Последний
скорый

Кадр из фильма «Американка» (1997 год, режиссёр Дмитрий Месхиев)

Если вы смотрели фильм «Американка», в котором когда-то снялось пол-Пскова, то наверняка помните один из ярких психологических моментов фильма: герой ложится под рельсы в ожидании идущего товарняка — таким образом его проверяют на смелость. Сила этого момента не только в художественной его стороне, но еще и в невероятной эмоциональности: все мы понимаем, что подобные «геройства» смертельно опасны. Однако уж сколько раз твердили миру о том, что железная дорога не терпит невнимательности и легкомыслия, но не проходит года без того, чтобы мы вновь и вновь не читали на новостных лентах трагические истории, к которым приводят прогулки по путям или игнорирование красного сигнала светофора.

В преддверии долгих новогодних каникул не лишне будет еще раз напомнить о главных правилах безопасности на железной дороге. Ведь их несоблюдение может сделать любой скорый — последним…

Если вы пешеход...

Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около 1 км. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за 1 секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее 5-6 секунд.

Так обычная, казалось бы, прогулка может превратиться в опасную лотерею. В cети можно найти информацию о том, что если к вам «бежит» скорый поезд быстрее, чем со скоростью 140 километров в час, машинист даже тормозить не будет: ему запрещено это делать по инструкции. Ну а дальше — сами понимаете: споткнулись, не успели встать — трагедия. Впрочем, если к вам идет и обычная электричка, машинист, конечно, воспользуется экстренным торможением, но это тоже не гарантия счастливого исхода.

Не хотим никого пугать, но вот всего несколько примеров для понимания всей серьезности ситуации.

Июнь 2018-го. Товарный поезд насмерть сбил 14-летнего подростка на велосипеде на станции Новоселье Стругокрасненского района. Ребенок выехал на пешеходный переход, когда до приближающегося тепловоза оставалось всего 10 метров. Локомотивная бригада заранее подала звуковые сигналы, о приближении поезда объявила по громкоговорителю и дежурная по станции. Сразу заметить подростка машинист не мог, потому что мальчика не было видно из-за стоящего на соседнем пути вагона. Экстренное торможение не спасло жизнь ребёнка: расстояние до велосипедиста оказалось незначительным, наезд предотвратить не удалось. В результате от полученных травм подросток скончался на месте.

Июнь 2019-го. Псков потрясен несчастным случаем: на перегоне Любятово — Псков-пассажирский поезд насмерть сбил 38-летнюю женщину, которая выгуливала вдоль железной дороги собаку. Машинист состава посигналил ей, но она была в наушниках — в результате, несмотря на экстренное торможение, наезда на женщину избежать не удалось.

Июль 2020-го. Поезд насмерть сбил 17-летнего парня: подросток шел из деревни Назимово в населенный пункт Насва по железнодорожным путям. При этом он слушал музыку в наушниках, в результате чего не услышал догоняющий его сзади состав. Наезда избежать не удалось. Подросток получил травмы, несовместимые с жизнью, и умер на месте.

Говоря о самых распространенных ошибках пешеходов на железной дороге, чаще всего называют следующие:

В интернете можно найти советы тем, у кого нет возможности уйти из-за движущегося поезда. Но на самом деле все они выполнимы лишь при условии того, что человек заметил состав и сумел справиться с паникой. Поверьте: проще соблюдать правила поведения на железнодорожных путях. 

В частности, запомните следующее:

1. Осуществлять проезд и переход граждан через железнодорожные пути только в установленных и оборудованных для этого местах. 

Это значит, что если вы хотите перейти «железку» в районе, допустим, Псковского городского молочного завода, выберите более безопасный путь — по виадуку или дойдя до специально оборудованного для этого пешеходного перехода (да-да, такие бывают и на железной дороге!). 

При переходе обращайте внимание на запрещающие сигналы светофора — причем вне зависимости от положения и наличия шлагбаума.

Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.

2. Категорически запрещено подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом, перелезать через сцепки, заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы. 

Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.

3. Не оставляйте детей без присмотра рядом с поездами.

