Новости партнеров
Культура

Культобзор: к черно-белому не сводить…

05.11.2013 15:33|ПсковКомментариев: 1

- Захотелось праздника, - запросто объяснит Ирина Кросс журналистам пресловутый «принцип, по которому отбирали картины на выставку».  - Осень, всем уже хочется чего-нибудь яркого, а у меня как раз такая живопись: соответствует моему темпераменту...

До тебя мне дойти нелегко…

Обозначенный во всех календарях праздник, собственно, на эту неделю как раз и выпал. Другое дело, что собранный из многих поводов - от иконы Казанский Божией Матери до годовщины удачного штурма 1612 года, когда бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского взяли Китай-город, загнав врагов (гарнизон Речи Посполитой) в Кремль… - полнокровным праздником 4 ноября пока так и не стало. И потому требует дополнительных эмоциональных вливаний.

В Пскове в честь Дня народного единства в областной филармонии дал концерт ансамбль русской музыки «Псков». Несколькими днями раньше, в преддверии празднования иконы Казанской Богоматери и в канун  Дмитровской родительской субботы (установленная после Куликовской битвы, она призывает к молитве обо всех, кто погиб на поле боя)  в этом же зале прошел концерт праздничного хора Валаамского монастыря. В программе «Вера и победа» музыканты объединили духовную музыку (как классику - сочинения Гречанинова, Рахманинова, так и специально созданные для коллектива обработки молитвенных напевов) и песни военных лет. Закончили «Днем Победы», которую псковский зал пел вместе с хористами, стоя.

Интересно было, что песню Листова «В землянке» хористы исполнили не с привычным для нас, первоначальным текстом Алексея Суркова, а со словами Виноградова - «Ты под Волховом в битвах рожден». Таких «апокрифов» у этой песни множество - полюбившаяся фронтовикам буквально с первого же исполнения, она вскоре была негласно запрещена. Какой-то умник наверху счел слова «До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага»  упадническими и подрывающими боевой дух. Переписать стихи Сурков отказался, и песню перестали транслировать по радио, а грампластинки с «Землянкой» в исполнении Лидии Руслановой были уничтожены. Впрочем, эта совсем не секретная сейчас история со сцены в канун государственного праздника  не прозвучала, только песня…

Почитатели искусств, объединяйтесь!

В Пушкинских Горах, в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» День народного единства отметили по-другому - объединив… музыку и живопись, кино и  поэзию, равно и всех поклонников каждого из этих видов искусств. Вечером 3 ноября музей-заповедник присоединился к российской акции «Ночь искусств». Для бесплатного посещения были открыты шесть размещенных в музейном НКЦ экспозиций, лекторий и кинозал, причем «изобразительный ряд» на выставках дополнили видео- и аудио эффектами: звучали старые грамзаписи и стихи Пушкина в живом исполнении.

На выставке «Новые поступления» в Пушкинском Заповеднике. Фото информационной службы музея.

Нужно заметить, что акцию «Ночь искусств», объявленную министерством культуры РФ в рамках празднования Дня единства, вечером 3 ноября или даже действительно, в ночь с 3-го на 4-е провели во многих культурных центрах России - с разным размахом. В скромном, «деревенском», но по настоящему аристократическом Пушкинском музее в Одинцовском районе Московской области (Большие Вяземы и Захарово) гостям давали уроки исторических танцев: азы вальса, мазурки, полонеза; тем же, кто танцы считал занятием «не к лицу и не по лéтам», предложили концерт классической музыки. Музей Булгакова в Москве «озвучил» Патриаршьи пруды: Игорь Костолевский, Максим Суханов, Игорь Ясулович, Александр Феклистов специально для «Ночи искусств» записали радиоспектакль по первой главе романа «Мастер и Маргарита». Во многих выставочных залах прошли «открытые репетиции» - концерты классической музыки с участием студентов творческих вузов Москвы. Актеры московского театра имени Станиславского вообще вышли в ночные кафе и там читали с посетителями пьесы… А в Архангельском музейном объединении всю ночь работали кафе «Три карты» и «Черный квадрат», «тема» ночи была сформулирована как «кАрт-бланш», и гостей пригашали на выставки с говорящими названиями «Авангард. ХХ век. Диктатура мысли при полном отсутствии контроля», «Этноджинс: все оттенки индиго». От традиций к трендам», на перформанс «Быть Сальвадором Дали» от местного молодежного театра и так далее.

В Псковской области акцию «Ночь искусств» пока поддержали только в «Михайловском» и то очень осторожно: пушкинское время, которое представляет музей, к постмодернистским экспериментам не располагает. Что, пожалуй, и к лучшему.

