Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Педсовет в «кульке» закончился, клоуны все те же

31.05.2010 15:18|ПсковКомментариев: 13

Ретурн Александра Голышева на пост председателя Комитета по культуре можно сравнить с возвращением фигуриста Евгения Плющенко на скользкий олимпийский лед: столь же неожиданно, сколь и блестяще, впрочем, не стоит забывать, что миг олимпийского триумфа краток, и, единожды блеснув, есть опасность не справиться даже с обязательной программой. Не говоря уж об оригинальной и произвольной.

Заслуженный и проверенный партаппаратчик (от инструктора горкома КПСС до функционера «Единой России»), к тому же в доску свой, псковский, Александр Голышев 10 с лишком лет просидел в кресле «главного на культуре» в области, а, значит, успел нажить себе целый легион врагов, явных и тайных недоброжелателей, но и - обрасти нужными связями в столицах и дьявольским опытом.

Что уж тут скрывать? «Нищая» культура при правильном подходе приносит немалые дивиденды, и если уж бизнес и власть в нашей стране окончательно срослись в некий «доходный дом», культура с ее капиталоемкими проектами может быть весьма рентабельным трестом, который никогда не лопнет. Особенно для культуртрегеров, курирующих этот трест.

Явление  2 года назад на общественной сцене региона такой амбициозной фигуры как Игорь Гаврюшкин, - нечто вроде тени отца Гамлета, - было воспринято местным околокультурным бомондом однозначно со знаком минус, и никаких плюсов здесь быть не могло. Актер, сбежавший из начинавшего разваливаться Псковского театра на вольные хлеба Царскосельского карнавала, провоцировал у местных если не священный ужас, то осторожное неприятие. Во-первых, Псков всегда традиционно отторгал «пришлых» людей, так называемых «варягов». Во-вторых, Гаврюшкин нарушал привычный распорядок дня и действий в затхлой атмосфере покрытого пыльной ряской болота.

У нас сильно не любят, когда кто-то слишком громко квакает. А Гаврюшкин, не успев вновь появиться в здешних краях, принялся придумывать какие-то новации, возомнил себя продюсером-авангардистом Пушкинского Праздника поэзии. Понавесил, понимаешь ли, на заросших бурьяном обочинах Псковщины баннеров с «ситцевым Пушкиным», словом, привнес в темный и уютный для его обитателей угол резкий пугающий свет.

Это был далеко не прожектор перестройки, а, скорей, фонарик, но даже его подмигивания воспринимались как сигналы тревоги: «Осторожно, чужой!».

«Чужой», между тем, как в том голливудском фильме, принялся размножаться делением и, занимая все больше места в культурном пространстве региона, жрать окружающих культуртрегеров.

Окружающие культуртрегеры – это преимущественно чиновницы из «кулька», то бишь колледжа культуры, главного учебного заведения области, где плодят культработников всех мастей и пошибов. А что такое «кулек» известно: гремучая смесь клубной самодеятельности и невыносимого дамского снобизма. Подлинной культурой там и не пахнет: не зря же народ метко окрестил училище бытовым предметом, в который можно завернуть голову и устроить себе персональную душегубку.

Когда «кульковские дамы» начинают транслировать свои мысли вслух, у многих реально вменяемых людей возникает мгновенное желание подойти и треснуть линейкой по столу, чтобы прекратить это недержание речи, сколь безапелляционной, столь же и бессмысленной. И эта бесподобная трескотня не какая-то особенность именно псковского «кулька», это родовое качество педагогики вообще, просто она, педагогика, так она устроена, о чем прекрасно знают люди, работающие в средней и высшей школе, и о чем людям несведущим рассказали в телесериале «Школа».

Любой «педсовет» - это театр кукол, прикидывающийся МХАТом, этакое кун-фу и Кама-сутра в одном бульоне, где каждая новая ложка пищи для ума зажигает в мозгу ослепительный бред. Подлинный пир духа! На ринг вызываются…

Теперь представим себе столкновение «дам из кулька» и глубоко чуждого им, успешного джентльмена из Питера в модной тишотке и сапогах ботфортах на высоком каблуке.

Воочию убедиться в том, что «моя твоя не понимэ» можно было на итоговом заседании оргкомитета по подготовке к празднику поэзии.

Гаврюшкин в окружении «педсовета» выглядел не председателем зрелищной комиссии, а как бы нашкодившим школьником, тогда как само действо как раз и напоминало типичный «педсовет в кульке». Мало того, что педагогика, в принципе, - лженаука, так тут велась какая-то двойная игра: и всерьез, на вылет, и с подмигиваниями. При этом присутствовавший на заседании заместитель губернатора Максим Жаворонков вел себя настолько позитивно, будто глядел американскую комедию для подростков.

