Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: День Псковского Сурка и тремор чиновника

29.06.2010 17:41|ПсковКомментариев: 53

Можно сделать праздник «под ключ», как это принято в последнее время в продвинутых городах, а можно напрячь подчиненных, и сделать, как всегда. Можно устроить замечательный фестиваль в историческом месте, и сделать вид, что этот фестиваль – чистая благотворительность, а не коммерческий проект. А еще можно из всесильного чиновника в минуту превратиться в тварь дрожащую, и никаких прав не иметь, причем по собственной воле и собственному разумению.

Я это все к тому, что в последнее время меня все больше озадачивают психологические портреты наших чиновников, особенно, разумеется, от культуры, раз уж взялся писать на эти животрепещущие темы. Замечаю с тревогой, что ведут они себя как-то удивительно нервно, будто надели чужой костюм и выдают себя за кого-то другого, вибрируют не на своем месте.

И все эти «оговорочки по Фрейду», или даже при чтении доклада, подготовленного референтами, подчас элементарное непонимание, о ком или о чем, собственно, идет речь!

Допустим, чиновница от культуры зачитывает доклад, сообщая о предстоящем концерте какого-то «пианиста Дениса Мацуя»! И никакого сомнения на лице. Я чуть со стула и не свалился, прямо там, в зале заседаний Псковской городской Думы.

Тут недавно впервые довелось побдеть (не путать с другим, похожим, словом!) на совещании главы города Пскова с участием должностных лиц органов местного самоуправления, так первым номером программы значился вопрос «о ходе подготовки и выполнения мероприятий, посвященных празднованию Дня города Пскова, в т. ч.  приема официальных делегаций». Стиль официального документа оставим в покое, но, переводя с «концелярита» на нормальный русский язык, слушался вопрос: «Как праздновать будем?»

Праздновать День города Пскова. И вот минут сорок, если не весь час, депутаты и чиновники талдычили о мероприятиях, вся суть которых сводилась к тому, что это будет очередной «День Сурка». Ну, вот буквально слово в слово, буква к букве, до последней запятой.

Организация праздника знакома нам до боли в натруженных мониторами глазах: самодеятельность, шабаш горожан, шашлык на набережной, пиво разливанное, водка принесенная, выступление местных шансонье (правда, вот сообщили вдруг о приезде старика Барыкина), фейерверк (не путать с салютом по поводу установки стелы) – и это наше все!

Оно, конечно, понятно, традиции, обычаи, водосвятные молебны, крестные ходы – нет, это святое, но программу вечерних-то мероприятий можно как-то, наконец,  разнообразить?

Один старик Барыкин - единственный креатив. Где, спрашивается, оригинальный подход в организации массовых гуляний? Поучились бы, что ли, у советника губернатора по культуре Игоря Гаврюшкина, как надо массовые пьянки организовывать... (Шутка).

С приемом делегаций, уверен, все будет окей, вот только что эти делегации у нас увидят?

А увидят они «День Сурка». Я и сам выпить не дурак, но в День города обычно сижу дома и не высовываюсь.

Потому как толпа и сама по себе неприятна, а в День Псковского Сурка и подавно. И думаю, что многие псковичи разделят со мной это мнение. Поэтому хотелось бы увидеть особенный, запоминающийся праздник.

Необходимо определиться, чего мы хотим: обычный праздник или нормальный культурный «холидей»?

Такой фестиваль, именно что культурный, намечен на 7-8 августа в Изборске и называться он будет фестиваль исторической реконструкции и средневековой культуры «Железный град 2010», первая презентация которого как раз и состоялась на днях. На пресс-конференции, посвященной событию, у директора музея-заповедника «Изборск» Наталии Дубровской спросили про «дивиденды» от проведения праздника, и чиновница с упоением, восторгом и пафосом ушла от ответа, заявив буквально следующее:

- Значит, дивиденды, конечно, есть. Это огромное количество положительных эмоций, которые используют все наши зрители! Это отзывы о наших фестивалях. Самый большой бонус - это то, что все  жители Псковской области в день празднования дня России отметились здесь в Изборке. Самый большой бонус - это популярность нашего музея у наших зрителей, у туристов. Потому что мы понимаем, что с каждым годом в нашу область приезжает все больше и больше туристов. Люди в качестве места отдыха выбирают Псковскую область. И экологически чистый наш Печорский район, приграничный район, интересный и объемом туристических маршрутов, и паломнических маршрутов... Конечно, это самый главный бонус фестиваля!

Чувствуется совсем другой чиновничий стиль. Не косноязычие, а забалтывание незадачливых журналистов.

- Но вы же не ответили на вопрос. Вас спрашивали о деньгах, – сказал я.

Пришлось все-таки отвечать на вопрос, но опять весьма завуалировано. Здесь, видимо, таится какая-то великая тайна? Почему нельзя прямо сказать, что для организаторов «Железного града» фестиваль - коммерческое предприятие, для извлечения прибыли?  

