18 мая 2022 года прошли публичные слушания о проекте поправок в Устав Пскова, которые в очередной раз существенно изменяют модель управления Псковом: «двуглавая» система власти с главой города как председателем городской Думы и главой администрации города как сити-менеджером по этому проекту отменяется, однако и прямых выборов главы города не возвращается. (Подробнее об этом — в репортаже Юлии МАГЕРЫ >>>)
По этому поводу Псковская Лента Новостей подготовила ретроспективную подборку основных переплетений в истории управления городом за последние 30 лет. Взглянув не неё, становится понятно, что и предлагаемая модель управления с оставшимися в ней неизбежными внутренними противоречиями ещё не раз может поменяться в обозримом будущем.
(Чтобы листать слайды, удерживайте их и смахивайте влево или вправо)
В период новейшей истории России, начавшийся после развала Советского Союза, Псков вступил с условно «объединенной» моделью управления городом: с 1990 по начало 1992 года один человек — Николай ФЕДОТОВ — занимал должности председателей и представительного, и исполнительного органов городского самоуправления: в те годы это были Псковский городской Совет народных депутатов и Псковский городской исполнительный комитет.
В январе 1992 года президент России Борис ЕЛЬЦИН назначил главой нового исполнительного органа власти — администрации Пскова — яркого представителя демократических сил, депутата Псковского областного Совета, а ранее — главного инженера специального конструкторского бюро вычислительной техники Псковского завода радиодеталей Александра ПРОКОФЬЕВА. Перед этим его кандидатуру для утверждения президенту предложили депутаты городского Совета, которые выбирали кандидатов на основе их программ развития города.
После победы в сентябре-октябре 1993 года президента России Бориса Ельцина в противостоянии с парламентом — Верховным Советом — в стране была упразднена советская система управления, в том числе на местном уровне. Уже 9 октября 1993 года был подписан указ президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ», упразднивший в итоге Советы народных депутатов. В результате последующие 2 года Псков проживет без представительного органа и муниципальных депутатов вообще.
Избранный ещё в начале 1994 года первый созыв Псковского областного Собрания депутатов, ставшего правопреемником Псковского областного Совета народных депутатов, больше года разрабатывал областное законодательство о местном самоуправлении. При этом в области одновременно готовились сразу 2 проекта закона о МСУ, и разные группы поддерживали предложенные регионам различные проекты федерального муниципального закона. Один из них был подготовлен заместителем председателя комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы Игорем МУРАВЬЕВЫМ и предполагал более автономную, общественную модель самоуправления, другой, подготовленный Министерством по делам национальностей и региональной политике Правительства РФ, склонялся к модели, которая предполагала, что местное самоуправление при сохранении автономии будет более унифицированным и сильнее связано с системой государственной власти. Областные депутаты поддерживали «муравьевский» проект, тогда как мэрия Пскова — правительственный.
В результате в сентябре 1995 года все же был принят Закон Псковской области № 27-ОЗ «О местном самоуправлении в Псковской области». Он практически полностью был идентичен принятому двумя неделями ранее федеральному закону и допускал не больше, но и не меньше самостоятельности местного самоуправления: жесткая система органов МСУ не устанавливалась. Для Пскова было указано лишь то, что главой местного самоуправления является всенародно избранный мэр, а все остальное должны были определить муниципалитеты в своих уставах. Их должны были принять местные представительные органы, на выборы которых отводился полугодовой срок.
Первые постсоветские выборы депутатов нового представительного органа — Псковской городской Думы — и главы администрации (мэра) Пскова состоялись 18 февраля 1996 года. В голосовании приняли участие 43,2 % избирателей. По результатам выборов должность мэра сохранил за собой Александр ПРОКОФЬЕВ (выборы проходили в 1 тур, действующий глава администрации набрал 31,4 % голосов, тогда как 6 его конкурентов — от 10,2 % до 14,8 %). А вот городская Дума оказалась неподконтрольна мэрии. Депутатами стали 17 человек, избранных по одномандатным округам: 5 представителей сферы образования, по 3 бизнесмена, врача и военных, а также военный пенсионер, работник ЖКХ и представитель партийной структуры. При этом первая гордума изначально избиралась на переходный период в 2 года для принятия основного корпуса нормативно-правовых актов — прежде всего Устава Пскова, который и должен был определить в том числе и последующую систему управления областным центром.
