Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Культура ниже плинтуса

02.07.2010 15:43|ПсковКомментариев: 63

Как и ожидалось, «официальные лица», за исключением двух чиновников от культуры, председателя от города и зама от области, на бенефис народного артиста России Вадима Радуна в Пушкинский театр не соизволили явиться. Наверное, предпочли футбол на местном стадионе, 1/32 розыгрыша кубка страны, матч против калининградской «Балтики», где наши футболисты неожиданно выиграли по пенальти 4:2, и теперь, в 1/16 встретятся с клубом премьер-лиги махачкалинским «Анжи». Чем черт не шутит? Может, и «Анжи» обыграют, и тогда выйдут на целый «Зенит»! Тогда «Зенит» псковичей и «похоронит», но сам факт выхода на одну из лучших команд страны долго будет греть души болельщиков, не хуже, чем тещина самогонка. 

Впрочем, сам маэстро Радун любит сравнивать искусство с футболом, и, если возвращаться к бенефису, то его команда провела шоу на самом высоком уровне, продемонстрировав всем сомневающимся, что профессиональные игроки в псковском театре драмы все-таки есть. Остались в составе, несмотря на все трудности, а то и просто разор.

Отрывки из спектаклей, в разное время поставленные Вадимом Радуном, и эстрадная программа с челом на саксе (маэстро Галковский), песнями и эротическими танцами развлекли зрителей, причем эстрадные номера, вполне вписываясь в эстетику Радуна, не выглядели на сцене чуждо. Скорее, наоборот, подчеркивали один из полюсов его дарования – сделать из спектакля набор эффектных эстрадных номеров. Другой полюс, назовем его мрачно-авангардистским, тоже присутствовал, но в бенефисе превратился в нечто вроде хит-парада.

Не мог обойтись режиссер-юбиляр и без политического послания, которое прозвучало ближе к финальной песне, когда чеховский персонаж из «Вишневого сада» Гаев обратился к «дорогому многоуважаемому дому», то бишь «народному дому имени Пушкина», который в будущем году отметит 105-летие своего существования в Пскове.

- Вот только, боюсь, устоит ли он до этого юбилея?

А другая чеховская героиня, Раневская, подпустила трагизма, вызвавшего бурные одобрительные аплодисменты публики.

- Не выстоит. Трещины, как паутина, разрезают стены. А крыша... Крыша течет. Нет, нам здесь не выжить, в Париж! В Париж...

Понятно, что эти послания адресовались власть предержащим, и, надо думать, цели, то есть чиновничьих ушей, уже достигли. Так что свои пенальти Вадим Радун забил. Вратарей не пожалел.

Хотя и попытался публично оправдаться за некоторые «вольности» на поле:

- Те высказывания, которые сейчас публикуются, не имеют отношения к скандалу. Это – полемика, и я ведь имею право на свою точку зрения, прожив такую большую жизнь. Я считаю, что я обязан что-то высказать, с кем-то не согласиться, и предложить свои раздумья!

Так мастер и резюмировал, мол, он ищет «уха», ищет «связь». Пока эта «связь» явно односторонняя, но, опять же, быть может, не бесполезны усилия, и рано или поздно запущенный в ворота мяч пробьет сетку непонимания и улетит дальше за ворота и ударит в толоконный лоб какого-нибудь важного чиновника, и у того от удара что-то перемкнет, и дело пойдет на лад, и люстра с потолка «народного дома» не обвалится.

Другая тема, которая связана с состоянием культурной ойкумены, тоже была вполне ожидаема. Имеется в виду благотворительный аукцион, который так и не состоялся в галерее на Бастионной по причине того, что местным бизнесменам плевать как на прапоры Псковского Кремля, так и на картины художников.

Аукцион был организован в пользу погоревших прапоров, которые необходимо изготовить, и купленные картины призваны были стать скромной лептой в бюджетную копилку на ремонт сгоревших башен. Но...

Ничего не вышло. И аукцион этот стал «лакмусовой бумажкой», наглядно демонстрирующей ситуацию с арт-рынком в таком городе как Псков.

Что произошло? А ничего. Мы еще раз убедились, что никакого арт-рынка в Пскове нет, и, видимо, никогда не будет. Так называемым бизнесменам никаких картин не нужно, даже в качестве жеста: купил ради восстановления башен, а потом эту картину повесил в туалете, потому что в других комнатах она интерьер испортит.

Ни один не пришел! Показать, продемонстрировать городу и миру, что он настоящий скобарь. На словах-то все патриоты, все скобари, а как до реальных «бабок» в пользу Пскову, так все по ресторанам, спускать в один присест сумму, равноценную цене той несчастной картины, которую так никто и не купит.

И это не только показатель людского равнодушия, но и справедливый финал взаимоотношений: власть – народ. Власть сегодня настолько далека от народа, в том числе и от предпринимателей, что работать (в смысле еще и деньги давать) на нее никто не хочет.

Как народ рассуждает? Вот выделили государственные деньги на восстановление сгоревших башен. Все равно чиновники его «распилят», так причем здесь мы? Нас к «баблопилке» все равно не подпускают, так какого ж рожна стараться? Изображать заботу о родном городе? Пустое это все.

Нечто подобное, кстати, плебс думает и о грядущей грандиозной постановке оперы «Псковитянка» в Псковском Кремле.

Миллион евро говорите? Ну-ну. Общероссийский пиар главного культуртрегера региона Андрея Турчака на местном уровне оборачивается анти-пиаром. Когда сельский учитель получает в школе зарплату в 4-5 тысяч рублей, ему не до культурных развлечений, на которое попадут имущие и власть имущие, а плебс, если захочет, будет наблюдать за оперой по телевизору.

Хотя это тоже вряд ли, опера – искусство элитарное, плебсу, как и большинству чиновников, абсолютно непонятное, и тратить на просмотр четыре часа драгоценного летнего времени плебс вряд ли захочет.

Поражает другое, а именно - крайний цинизм местных чиновников от культуры.

За что купил, за то и продаю, но достоверно известно, что при цене вопроса в один миллион евро, наших псковских артистов собираются обязать изображать массовку. Как вы догадались? Разумеется, совершенно бесплатно.

И это в их личный отпуск, на фоне фантастических трат на московских артистов и их обслугу.

Ну, да, кто такие местные актеры для Государственного Комитета по культуре? Крепостные, рабы. Другое дело приезжие звезды Большого театра, этой умопомрачительной конторы по отмыванию денег.

Помнится, с полгода назад на втором федеральном канале началась информационная атака на Большой как аферу века. Было озвучено, что в реконструкцию театра уже вбухано четыре бюджета, и понятно, что три из них уже в карманах московско-лужковских подельников.

Но как началась эта атака, так и заглохла. Вероятно, партия тех, кто мутит тему, оказалась посильней партии тех, кто пытался вывести проект с Большим на чистую воду.

И вот новый, нет, не проект, «проектик», ценой в 1 миллион евро в городе Пскове.

Так что, может, правы те источники в областной администрации, которые утверждают, что команда Турчака и сама была не рада «Псковитянке» от Большого, и, как могла, отмахивалась от этого грандиозного геморроя на их головы, но сверху настояли, и пришлось поневоле пиариться.

Но тогда уж соблюдали бы, что ли, приличия, не давили бы так в наглую, цинично и бессовестно. Большому театру – все, своим – ничего.

Большой приехал и уехал, а со своими – жить. Они-то как раз и есть местная культура, о которой на словах пекутся, а на деле опускают ниже плинтуса.

Или, так ей и надо, местной культуре?  

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 114 человек
Лента новостей