Для них железная дорога — это приключение и возможность поиграть. Ценой беспечности ребенка может стать жизнь, как бы страшно это ни звучало.

4. Помните: чрезвычайно опасно подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий и искусственных сооружений, прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи.

Это касается и любителей бегать по крышам вагонов. Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: до 27500 вольт. Электрическая дуга между проводом и человеком может возникнуть на расстоянии до двух метров, а именно такое расстояние от крыши вагона до контактного провода. Известно множество случаев на железных дорогах, когда шалости с залезанием на вагон заканчивались поражением током и смертью.

5. Нельзя повреждать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования, запрещается также повреждать, загрязнять, загораживать, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации.

Такие действия ставят под угрозу жизни многих людей.

6. Приближаясь к железной дороге — снимите наушники — в них можно не услышать сигналов поезда!

Кстати, нельзя пересекать пути даже в тех случаях, когда вагоны стоят неподвижно. Их безопасность — кажущаяся. 

Мы не говорим уже о том, что нельзя под них лезть. Каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса. А еще очень опасно оказаться между двумя движущимися составами: сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

Вывод из всего сказанного может быть лишь один: нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

Если вы водитель...

Правила переезда железнодорожных путей для автомобилистов тщательно изучают в автошколе и зубрят ночами перед экзаменами на права в ГИБДД. Но, как показывает безжалостная статистика, водители Псковской области иногда пренебрегают основами безопасности и на свой страх и риск пытаются побыстрее проехать переезд. Люди забывают, что на перекрестке с рельсами участниками дорожного движения являются многотонные поезда, у которых практически нет возможности вовремя затормозить.

В компании РЖД уверены: ситуация не изменится, пока каждый автомобилист не осознает всю серьезность проблемы. 

В одной из листовок-памяток для водителей есть такие слова: «В погоне за несколькими минутами сэкономленного времени теряются жизни, торопливость и безответственность становится причиной непоправимого горя для всей семьи. И если кому-то кажется, что он далек от этой проблемы и это его не касается, посмотрите на фотографии раскореженных автомобилей вашего земляка, для кого-то соседа, для кого-то друга, для кого-то отца».

К сожалению, трагические ДТП на железнодорожных переездах — не редкость для Псковской области. 

В частности, 16 февраля 2019 года в Невеле на регулируемом железнодорожном переезде 465 км, оборудованном автоматической переездной сигнализацией, произошел выезд автомобиля марки ГАЗ-5205, который проигнорировал запрещающие показания переездной сигнализации и неоднократно подаваемые машинистом электропоезда звуковые сигналы. Несмотря на применение машинистом экстренного торможения, столкновения предотвратить не удалось. Локомотивная бригада и водитель автомобиля не пострадали.

В апреле 2019 года произошло дорожно-транспортное происшествие на регулируемом железнодорожном переезде на перегоне Остров — Брянчаниново. Машинист локомотива увидел в непосредственной близости выезжающий на железнодорожный переезд легковой автомобиль, водитель которого не реагировал на подаваемые сигналы большой громкости и запрещающие показания автоматической переездной сигнализации. Столкновения избежать не удалось — был разбит автомобиль, тепловоз получил незначительные повреждения. К счастью, обошлось без человеческих жертв.

Летом прошлого года произошло ДТП, которое задержало в пути пассажирский поезд сообщением Санкт-Петербург — Минск. Причина — вновь нарушение со стороны водителя, который на переезде перегона Дно — Вязье совершил выезд на железнодорожный переезд при запрещающей сигнализации.

Наконец, многие наверняка помнят трагическое ДТП, которое случилось в июле прошлого года на перегоне Заваруйка — Себеж. Проигнорировав запрещающие сигналы, водитель тягача с полуприцепом, перевозившего железобетонные плиты, выехал на железнодорожный переезд перед приближающимся рельсовым автобусом. ДТП повлекло за собой тяжелейшие последствия: машинист и его помощник погибли, некоторые работники, находящиеся в поезде, были госпитализированы. В результате столкновения рельсовый автобус, сошедший с рельсов, был поврежден до состояния исключения из инвентарного парка, получила повреждения железнодорожная инфраструктура.