На первой сессия городского парламента депутаты приняли решение «О регламенте Псковской городской Думы», детально прописывающее деятельность представительного органа местного самоуправления, а также избрали председателя. При этом бывший командир Псковской 76-й дивизии ВДВ Юрий СОСЕДОВ (на фото: 5-й слева в верхнем ряду), кандидатуру которого поддерживала мэрия, проиграл в борьбе за этот пост руководителю фирмы «Псков-Лада» Виктору АСАДЧЕМУ(4-й справа в верхнем ряду). Между тем, г-н АСАДЧИЙ весь срок своего председательства в Думе отработал на неосвобожденной нештатной основе, то есть продолжал руководить своим коммерческим предприятием.
Первый Устав города Пскова, принятый депутатами первого созыва Псковской городской Думы, довольно существенно ограничивал полномочия исполнительной власти: согласно основному городскому нормативно-правовому акту, мэр являлся лишь главой администрации, а не главой местного самоуправления. Он не имел права принимать нормативные акты без согласия Думы. И в целом городская Дума получала большие, чем в среднем по стране, права контролировать местную администрацию.
Новый состав городской Думы был избран 29 марта 1998 года. Председателем второго созыва городской Думы стал руководивший до этого Псковским педагогическим комплексом Заслуженный учитель России Леонид ТРИФОНОВ (на фото — в центре).
Еще одним ярким представителем депутатского корпуса стал будущий глава Пскова, а на тот момент руководитель гарнизонного Дома офицеров Иван ЦЕЦЕРСКИЙ, обошедший на выборах по округу, включающему территорию военного городка, экс-комдива Юрия СОСЕДОВА. В тот период ЦЕЦЕРСКИЙ был одним из лидеров думской оппозиции, которая выступала против мэрии на стороне администрации Псковской области и губернатора Евгения МИХАЙЛОВА.
В первом туре выборов мэра Пскова, прошедших 27 февраля 2000 года, действующий глава городской администрации Александр ПРОКОФЬЕВ потерял право сохранить за собой этот пост: он занял только 3-е место с результатом 14,4 %. Во второй тур вышли его заместитель Михаил ХОРОНЕН (36,11 % голосов) и генеральный директор завода «Псковкабель» Валерий ЕВДОКИМЕНКОВ (14,64 %). Во втором туре выборов, прошедшем 12 марта, ХОРОНЕН обошел своего оппонента, набрав 71,21 % голосов, и стал вторым (и последним на данный момент) мэром Пскова.
Стоит отметить, что это были высококонкурентные выборы. Достаточно сказать, что в них участвовал и экс-председатель гордумы Виктор АСАДЧИЙ, и бывший первый вице-губернатор в администрации Владислава ТУМАНОВА Виктор ЗВОНКОВ, а также два ярких представителя Вооруженных Сил — командир 334-го Берлинского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка в микрорайоне Кресты, полковник, лётчик-снайпер, руководитель депутатской группы «Отечество» в областном Собрании депутатов Сергей НИКИФОРОВ и заместитель командира 76-й дивизии, начальник штаба Александр СОТНИК, который позиционировал себя на выборах в том числе как один из активных участников знаменитой операции по занятию российскими миротворцами аэропорта «Слатина» в косовской Приштине раньше британского подразделения НАТО. Еще один любопытный факт: среди кандидатов не было ни одного официального представителя политических партий.
