Новости партнеров
Oбозрения

Культобзор с 14 по 21 января: о Пушкинском фестивале, любви к куртизанке и сельском счастье

21.01.2010 18:14|ПсковКомментариев: 2

Обзор культурных событий с 14 по 21 января: о Пушкинском фестивале, любви к куртизанке и сельском счастье.

Ну что ж, начинаем культобзоры 2010 года с трех, пожалуй, крупнейших событий, которые должны свершиться в Псковской области в первой половине февраля. Состоятся они, казалось бы, нескоро, но уже активно обсуждаются.

15 января в Пскове состоялась пресс-конференция, на которой было громко заявлено о приближающемся Всероссийском Пушкинском театральном фестивале, семнадцатом по счету, начиная с 1994 года. Он пройдет с 10 по 15 февраля. Казалось бы, все прекрасно: бюджет фестиваля увеличен до 2 млн. рублей (хотя про сравнению с финансированием мероприятий Всероссийской Масленицы он выглядит бледно), много театров будет представлено - из Москвы, Петербурга, Ярославля, Королева, Вологды. Коллективы, как и подобает условиям проведения театрального фестиваля, профессиональные. Но! Есть ощущение, что с годами мероприятие исчерпывает свои возможности. Вспоминаю великие времена, когда к нам привозили свои постановки Петр Фоменко, Марк Розовский… Сейчас они исчезли с афиши Пушкинского фестиваля. Уже не первый год бытует мнение, что многие российские театры не принимают участие в фестивале, так как сцена Псковского драмтеатра не приспособлена для постановок, которые они готовы представить. С другой стороны, у Пушкинского театрального фестиваля не одна площадка - драмтеатр, а еще и БКЗ филармонии, и НКЦ Пушкинского заповедника в Пушкинских Горах. Не хотелось бы, чтобы недостатки материально-технической базы наших учреждений культуры стали каким-то ограничителем для фестивальной афиши.

Да и творческие лаборатории были представлены на фестивале побогаче с точки зрения числа литературоведов, критиков, пушкинистов, артистов и так далее. Сейчас же, судя по программе, в творческой лаборатории примет участие четыре докладчика крестом - доктор филологических наук из Великого Новгорода Вячеслав Кошелев и доктор филологических наук Сергей Фомичев из Санкт-Петербурга, которые стали для нас уже как родные, а также доктор филологических наук, заслуженный деятель искусств Александр Чепуров и лауреат Госпремии России Геннадий Тростянецкий. Остальная часть участников творческой лаборатории, по всей видимости, будет представлена только псковской литературно-театральной элитой. Спрашивается: может творческая лаборатория уже изжила себя как составляющая Пушкинского фестиваля, раз интерес к ней меркнет с каждым годом все больше и больше, и не стоит искусственно поддерживать ее жизнеспособность? Если же мы хотим сохранить ее, значит нужно придумывать методы повышения общественного интереса к Пушкину и его наследию. 

Грустно мне, что наш псковский театр в этом году не будет представлен на Пушкинском театральном фестивале. Вроде бы, участие театра, на площадке которого проходит большая часть спектаклей фестиваля, является делом логичным. Тем не менее… Как сообщила директор театра Татьяна Комиссаровская, у театра есть и другие дела, которыми приходится заниматься. В частности, режиссер Вадим Радун заканчивает работу над спектаклем «Юбилей» в честь 150-летия драматурга Антона Павловича Чехова. Однако как было бы здорово, если б удалось с этой постановкой вписаться в афишу Пушкинского фестиваля!

Еще одно событие, которое пройдет практически параллельно с театральным фестивалем, - Всероссийская масленица, о которой я уже писала. Конкурс на оказание услуги по проведению этого мероприятия, который прошел  19 января,  совершенно предсказуемо выиграл Фонд реализации культурных программ «Царскосельский карнавал». Стоит отметить, что этот фонд осуществляет свою деятельность с 1996 года и специализируется на организации и проведении масштабных общественных региональных праздников и городских мероприятий, развитии и продвижении региональных событий на федеральный и международный уровень, формировании новых форм народно-праздничной культуры. Ко всему прочему, Фонд являлся организатором многих крупных мероприятий, таких как Санкт-Петербургский международный карнавал на Невском проспекте, международный Царскосельский карнавал, Рождественская ярмарка в Санкт-Петербурге. Также при участии Фонда состоялось проведение 43-го Всероссийского праздника поэзии. Псковская Лента Новостей уже неоднократно писала о глобальности замысла по проведению Масленицы в Пскове, поэтому не буду останавливаться на этом подробно. Упомяну только, что самые масштабные действа запланированы на городском пляже у Мирожского монастыря. Там развернется самый настоящий масленичный городок, где можно будет купить сувениры, поесть блинов, поучаствовать во множестве конкурсов. А призы победителям этих конкурсов будут ого-го какие: плазменная панель, музыкальный центр, скутер и многое другое в том же эквиваленте.

Организаторы предстоящей Всероссийской масленицы заявляют о ней как о первом масштабном мероприятии, которое будет проходить в Псковской области в рамках возрождения народно-праздничной культуры, и рассчитывают, что масленица станет брендом Псковской области, каким, например, является Дом Деда Мороза для Великого Устюга. Замысел благой, но для того, чтобы он воплотился в жизнь, нужно сильно потрудиться, чем, собственно, сейчас и занимается оргкомитет по проведению Масленицы в Пскове. Напомню, что общий бюджет праздника составляет 25 млн. рублей. Львиная доля из этих денег идет на рекламу предстоящего мероприятия. Наверное, многие жители Пскова уже заметили рекламные баннеры, зазывающие на Всероссийскую масленицу. Кстати, она размещена не только на псковской земле, но и в Санкт-Петербурге - в северной столице установлено аж 93 билборда. Так что стоит надеяться, что гулять на Масленице в Пскове будет не только псковский люд, но и наши соседи.

