Некоторые персонажи песен оживали во плоти «народного артиста «Крематория» Владимира Власенко. Он то пел оперную арию, то декламировал стихи, то напяливал на голову колпак завездочёта, то представал женщиной в парике и лифчике на голое тело. Видеоряд дополнялся пантомимой, местами попытками балета, а самое главное - чрезвычайно серьёзным шутовством. Гротеском, который так всё утончает, что превращается в собственную щемящую противоположность.

Стало ясно, о каком именно «Превращении» идёт речь в названии программы. Конечно же, одним Кафкой с превращением человека в насекомого (привет из «Братьев Карамазовых»!) тут не обошлось. Фантасмагории от Босха сменялись концепцией человеческой комедии Бальзака. Гипсовые слепки бытия превращались в пластилин перед попыткой сформулировать это через религиозное сознание, когда «торговка вином назвала меня негодяем».

Григорян практически ничего не говорил между песнями. Он просто очень грамотно и точно погружал зал в мир своих образов и ощущений. Разве что «присутствующим дамам, которые в тяжёлые минуты своей жизни ощущают себя кошками сексуальными», он счёл нужным посвятить свою не менее классическую:

Сексуальная кошка на облаках,

Блаженная фея добра,

Ласкающей звёзды я вижу тебя

На небе.

Зал подпевал «Крематорию», зал танцевал под «Крематорий». Помимо многочисленных рокеров сценическому действу внимали не менее многочисленные люди самых различных возрастов и профессий. Чемпион мира по самбо Владимир Владимиров, заместитель главы города Андрей Богданов… Чувствовалось, что люди, даже не входящие формально в число членов Всемирного Общества Друзей Кремации и Армрестлинга («ВОДКА»), весьма истосковались по умному диалогу, не проповедям, не сюсюканью, а именно диалогу честных собеседников, которые вдруг решили не врать даже в мелочах. В итоге, когда Армен Григорян перешёл к заключительной композиции про «самый весёлый на этой планете ансамбль» его попросту не отпустили со сцены.

Он ещё попытался проститься:

- Спасибо, дамы и господа, за столь тёплый вечер, за столь тёплую зимнюю ночь.

Ха-ха. Экскурсоводам по житейскому крематорию банально не позволили отойти от микрофонов дружным скандированием сначала сочетания «На бис!», а потом слова «Ещё!». По диктофонному хронометражу это самое «Ещё!» звучало непрерывно в течение 20 секунд.

Звучало бы и дольше. Но тут Армен Григорян смилостивился и подарил достойное продолжение. Про персонажа, которому нужен то ли доктор Фрейд, то ли доктор Геббельс:

Может быть, это во мне поёт Бог,

А, может, дьявол шутит?

Что, что со мной,

Что со мной доктор?

Ну, а второе и окончательное завершение концерта состоялось с «самой жизнерадостной нашей песней» по терминологии Григоряна «Маленькая девочка». Куда же без неё-то:

Маленькая девочка со взглядом волчицы,

Я тоже когда-то был самоубийцей,

Я тоже лежал в окровавленной ванне

И молча вкушал дым марихуаны…

Наконец, Армену Григоряну зал позволил попрощаться:

- Спасибо! Всех благ! И не отравляйте свою жизнь химией! Пока!

Ответом зала было новое скандирование. На сей раз слова «Молодцы!». Чего уж там говорить, до Великих Лук рок-звёзды уровня «Крематория» доезжают редко и каждый подобный случай – событие. Особенно, когда выступают гости на полную катушку, с уважением к публике.

В гримёрке клуба «Кристалл» Армен был усталым и выжатым. Так же, как и остальные члены группы, честно отработавшие свои полтора часа чистой музыки. На вопрос о впечатлениях от концерта ответил:

- Впечатление прекрасное. Впечатление такое, что мы пообщались с совершенно адекватной публикой, которая воспринимала сегодняшний концерт как некое путешествие. Нам было очень приятно, что они знакомы с песнями. Нам было приятно, что они внимательно слушают новые песни, которые мы исполняли впервые.

Мы сегодня представили на сцене некое сознание человеческое, которое, на мой взгляд, отражает мировоззрение нормального человека, некое сопротивление злу и торжество добра. Мы это всё показали через наши персонажи, которые появлялись на сцене и выражали свою позицию. И зал был с этим согласен, поэтому мы плыли в одной лодке.

Андрей Канавщиков

Фото Татьяны Лапко

P. S. Концерт в «Кристалле» продолжили местные команды «V. V. and Band», «AmiDes», «Абсцесс», «Black Moon»из Нелидово и белорусский «Конец недели». Им повезло выступать в один день и на одной сцене с теми, у кого и 20 лет назад можно было учиться, а теперь и подавно.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 256 человек
Лента новостей