В этот день прошли выборы депутатов Псковской городской Думы 3 созыва. Однако с первого раза удалось избрать лишь 11 депутатов из 17, поэтому еще примерно полгода продолжал работать второй созыв. Где-то выборы не состоялись из-за низкой явки избирателей, где-то — из-за высокого уровня протестного голосования. В результате довыборы депутатов третьего созыва гордумы проводились еще 4 (!) раза — в мае и сентябре 2002 года, в марте 2004 года и даже в марте 2005 года. Кресло председателя Псковгордумы сохранил за собой Леонид ТРИФОНОВ.
Мэр Михаил ХОРОНЕН предпринимал попытки изменить конфигурацию власти в городе и протолкнуть поправки, повышающие его уровень до главы местного самоуправления. Дума не поддержала ограничение своих полномочий по контролю за городской администрацией. В результате противостояние вылилось в то, что мэр вместо постановлений, которые должны были согласовываться с депутатским корпусом, начал издавать распоряжения, по документам такого согласования не требовавших.
В один день с президентскими выборами в Пскове прошли и очередные выборы мэра. На них Михаил ХОРОНЕН подтвердил свои полномочия с «оглушительным», по его собственному выражению, результатом: ему отдали свои голоса почти 82 % избирателей (для сравнения — на выборах президента России в тот же день Владимир ПУТИН набрал «всего лишь» 71,31 % голосов).
В том же году мэр Пскова Михаил ХОРОНЕН попытался развить успех и на волне небывалой популярности решил баллотироваться на осенние выборы губернатора. По оценкам экспертов, он был одним из основных претендентов на победу, однако до выборов не дошел: еще один кандидат на должность губернатора Андрей ТАРАСОВ (на тех выборах воспринимавшийся как «технический» кандидат; сейчас он больше известен как руководитель управляющей организации «ПсковЖилСервис», который задавал вопрос на прямой линии с президентом Владимиром ПУТИНЫМ по поводу реализации программы «Чистая вода» в Пскове) подал жалобу в избирательную комиссию с требованием снять кандидатуру мэра в связи с непредоставлением им всех необходимых для регистрации документов и проведении предвыборной пресс-конференции в собственном кабинете. Облизбирком 5 октября отказал мэру в регистрации, затем областной суд обязал отменить это решение, 28 октября ту же позицию — восстановить Хоронена в качестве участника предвыборной гонки — занял и Верховный суд, но 6 ноября Президиум Верховного суда все же принял окончательное решение отменить его регистрацию кандидатом.
В результате на выборах губернатора во втором туре Евгения МИХАЙЛОВА победил Михаил КУЗНЕЦОВ — и это были одни из последних губернаторских выборов в России на тот момент: затем вплоть до 2012 года глав субъектов РФ назначали местные парламенты по представлению президента, что повлияло на судьбу местного самоуправления в целом: началось движение в сторону отмены прямых выборов мэров, поскольку иначе они получали дополнительные козыри в виде подтвержденной гражданами легитимности в противовес отсутствию таковой у губернаторов-назначенцев.
На волне противостояния областной администрации и мэрии депутаты Псковской городской Думы приняли поправки в Устав Пскова, которые фактически возвращались к одному из вариантов управления городом, обсуждавшимся еще в 1996 году: прямые выборы градоначальника отменялись, институт мэрства ликвидировался, у руля исполнительно-распорядительного органа — администрации города — должен был встать назначаемый думой по контракту глава администрации («сити-менеджер»), зато вводилась отдельная должность — глава города Пскова. При этом, согласно Устава, глава города был своего рода «человеком и пароходом»: он избирался из числа депутатов, был главой местного самоуправления в качестве отдельного органа местного самоуправления и при этом возглавлял городскую Думу в качестве председателя. Конкурсная комиссия по избранию главы администрации должна была на половину состоять из представителей областных властей. Количество депутатов увеличивалось до 25, при этом 13 из них, согласно поправкам, должны были избираться по одномандатным округам, а еще 12 - по партийным спискам (ранее, напомним, все депутаты были «одномандатниками»).
Поскольку за принятие таких кардинальных поправок выступали только 11 из 17 депутатов, и предварительно Дума приняла уточняющие поправки в свой регламент, позволяющие трактовать необходимые для утверждения решения об изменении Устава 2/3 голосов от списочного состава депутатов с 12 до 11.
Поправки вступали в силу после избрания нового созыва гордумы в 2007 году, но действовали ограниченно до окончания полномочий избранного мэра, поэтому с 2007 по 2009 годы Михаил ХОРОНЕН был одновременно и мэром, и сити-менеджером, а глава города на этот период выполнял представительные функции и возглавлял городской парламент.
Попытка инициировать городской референдум по определению принципов формирования органов местного самоуправления предпринимались еще до официального принятия поправок в Устав Пскова в конце 2005 года, но после того, как стало понятно, что прямые выборы мэра упраздняются, 3 инициативных группы самостоятельно друг от друга направили в феврале 2006 года ходатайства для организации плебисцита. В результате городская Дума признала соответствующими законодательству только формулировки псковского отделения партии «Яблоко», во главе которого стоял Лев ШЛОСБЕРГ. Именно эта политическая сила — в первую очередь при помощи подконтрольной ей газеты «Псковская губерния» — вела основную агитацию. Однако референдум был назначен на середину лета — 16 июля. И несмотря на то, что за прямые выборы главы города проголосовали 81,81 % граждан, пришедших на участки, в абсолютных цифрах это было лишь 8,22 % избирателей (около 14 тысяч человек), а для утверждения результатов референдума требовалось, чтобы проголосовали более 50 %. В результате референдум был признан несостоявшимся.
Любопытно, что мэрия во главе с Михаилом ХОРОНЕНЫМ в данном случае выступала против возвращения прямых выборов градоначальника, в чем наблюдатели усматривали приметы его сохранявшихся губернаторских амбиций в виде попыток продемонстрировать лояльность «партии власти» и ослабить городскую автономию в случае занятия государственной должности.
В этот день состоялись выборы четвертого созыва городской Думы. В соответствии с поправками в Устав города от 2005 года, состав думы заметно увеличился. При этом из прошлого созыва в новый прошли лишь 10 депутатов, а, например, бывший председатель Леонид ТРИФОНОВ избраться не смог. Новым председателем и главой города стал предприниматель Ян ЛУЗИН. Его заместителем был избран Иван ЦЕЦЕРСКИЙ — как один из главных застрельщиков поправок 2005-го года, оказавший неоценимую помощь команде администрации области и думской оппозиции в борьбе с мэрией.
Полномочия мэра Михаила ХОРОНЕНА должны были официально завершиться в марте 2009 года. После этого новая «двуглавая» система власти в городе должна была вступить в силу полностью. И областная администрация во главе с губернатором Михаилом КУЗНЕЦОВЫМ ещё в конце 2008 года начала двигать на пост главы администрации (сити-менеджера) кандидатуру экс-руководителя «Псковэнерго», а затем и «МРСК Северо-Запад» Вениамина ПИНХАСИКА. Между тем 11 февраля 2009 года на конкурс по замещению должности сити-менеджера подал документы и замглавы города Иван ЦЕЦЕРСКИЙ. Однако все изменила внезапная отставка губернатора Михаила КУЗНЕЦОВА. Назначенный его сменщиком на губернаторском посту Андрей ТУРЧАК, естественно, не мог остаться в стороне от участия в определении руководителя исполнительной власти областного центра. В связи с этим конкурс на сити-менеджера перенесли, и на него свою кандидатуру выставил уже глава города Ян ЛУЗИН, который в результате был признан победителем и 31 марта уже переехал в кабинет главы администрации города. И его заместитель в Думе Иван ЦЕЦЕРСКИЙ был избран главой города, в результате чего образовался своеобразный тандем.
Очередная смена власти в Пскове произошла уже менее чем через 1,5 года: в августе 2010-го губернатор Андрей ТУРЧАК предложил Яну ЛУЗИНУ стать вице-губернатором по вопросам строительства и ЖКХ. А на должность и. о. сити-менеджера по предложению главы региона был назначен член его команды, руководитель контрольного управления администрации Псковской области Пётр СЛЕПЧЕНКО. Вскоре он подал документы на конкурс по выбору нового главы администрации города и ожидаемо выиграл.