Знатный карнавальщик шпарил без шпаргалки. О том, что 2 года его усилий и несколько  миллионов личных рублей потрачены на раскрутку праздника поэзии. Получается, зря. О том, что празднику нужна рекламная раскрутка в столицах. Что группа уважаемых, быть может, но совершенно неизвестных широким народным массам писателей – это не комильфо. Что настоящих звезд нет даже в замысле, а без звезд нынче событийного туризма не построишь. Женщины внимали с классическими выражениями холеных лиц: «Ну-ну, мели, Емеля!».

Наблюдать сие действительно было забавно. А когда дамы атаковали оппонента, - в частности, заместитель директора Пушкинского музея-заповедника Татьяна Ешина упрекнула культуртрегера в том, что он слишком поздно в этом году нарисовался на заповедном горизонте, - то возникло впечатление: за этим скрывается какая-то личная драма, чуть ли не давнишний адюльтер.

Попытки Гаврюшкина оправдаться не возымели никакого эффекта, и понятно почему: как я и отмечал в предыдущем обзоре дамы заочно показали «ситцевому Пушкину» красную карточку, а самого Гаврюшкина решительно отодвинули от местных культур-мультур.

Лично мне в этой загогулине наиболее интересно, какими выражениями обсуждают случившееся псковские селебрити под стаканчик бодрящего напитка?

Покамест, признаюсь, поразил только словесный экспромт нашего знаменитого литератора Валентина Курбатова: «Александр Иванович - человек с богатым опытом, очевидно, управится лучше предшественника. Хотя тут мы не смеем дерзать, комментируя решение губернатора. На цыпочках пройдём и почтительно поклонимся» (Курсив – Авт.).

Ей Богу, завидую причудливости ума и остроумию, искренне недоумевая, чего здесь больше, подобострастия или лукавства? Звучит, как-то…того… Больно уж стиль витиеватый. Истинного писателя всегда выдает стиль. Смех...ёчки все какие-то, «Битлз» на балайке… Но пред именем известного критика Земли Псковской дерзать не смею и почтительно склоняюсь ниц.

Ждем-с Пушкинских дней Псковщины и желаем доброго здравия всем председателям Комитета по культуре, как бывшим, так и настоящим.

Что до других событий, которые хочется выделить, так они вращаются преимущественно вокруг местного Союза художников.

Давеча мне позвонила куратор галереи на Бастионной Ольга Кошелькова и полчаса умоляла наведаться в здешнее отделение Союза и задать его председателю недвусмысленный вопрос: мол, как он относится к идее проведения в Пскове благотворительного аукциона художников в фонд восстановления сгоревших башен?

Как я понял, художники от идеи Кошельковой не в восторге, дескать, нам свои кошельки дороже, там, на башнях, и так миллионы «распилят», мы-то тут причем?

Я Ольге ответил, что в Союз не ногой, поскольку их председатель Виктор Лысюк с некоторых пор от меня шарахается. Вот недавно он шел по мосту мне навстречу и сделал вид, что никогда меня не видел, даже в телевизоре. Она очень удивилась подобному «авангардизму». А причина одна – стоит отписаться про местных художников не в стиле «кукарекушка хвалит петушка», так сразу же превращаешься в «погромщика псковской культуры».

Аукцион, конечно, еще аукнется в июне, но в выставочный зал Союза я все же зашел, но не к председателю, а поглядеть на выставку пластмассовых динозавров. Вот это бизнес-проект! Вот это экзгибишн! Союз начал зарабатывать длинную денежку. Может, выставочный зал, наконец, отремонтируют? Комитету-то по культуре этот «магазин» на Ленина, 1 всегда был до фени.

Картины псковских художников, кому они нужны? Динозавры из пластика гораздо приятней и познавательней. Так мне об этом прямо и заявил местный художник Владимир Бердышев. Де, вместо гнилого нонконформизма, всех этих презервативов на деревянных самотыках, наконец-то доехало до Пскова по-настоящему продвинутое и столичное искусство! Без балды.

И я с ним полностью солидарен.

Действительно: псковское искусство насквозь прогнило изнутри, душевно и физически. От сгоревших башен родного Кремля, всегда служившими объектами для вдохновенной мазни, чуть не отреклись. А динозавры - абсолютно здоровые, цельные и забавные зверушки, потому что, в отличие от живописцев, уже пребывают в Вечности, но при этом двигаются и разевают пасти, пугая детишек и радуя наивных родителей. Это ли не сверхзадача подлинного поп-арта?

А кого, скажите, радуют картины псковских живописцев? Только заезжих иностранных туристов, циничных отщепенцев, вроде меня, и всяческую богему, с которой нечего взять, кроме как стрельнуть на бутылку. Картины – в топку! Даешь искусство делать деньги, или нет более геморроя. Как выражался бессмертный герой Тургенева, безвременно погибший от холеры нигилист Евгений Базаров.

Саша Донецкий  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 131 человек
Лента новостей