- О деньгах... – Голос директора заповедника предательски задрожал. - По программе выделяется сейчас 250 тысяч рублей. Это по программе «Культура Псковского региона». Так что, много это или мало, судите сами. Вот, мы бы, конечно, хотели больше, но большие деньги все впереди. То, что по билетам, безусловно, выгодно для любого мероприятия. Потому что, если есть зрители, если есть полный аншлаг, конечно, это выгодно. Теперь я ответила на вопрос?

- Каков предполагаемый доход мероприятия?

- Мы не просчитываем предполагаемый доход.

- Ну, а в прошлом году...

- В прошлом году практически все, что на нас было выделено, мы вернули в бюджет. То есть ни одна копейка, все, что было выделено нам, все было возвращено.

- Вы хотите сказать, что вы должны быть самоокупаемы?

- Мы не должны. К счастью, область перед нами такой задачи не ставит. Но я, как руководитель, который ведет этот проект, делаю так, чтобы сколько было вложено бюджетных денег, столько по вне бюджету было возвращено.

- Какой же смысл?

- Смысл в том, чтобы как можно больше народу приезжало. Это имиджевое мероприятие.

Мы ничего не имеем против имиджа, и верим, что «привлекательность и узнаваемость региона вырастает в разы», как заверил заместитель председателя Государственного комитета по культуре  Владимир Куприн, но когда коммерческую составляющую культурного события задвигают на дальний план, возникают нехорошие мысли. Получается, что организаторы фестиваля реконструкции пользуют наш псковский памятник, извлекают доход, а наши музейщики, за этот памятник отвечающие, какие-то бессеребренники, радующиеся исключительно растущему как на дрожжах имиджу?

Я не шибко силен в математике, но деньги любят счет, и я лично давно уверен, что никто даже ни на миллиметр не двинет попой, если в этом не будет коммерческого смысла.

Организация фестивалей, подобных «Железному граду» - давно большой бизнес, и спонсоры, о которых вдруг пошла речь на пресс-конференции, просто так вкладываться не станут.

Судите сами, и поправьте меня, если сможете.

Реконструкторы едут в Изборск своим ходом и питаются за свои деньги, то есть ничего организаторам не стоят. У организаторов, разумеется, имеются те или иные расходы, каковые бывают обычно при столь масштабных проектах, плюс специфические расходы, например расходы на привоз боевых лошадей. Но у них этот процесс поставлен на поток, даже своя московская фаст-фуд фирма имеется, которая будет обслуживать реконструкторов в Изборске. По признанию промоутеров «Тульского городского молодежного клуба исторической реконструкции и фехтования», в этом сезоне у них четыре проекта, соизмеримых с «Железным градом» и они сожалеют, что не удержали пятый – «Ледовое побоище».

Конкуренция, судя по всему, в этой сфере зрелищных мероприятий жесткая, как удар бутафорского копья о бутафорский щит. Бутафория бутафорией, а металл самый настоящий.

Цена билета для взрослых – 250 рублей. Допустим, приедет 10 тысяч человек взрослой публики (хотя я думаю, в этот раз еще больше: фестиваль-то раскрученный).

Цена билета будет 250 рублей.

Чистая выручка – 2 миллиона 500 рублей.

А ведь еще дети. Им билет будет стоить 100 рублей.

Ума не приложу, какой процент составят дети, но, допустим, треть от числа взрослых.

Чистая выручка – 300 тысяч рублей.

Привет, ребята! Лавэ идет, мы уже отбили бюджетные деньги, которые пойдут почему-то во внебюджетный фонд.

Да забыл: еще десятка за парковку!

Что-то мне подсказывает, что фестиваль «Железный град» нужно именовать несколько иначе. «Железный град» - для публики. А для своих, тех, кто в доле, «Золотой город», например.

Прежде я уже писал, что при грамотном подходе культурные проекты – это весьма прибыльный бизнес, особенно для культуртрегеров, которые рассчитывают если и не на весьма внушительную, то постоянную прибыль, даже со всеми заморочками.

А теперь вопрос риторический и сакраментальный. Ну, а если ты не скромный директор музея-заповедника, а сам председатель?

Когда я присутствовал давеча на губернаторском Совете по культуре, то был прямо поражен одним фактом. И. о. председателя Александр Голышев зачитывал Андрею Турчаку какую-то важную бумагу, а я сидел в двух метрах и прекрасно видел, что у солидного, можно сказать, почти пожилого мужчины, руки от волнения тряслись, как у паралитика.

«Ну, разве можно так унижаться?» - помню, подумал тогда я.

И вот только сейчас до меня, тугодума, начинает доходить смысл этого волнения.    

Был бы я на месте Александра Ивановича, может, тоже бы трясся, исполнил бы пляску Святого Витта? Вообще под стул бы завалился, изображая Достоевского в припадке эпилепсии, а так... ничего, сижу, на попе ровно.

Саша Донецкий  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей