Новости партнеров
Культура

Культобзор: по обе стороны гармонии

25.03.2014 20:47|ПсковКомментариев: 6

Предпочтения у всех, конечно, разные, но, если по мне, то самым отрадным событием для псковской культуры в эти дни, от вторника до вторника, стал первый концерт традиционного Фестиваля русской музыки. К дням рождения Мусоргского и Римского-Корсакова, пусть с разной степенью успешности, но вот уже в сороковой раз фестиваль этот проводят в Пскове и в области - в Великих Луках, в Плюссе и Вечаше, в Кунье и в Наумово. И вовлекают в орбиту высокой музыки молодых, по сути - начинающих исполнителей и слушателей. Одно это уже дорогого стоит.   

Десять дней музыки

Фестиваль нынешнего года -  к 175-летию Мусоргского и 170-летию Римского-Корсакова  - это десять концертных и конкурсных дней, десять дней очень разной музыки. Завтра, например, артисты псковского симфонического оркестра под началом Эдуарда Банько выступят в Кунье: исполнят инструментальную оперу «Ольга Российская» - новейший, презентованный в Пскове прошлым летом симфонически-гусельный эксперимент петербургского композитора Евгения Петрова.  А открыли фестиваль в минувшую среду концертом солистов «Новой оперы» и псковского симфонического оркестра под управлением Геннадия Чернова, чья особая любовь к музыкальному театру и к опере, в частности, давно известна и коллегам маэстро, и слушателям.

Солисты «Новой оперы». Фото с сайта Псковской областной филармонии.

По сути, вечер-открытие, который назвали «Шедевры оперной музыки», был чуть больше, чем концерт. Перед слушателями по порядку, определённому сюжетом, прошли наиболее значимые - лучшие - фрагменты оперы «Царская невеста». И певцы (сплошь лауреаты международных конкурсов: тенор Вениамин Егоров, меццо-сопрано Ирина Ромишевская, баритон Андрей Бреус, удостоенный специального приза на конкурсе Пласидо Доминго «Operalia» и самая именитая, пожалуй, сопрано «Новой оперы», обладательница статуэтки «Casta Diva» и «Золотой Маски» Татьяна Печникова), артисты  уже известные, заслуженные, но ещё счастливо-молодые, не просто великолепно пели - играли страсть, безумие, мечту, крушение всех надежд и любовь, оказывающуюся дольше жизни.

Прекрасные голоса, высочайшая сценическая культура и уважение к зрителю, которые во главу угла ставил создатель «Новой оперы», хорошо знакомый псковичам по прошлым театральным фестивалям Евгений Колобов. При том, что музыкальными событиями город, казалось бы, и не обижен, концертов такого уровня псковичам явно не хватает. Впрочем, их, как всего хорошего, наверное, было бы мало, случайся они еженедельно…

Традиционно же в рамках фестиваля в Пскове прошёл и конкурс молодых исполнителей: пианистов, «классических» струнников и духовиков, вокалистов, изучающих академическую манеру пения. Более ста учащихся детских музыкальных школ и колледжей  из Москвы,  Санкт-Петербурга, разных регионов России, а также из сопредельных Латвии, Белоруссии, Казахстана приняли участие в этом творческом соревновании. В списках лауреатов конкурса - шесть псковских имён. Так, первыми в своих номинациях и возрастных группах стали 8-летний пианист Даниил Алексеев из псковской ДМШ № 1 имени Римского-Корсакова, ровесница Даниила, скрипачка из Великих Лук Анастасия Рябова (ДМШ №1 имени М.П. Мусоргского), лучанин Максим Белоглазов, пианист, воспитанник Центра эстетического воспитания, а также три студента псковского областного колледжа искусств: Валерия Комарова (академический вокал), Михаил Пожарский (туба) и Тимофей Яшин (фагот).

Опора

Самым сильным художественным событием минувшей недели, пожалуй, стала выставка работ Алексея Большакова в Великих Луках, в выставочном зале «Мир искусств». Большая ретроспектива называется «По обе стороны холста» и посвящена памяти жены  Алексея Алексеевича Анны Гурьевны: её не стало месяц назад.

Алексей Большаков. «Никто тропинку не протопчет на посиделки не придёт…» (из цикла «Истоки»).

О живописи Алексея Большакова можно говорить много, хотя главное «слово» всё равно так и останется на холстах, потому что они и есть - то самое, настоящее, достичь которого удаётся только безусловным мастерам. Жадный до работы и творчества, а ещё - до жизни и красоты, как многие, прошедшие войну, Алексей Алексеевич и по сей день остаётся верным себе, и его полотна - молодые по тону, глубокие по художественной мысли, исполненные света и живого, словно чуть влажного цвета - притягивают. Дарят ощущение гармонии и опоры для жизни - ощущение давно потерянное почти что всеми нашими художниками, а с ними и зрителями.

Алексей Большаков. «Зимняя палитра».

Ещё одна очень интересная выставка - совсем другая по форме, но по сути похожая в попытке найти гармонию, а с ней ещё и знак судьбы - открылась на минувшей неделе в Пушкинском Заповеднике. На этот раз в музее представили фотоработы Даниила Бондаря http://pln-pskov.ru/culture/163392.html, который в художественной среде более известен как дотошный, внимательный к «знаковым» деталям режиссёр-документалист («Антарктида на ощупь», 2008; «Атака длиною в жизнь. Василий Андрианович Тураев», 2012 и многие другие; сейчас, например, у Бондаря в работе фильм о художниках-«митьках»), а ещё достаточно успешный продюсер.

«Порою очарован» - другая грань не столько творчества, но, пожалуй, и мироощущения, мироздания глазами Бондаря.

На выставке «Порою очарован».

В поисках гармонии он пришёл к Пушкину - к своему Пушкину - и за какие-то три-четыре года объездил и обошёл пешком большую часть мест, где жил и работал первый русский поэт. Путешествовал непременно зимой и осенью, - эти времена года Пушкин более всего любил. Так появились фотографии (только плёнка, никакой цифры и никакого компьютерного редактирования - принципиально), которые, как кажется автору, передают некий подтекст, настроение, внутреннюю соразмерность жизни, выраженные в классических строках. 

Пока ты здесь, мир живёт без тебя

Был, впрочем, на этой неделе в нашей жизни и своего рода «перфоманс о дисгармонии» - спектакль московского Liquid Theatre на сцене Псковского драматического театра, очередная антреприза. Родившийся в результате социального эксперимента - взаимодействия артистов труппы и пациентов наркологической клиники, в результате неравнодушных, при попытке понять и помочь, наблюдений, спектакль рассказывает о саморазрушении и неизбежно следующей за ней нелюбви, невозможности любви. Его название («Пока ты здесь, мир живёт без тебя»), как уверяют создатели спектакля, они прочли на заборе около больницы.

Сцена из спектакля «Пока ты здесь».

Интересная режиссёрская работа, опирающаяся в том числе и на современные технические приёмы; хорошая актёрская работа, в том числе выразительная пластика при минимуме слов. Множество метафор, главная из которых - своего рода ключ к спектаклю - человек, балансирующий на задних ножках… Наверное, кому-нибудь это тоже очень нужно: почувствовать, что этот баланс никак не удержать. Отдельные критики, например, пишут, что эксперимент Liquid Theatre обогатил театральный язык…

И может быть - вдруг! -  именно этим языком нам когда-нибудь расскажут, как разрешать диссонансы в себе и в мире. Несмотря ни на что.       

Лидия Токарева специально для Псковской Ленты Новостей.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 234 человека
Лента новостей