Инаугурация нового сити-менеджера прошла 7 октября. На ней губернатор Андрей ТУРЧАК вручил знаковые подарки градоначальникам: главе города Ивану ЦЕЦЕРСКОМУ — символический ключ от города, а главе администрации города Петру СЛЕПЧЕНКО — разводной ключ. Это был недвусмысленный сигнал о необходимости разделения сфер ответственности — представительной и хозяйственной. И первоначально оба руководителя на публике демонстрировали взаимную поддержку и полное взаимопонимание, однако уже довольно скоро в этом тандеме наметилась заметная всем трещина.
Противоречия внутри городского тандема особенно накалились после событий конца 2011-начала 2012 года. Тогда после низких результатов «Единой России» на выборах в Госдуму в декабре 2011-го по Пскову (28,21% за «партию власти», тогда как в Палкинском районе - 53,95 %, Новосокольническом - 48,04 %, Великолукском - 49,5 %) губернатор Андрей ТУРЧАК пригласил на разговор Ивана ЦЕЦЕРСКОГО, который затем в беседе с корреспондентом ПЛН заявил, что глава региона предложил ему подать в отставку, взяв таким образом персональную ответственность за неудовлетворительные результаты «ЕР» в Пскове. Андрей ТУРЧАК даже успел прокомментировать это заявление, назвав решение главы города «настоящим мужским поступком». Однако формально это было вмешательством в дела местного самоуправления, по закону независимого от государственной власти: главу города избирали депутаты гордумы, а не губернатор. В связи с начавшейся в городе кампанией в защиту ЦЕЦЕРСКОГО (а также в целом нестабильной политической ситуацией в стране на фоне московских «болотных» протестов) глава региона дезавуировал свое первоначальное заявление, но предложил главе Пскова взять непосредственную ответственность за результат «Единой России» на предстоящих в марте 2012 года выборах нового созыва городской Думы. В результате единороссы пошли на эти выборы под брендом «Команда Цецерского» и добились небывалого успеха, получив квалифицированное большинство — 19 из 25 мандатов.
После этого амбиции главы города, естественно, выросли, и уже весной 2012-го он инициировал два серьезных конфликта с сити-менеджером: во-первых, блокировал инициативу по выделению средств на важный для Петра СЛЕПЧЕНКО проект — создание Центра детского чтения на улице Розы Люксембург (Цецерский предложил депутатам эти средства направить на Дом офицеров, руководителем которого когда-то был и который располагался на его избирательном округе), а во-вторых, вместе с рядом других депутатов вступился за руководителя управления образования города Геннадия БАРЫШНИКОВА, не согласовав увольнение последнего (то есть формально запретив сити-менеджеру увольнять его непосредственного подчиненного).
В результате 18 мая 2012 года Пётр СЛЕПЧЕНКО неожиданно для всех подал в отставку.
Вскоре состоялся очередной конкурс по определению сити-менеджера, победу в котором неожиданно для многих одержал малоизвестный Игорь ЧЕРЕДНИЧЕНКО, который основную часть трудовой биографии работал руководителем фирмы по продаже и ремонту автомобилей «Апекс-авто», но успел поработать и первым вице-губернатором Камчатского края. Г-н ЧЕРЕДНИЧЕНКО оказался на редкость непубличным политиком и формалистом, чем очень скоро настроил против себя не только отдельных представителей депутатского корпуса, но также прессу и многих обычных горожан.
При этом стоит отметить, что политическая незаметность сити-менеджера отчасти была обусловлена и политической активностью главы города, чьим протеже и воспринимался новый глава администрации. За неделю до выборов нового сити-менеджера Иван ЦЕЦЕРСКИЙ давал пресс-конференцию по поводу 100 дней нового созыва гордумы, на которой внятно артикулировал, что не допустит от нового руководителя городской администрации несоблюдения субординации. Новые баланс сил в системе городского управления он описал такой фразой: «Чего переживать, кто будет начальником штаба дивизии, если есть комдив?».