Все эти ДТП произошли в результате пренебрежения правилами безопасности водителями автомобилей, решившими проскочить на запрещающие сигналы и пренебрегавшими не только собственной безопасностью, но и жизнями сотрудников локомотивных бригад, пассажиров. В 2020 году в Псковской области подобных ДТП, к счастью, не случилось: вероятно, сказались плановые ремонты проезжей части на железнодорожных переездах в границах региона, вырубка кустарников для обеспечения лучшей видимости для участников дорожного движения. Кроме того, были проведены многочисленные профилактические беседы с водителями: автомобилистам напоминают, что они могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, убедившись в отсутствии приближающегося поезда.

ДЛЯ СПРАВКИ:

На территории Псковской области за 12 месяцев 2020 года не произошло ни одного ДТП на переездах, что является отличным показателем. Для сравнения: В 2019 году за тот же период в регионе было зарегистрировано 4 ДТП. Сложнее ситуация в других областях Северо-Запада. Так, в 2020 году в Санкт-Петербурге зафиксировано 2 ДТП, в Ленинградской области — 2, в Тверской области — 4, в Новгородской области — 3.

Вот простые правила, которым надлежит следовать:

1. Перед железнодорожным переездом водитель должен проявлять особую осторожность, в частности, убедиться, что он может проехать препятствие в безопасности.

2. Транспортные средства стоят колонной в том порядке, в котором они прибыли к железнодорожному переезду.

3. На расстоянии 50 м перед железнодорожным переездом и при его прохождении водитель может ехать со скоростью не более 30 км/ч.  При включении прерывистого белого света сигнального устройства на переезде, транспортное средство может двигаться не быстрее 50 км/ч.

Иными словами, не следует давать по газам, как только вы увидите разрешающий свет светофора, но также, при пересечении железнодорожного переезда водитель не должен излишне тормозить поток, увеличивая время проезда.

4. В случае остановки транспортного средства на железнодорожном переезде, необходимо чтобы все люди вышли из салона автомобиля и оказались вне железнодорожных линий.

И если по каким-то причинам, транспортное средство не может быть смещено с ж/д полотна, то водитель должен немедленно сделать все, чтобы своевременно предупредить службы железной дороги.

5. Перед железнодорожным переездом, на котором находится дорожный знак треугольника, гласящий о второстепенности дороги, на которой стоит водитель, он должен остановить автомобиль в таком месте, где будет иметь надлежащий обзор на дорогу.

То есть в случае переезда, не оборудованных переездной сигнализацией, водитель должен как следует убедиться в том, что ему на перерез не едет поезд и только потом продолжить движение.

За нарушения правил предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей или лишения права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев.

Что делать, если...

— Вы оказались за закрытыми шлагбаумами на переезде

Не выезжайте на переезд, если вы видите, что не успеете с него выехать и ваш автомобиль останется на рельсах из-за колонны. Вам необходимо подождать и пересечь дорогу только в тот момент, когда будет свободное пространство. Попасть в такую трудную ситуацию, благодаря собственной невнимательности, совсем не сложно и если шлагбаум закрыт и подняты барьеры, то бежать уже будет некуда. Попытайтесь срочно покинуть место, с помощью другого человека, который поднимет шлагбаум. Если же ничего уже сделать нельзя, надо срочно звонить в службу спасения и сообщать место, где это случилось.

— Сломался автомобиль, вы стоите на переезде и не знаете, что делать.

Если возникает ситуация неразрешимого характера, и вы застреваете на железнодорожном переезде без какой-либо возможности оттолкать автомобиль, немедленно позвоните на единый номер экстренных служб 112 и сообщите о своем местоположении.

Октябрьская железная дорога призывает пешеходов и водителей неукоснительно соблюдать правила дорожного движения при пересечении железнодорожных переездов для сохранения здоровья и жизней участников дорожного движения, пассажиров и работников ОАО «РЖД».

Железная дорога — зона повышенной опасности. Ваша безопасность находится в ваших руках! Помните: поезд мгновенно остановить нельзя!