Еще одно крупное событие в культурной жизни Пскова состоится 6 февраля. Это будет исполнение оперы Джузеппе Верди «Травиата» в БКЗ филармонии, которое позиционируется как крупный международный проект с участием России, Финляндии и Эстонии. В частности, Псковский симфонический оркестр, главным дирижером которого является Геннадий Чернов, а также несколько солистов из Санкт-Петербурга, представляет Россию. Финляндия будет представлена оперой города Вааса (хоровая группа и ряд солистов). К тому же эта страна будет продюсировать весь проект. Между тем, Эстонию в постановке оперы представляет господин Неэме Кунингас - на нем лежит вся режиссура «Травиаты». Не буду подробно перепечатывать сюжет, который лег в основу оперы Верди. Если кто-то не читал «Даму с камелиями» Дюма-младшего, легшую в основу «Травиаты», то можно ознакомиться с известным сюжетом здесь.

Мне кажется, любопытно было бы посмотреть, как этот сюжет, история любви молодого юноши из провинции и куртизанки, которая больна туберкулезом и обречена на смерть, будет реализован в оперном жанре.

Пока в Пскове активно выстраивается концепция трех крупных мероприятий, в районах области культурная жизнь тоже не дремлет. Правда, в Новоржевском районе она все же задремала. Судебные приставы-исполнители ОСП Новоржевского района накануне Нового года на 30 суток приостановили деятельность десяти сельских домов культуры, которые являются филиалами Новоржевского районного культурного комплекса. Причина - несоблюдение требования пожарной безопасности. В частности, во многих зданиях  неисправно печное отопление, эвакуационные пути загромождены старой мебелью, электропроводка проложена открыто и находится в плохом состоянии, во многих помещениях отсутствует противопожарная сигнализация, светильники не оборудованы защитными плафонами. Соответственно, деятельность сельских клубов приостановлена, грубо говоря, до конца января. Не знаю, соблюдают ли наказанные клубы предписание Новоржевского районного суда, но если представить, что исполняют, получается, что как раз в разгар новогодних и рождественских каникул жители новоржевских деревень были лишены праздника. Вот только кого за это нужно благодарить - приставов или  руководство Новоржевского районного культурного комплекса?

Тем временем жители Пскова продолжают любоваться на шикарный бетонный забор перед главным входом в кинотеатр «Октябрь». Напомню, что поставили его в декабре. Городскому бюджету работы по его возведению обошлись в 491 тыс. 82 рубля. Предполагалось, что за этим забором  будут проводиться археологические раскопки в связи с тем, что к 9 мая 2010 года должна быть завершена реконструкция площади Ленина в Пскове. Однако пока воз и ныне там. Псковские археологи пояснили, что время начала работ зависит не от них. В частности, существует договоренность, согласно которой, если у кинотеатра будут проводиться хозяйственные и строительные работы либо деятельность по благоустройству, археологи обеспечат археологическое сопровождение, то есть раскопки. Пока же работы не начаты, самостоятельно археологам там делать нечего. Вот и получается: забор стоит, работы не ведутся, а народ, проходя мимо забора, недоумевает или смеется, кутаясь в шарф.

Примерно те же чувства я испытала, увидев экспонаты выставки «Мужской рефлекс», которую на днях открыли в Белой галерее представители движения «ПсковАРТ» Анатолий Жбанов и Эдуард Шарипов. Местные нонконформисты, как я поняла, решили представить псковичам свое видение на взаимоотношения мужчины и женщины, а, попросту говоря, если называть вещи своими именами, на секс. Живописные полотна в ярких, люминесцентных тонах, смелые  инсталляции. Вроде я не заканчивала институт благородных девиц, но язык не поворачивается описывать их содержание. Да и не хочу конкурировать со своим коллегой Сашей Донецким, который сделал это во всех красках. Так что рекомендую вам самим сходить на выставку и воочию посмотреть, как рефлексировали авторы работ.

Новая волна страстей поднялась вокруг иконы «Спас Елеазаровский», которую к июлю 2010 года планируют передать на временное хранение в храм Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря. На днях губернатору Андрею Турчаку пришло письмо от министра культуры Александра Авдеева, в котором тот сообщил, что его ведомство окажет все необходимое содействие по передаче иконы. Казалось бы, не рановато ли об этом говорить? Ведь икона еще не прошла экспертизу, по итогам которой должен быть сделан вывод о ее готовности к транспортировке и хранению в условиях монастыря. Но, как выяснилось со слов заведующей делом реставрации Псковского музея-заповедника, художник-реставратор Натальи Ткачевой, экспертиза иконы к настоящему моменту не начата - икона находится там же, где и находилась - в экспозиции музея. Специалисты, в частности реставраторы, не изменили своей позиции и продолжают настаивать на нецелесообразности передачи иконы на хранение в монастырь. Однако администрацию области это не волнует. А теперь, когда само министерство письменно подтвердило серьезность намерений о передаче ценной иконы, и подавно не будет волновать, по всей видимости. А между тем, народ приходит в Псковский музей прощаться со «Спасом»… 

Прощаюсь и я с вами до следующего обзора.

Татьяна Борозденкова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 237 человек
Лента новостей