Коррида

Но вернемся в Псков, на выставку Ирины Кросс «Образ и цвет». Эту экспозицию открыли на минувшей неделе в новой галерее «Дар». Здесь представлены несколько пастелей и живопись, всего 24 работы. Хотя опытный экспозиционер, искусствовед Ольга Кошелькова считает, что выставку можно бы было считать состоявшейся, будь на ней всего две картины. «Вычислить» их, впрочем, предлагается посетителю самостоятельно.

На открытии выставки «Образ и цвет».

В жизни галереи «Дар» это - шестая выставка. В жизни Ирины - так совпало - выставка «Образ и цвет» тоже шестая по счету (речь, разумеется, только о персональных). Большая часть полотен - из сделанного в последние два-три года, но есть и картины, которые художнице, по ее собственному признанию, очень дороги и поэтому выставлены не впервые. На нескольких выставках уже можно было видеть, например, экспрессивную черно-алую «Корриду». Или серию «Весна», которую сама Ирина считает удачной и называет «черно-белой», хотя к двум краскам выраженное здесь, конечно, не сводится…

- Ирина в этой экспозиции - новая и непривычная,- комментирует «Образ и цвет» Ольга Кошелькова. - Выставки у нее бывали разные. Иногда лирические, иногда активные, активно-агрессивные даже.  Были выставки одной темы. Но такого выплеска, такого обилия эмоций, по-моему, еще не было. Причем это - сдерживаемая эмоция или, как один из сегодняшних зрителей точно подметил: «Прессует эмоции  - значит, мастерство есть!»

Зачарованное озеро Ирины Кросс.

- Ирина, - продолжает Ольга Кошелькова, - всегда была смелым художником и отчаянной девушкой. Ей, в силу ее натуры, было проще, чем другим, что-то новое пробовать. Если первые работы Ирины были эдакой «графикой в живописи», хлесткой графикой, которая звучит сквозь все, то сейчас  - все иначе…

Все попробовать, все успеть. «Я над картиной долго не работаю», - признается художница, и ссылается на своего любимого Модильяни, который обычно даже портрет писал не более, чем три часа, а на вопрос «как так?» отвечал, что, мол, если хотите, чтобы я все испортил, могу писать и дольше. «Я тоже очень эмоциональна, - солидаризируется Ирина Кросс с итальянским маэстро, - и в основном это работы alaprim. Нет, кое-что я, конечно, потом довожу…»

Выставка, действительно получилась очень яркой. И радостной, что непереоценимо важно. Некой праздничной нарядностью светится даже обычная банка с черно-смородиновым вареньем, если ее пишет Ирина Кросс. При этом художница искренне говорит, что все сюжеты именно жизнью вокруг, а картины, представленные на выставке в галерее «Дар» почти все «увидены» тут же рядышком, в Пскове, в деревне у родственников под Островом, ну еще немного в Эстонии… Правда Игорь Макеев - он один из тех, кто учил Ирину искусству быть художником - советует зайти еще на выставку, которая развернута сейчас в Псковской художественной школе - там можно увидеть совершенно фантастические  финские пастели Ирины Кросс…

Оттуда…

Другая псковская художница - Любовь Желтышева - полагает главным для себя то, что стоит «за жизнью». Определение «мистический реализм», которое воздвиг ее картинам искусствовед Юлий Селиверстов, только ленивый из репортеров, наверное, еще не цитировал. Равно как и высказывание Юлия Александровича об «…открытом канале, живущем между сознанием художницы и той Сферой смысла и образов, которая, как драгоценный покров, за века человеческой истории всё плотнее облегает Землю». Общим местом стало уже и определение творчества Любови Желтышевой как поиска или даже обретения некой зыбко колышущейся гармонии - покоя, который сродни омуту. Вот и название новой выставке псковской художницы в зале Регионального отделения Союза художников России дали соответствующее - «Оттуда бьющий свет». 

Полотна Любови Желтышевой можно подолгу «разгадывать» и «примерять на себя».

Экспозиция очень большая - более сотни полотен, лучшее из написанного в последние пять лет. Если учесть, что буквально несколькими днями раньше небольшая выставка работ Любови Желтышевой «5 шаг0в» открылась ещё и в библиотеке на Конной (здесь, по преимуществу была представлена графика), то массив чрезвычайно впечатляет. Впечатляет и энергетика «очерченного картинами» пространства - «другого пространства».

На открытии выставки Любови Желтышевой «5 шаг0в» в Псковской городской библиотеке (фото с сайта городской ЦБС).

Расшифровывать картины - для тех, кто умеет и любит это делать - можно долго, и это льстит подготовленному зрителю чрезвычайно.

Праздником, можно сказать, его жизнь делает.    

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Нужно ли наградить Юлию Пересильд как первого актера-космонавта?
В опросе приняло участие 1230 человек

Коронавирус

Лента новостей