Игорь ЧЕРЕДНИЧЕНКО продержался на посту сити-менеджера 11 месяцев, а мог и того меньше. 20 мая первая попытка объявить сити-менеджеру досрочную отставку со стороны части депутатов гордумы, которые выступали на стороне интересов администрации области, отношения у которой с администрацией города быстро испортились, не удалась по причине недостатка голосов «за» (12 депутатов высказались за отставку, 10 — против, двое коммунистов участвовать в голосовании не стали, а один бюллетень оказался испорчен).
Однако уже 18 июня Игорь Чередниченко сам подал в отставку из-за конфронтации с депутатским корпусом.
Вскоре новым сити-менеджером был выбран Игорь КАЛАШНИКОВ (на фото - справа), до этого занимавший должность главы Великолукского района, но еще несколько лет назад бывший первым заместителем главы администрации Пскова в команде Яна ЛУЗИНА.
При нем начался период внешне спокойного и конструктивного взаимодействия администрации Пскова и городской Думы.
10 сентября состоялись выборы депутатов Псковской городской Думы 6-го созыва. 21 сентября закончился контракт у сити-менеджера Игоря КАЛАШНИКОВА, На следующий день состоялась установочная сессия нового созыва Думы, на которой главой города был вновь избран Иван ЦЕЦЕРСКИЙ, а КАЛАШНИКОВ был назначен и. о. сити-менеджера до проведения нового конкурса по определению главы администрации, который должен был завершиться к 25 октября. Но уже 12 октября в Псковской области сменился руководитель региона: Андрей ТУРЧАК подал в отставку, чтобы затем возглавить генсовет партии «Единая Россия», а губернаторское кресло занял Михаил ВЕДЕРНИКОВ, который, как и его предшественник, не мог не проявить участия в определении кандидатуры сити-менеджера областного центра. В результате Игорь КАЛАШНИКОВ заявлять свою кандидатуру на конкурс не стал, а вместо него подал документы и 28 ноября был выбран новым главой администрации Пскова депутат Псковского областного Собрания, руководитель компании «ПсковАгроИнвест» Александр БРАТЧИКОВ (на фото — слева). Он пользовался активной поддержкой администрации региона, даже совершал совместные велообъезды Пскова вместе с губернатором, тогда как у главы Пскова Ивана ЦЕЦЕРСКОГО отношения с новой командой Дома Советов не складывались.
23 мая 2019 года на очередной сессии городской Думы глава Пскова Иван ЦЕЦЕРСКИЙ сразу после своего ежегодного отчета и буквально за месяц до одного из главных своих «детищ» — Международных Ганзейских дней Нового времени в Пскове — внезапно для многих объявил, что подает в отставку, чтобы перейти на столичную работу председателем правления Национальной ассоциации развития местного самоуправления (позже сменившую название на Всероссийскую). У руля представительного органа его сменила бывшая до этого момента заместителем главы Елена ПОЛОНСКАЯ (на фото — вторая слева между сити-менеджером Александром БРАТЧИКОВЫМ и губернатором Михаилом ВЕДЕРНИКОВЫМ) — первая женщина на этом посту. Сначала она была избрана своими коллегами-депутатами главой города с приставкой и. о., а уже в ноябре — без всяких приставок.
На первых порах при Елене ПОЛОНСКОЙ во главе города взаимоотношения между представительным и распорядительным органами местного самоуправления Пскова оставались внешне партнерскими и конструктивными, хотя уже скорее не командными: общее утомление и где-то даже раздражение у представителей и городской, и областной администрацией контролем за ключевыми процессами в областной столице со стороны муниципального депутатского корпуса все чаще проявлялось в виде тех или иных небольших эксцессов.
На сентябрь 2021 года были намечены выборы нового созыва Псковского областного Собрания депутатом и сити-менеджер Александр БРАТЧИКОВ решил принять в них участие, чтобы вернутся в областной парламент. В успехе такого трансферта мало кто мог сомневаться, поэтому замену главе администрации (который еще летом вынужден был уйти в отпуск для проведения агитационной кампании) нашли в виде члена команды губернатора, председателя Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Бориса ЕЛКИНА (на фото — справа, рядом с Александром БРАТЧИКОВЫМ). 30 июля 2021 года он был назначен первым заместителем главы администрации Пскова и уже с начала августа фактически руководил распорядительным органов. (Излишне объяснять, что впоследствии осенью Борис ЕЛКИН подал документы на конкурс по определению сити-менеджера и в нем победил, став в ноябре руководителем уже без приставки и. п.).
Стоит отметить, что Борис ЕЛКИН стал самым молодым руководителем администрации Пскова в его новейшей истории: на момент занятие поста ему было 32 года.
Тучи сгустились над городским псковским парламентаризмом осенью 2021-го, когда городская прокуратура неожиданно внесла протест на давно принятые и много лет благополучно действовавшие и публично никого не смущавшие положения Устава Пскова, согласно которым депутаты согласовывали назначение заместителей сити-менеджера, а что еще важнее на практике — руководителей муниципальных предприятий и учреждений (то есть, фактически, всех ключевых подконтрольных муниципалитету руководящих должностей). Прокуратура сослалась на позицию Верховного суда, которые посчитал требование таких согласований незаконным: согласно этому судебному определению, единственным лицом, ответственным перед депутатами, должен быть глава администрации города, который далее уже пользуется самостоятельностью в принятии отнесенных к компетенции распорядительного органа решений.
29 сентября депутаты городской Думы, будучи заранее предупреждены прокурором о том, что в случае отвода его протеста разбирательство продолжится в суде, все же отказались менять Устав и лишаться права согласовывать руководителей. Но уже 13 декабря 2021 год Псковский областной суд удовлетворил заявление прокурора Пскова о признании недействующими спорных пунктов Устава областного центра.
После этого реальное влияние городской Думы было очень сильно ограничено: фактически, кроме теоретической возможности отправить сити-менеджера в отставку и согласовывать бюджет особых оперативных рычагов по контролю за положением дел в городе у депутатов и не осталось.
31 марта областные законодатели вновь вмешались в систему власти в Пскове, чтобы уже окончательно расставить точки над i, передав остатки хотя бы символических примет центра власти из небольшого двухэтажного здания городской Думы на улице Некрасова в расположенной по соседству гораздо более крупное здание администрации города. (Хотя формально глава города Пскова, хотя и руководящий городской Думой, еще со лета 2012 года занимал бывший кабинет мэра и сидел в здании администрации).
В этот день региональный парламент принял законопроект, предполагающий, что в Пскове упраздняется двуглавая модель управления, глава города избирается городской Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (ранее — из числа только депутатов), и при этом совмещает функции главы администрации (сити-менеджера), а ранее — совмещал функции председателя городской Думы.
«Предлагаем, чтобы приставка «глава города» переместилась от председателя городской Думы в сторону главы администрации. Это позволит оперативно принимать необходимые решения и в полней мере нести весь груз ответственности за них», — пояснил по поводу этого законодательного изменения губернатор Псковской области Михаил ВЕДЕРНИКОВ.
После принятия поправок в областной закон дальнейшее (в том числе обсуждение поправок в Устав Пскова) — скорее формальность.
Уже через месяц, не доработав до окончания полномочий всего несколько месяцев (выборы депутатов нового созыва Псковской городской Думы должны пройти в сентябре 2022 года) глава Пскова Елена ПОЛОНСКАЯ подала в отставку — губернатор предложил ей стать его советником по социальным вопросам.
И. п. главы города на оставшийся период стал Сергей ГАВРИЛОВ (на фото — слева за Еленой ПОЛОНСКОЙ).