Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Чудо-куклы и арт-трафик «Псков – Тюмень»

13.09.2010 11:18|ПсковКомментариев: 0

В преддверии крупных культурных событий, таких, как ожидаемый меломанами фестиваль «Сrescendo» с Денисом Мацуевым, или показ на сцене БКЗ Псковской областной филармонии «культового спектакля России» «Собачье сердце» по одноименному произведению Михаила Булгакова с Валерием Золотухиным в роли профессора Преображенского, минувшие события все больше выставочного свойства, и носят они, скорее, камерный, интимный характер.

Так, в Городском культурном центре, что на площади Победа, в небольшом экспозиционном зале направо от входа открылась персональная выставка дизайнера Галины Изотовой и в пандан к ней - Ольги Никитиной, хотя первым номером здесь выступает именно Галина Изотова, не случайно вторая художница набрана на афише более мелким шрифтом.

На открытие откликнулся статьей в «Псковской губернии» известный местный искусствовед Юлий Селиверстов, весьма комплиментарного свойства, что уже само по себе можно считать большим успехом. Творения художника нужно видеть, но без поддержки средств массовой информации их как бы для широкой публики и не существует. Все-таки мы живем в информационном обществе, и отклик эксперта, написанный изящно и со вкусом, а, главное, с явной симпатией, к художнице можно считать самоценным. Выставка могла пройти, к примеру, в течение, трех часов, что сегодня не редкость и даже актуально, но появилась бы статья Селиверстова, и считайте, что культурное пространство региона расширилось, пусть и на один текст.

Что до самой выставки, то лично мне она показалась спонтанной, эклектичной и непродуманной, что вообще свойственно «сборным солянкам», призванным подтвердить статус или подвести творческие итоги, и лучшее, что представлено, это фотографии работ – портретных кукол, которые, по-видимому, уже проданы художницей и сейчас находятся в частных коллекциях.

Несколько портретных кукол, показанных на этой экспозиции, в количестве, кажется, четырех штук, производят очень сильное впечатление (особенно, когда в лицах кукол узнаешь портреты реальных людей, которых давно знаешь). Да и эскизы к постановке костюмов к спектаклю «Две стрелы» по Володину представляют зрителю профессионала оформительского дела, но что до батиков, или, допустим, ростовых кукол (или их делала вторая участница выставки?), то... Здесь происходит то, что я назвал бы «реверсом» в сторону такого неприглядного явления как «кулек» со всеми его неприятными коннотациями.

Понятно, что выставленные экспонаты - часть каждодневной работы художницы в качестве сотрудника ГКЦ, но, повторюсь ощущение непродуманности, спонтанности и какой-то необязательности присутствует, что явствует даже из выбора зала, предоставленного для размещения экспозиции. Кроме того, я вообще с большим подозрением отношусь к номинально персональным выставкам с двумя фамилиями на афише (к чему? зачем?), если это не подтверждено концептуально, о чем ниже.

В «Графике, куклах и батике» не подтверждено концептуально даже то, что имеется и выставлено. Поэтому, весьма нервно и неприкаянно выглядят действительно талантливые работы, а их у Галины Изотовой немало, что и подтвердил известный псковский искусствовед.

Что до другой «кукольной выставки», открывшейся в фойе областной универсальной научной библиотеки - «Кукольный этномир», то она смотрится вообще убого, уместившись в два стеклянных шкафа. Выставка, как сообщается,  организована при участии недавно созданного в поселке Черская музея этнографии и родиноведения «Чирски-крыница». Главная идея народного музея, -  сообщает пресс-релиз, - «возрождение и демонстрация быта русского селянина, для которого важнейшим аспектом было натуральное хозяйство, ткачество и рукоделие, умение жить в гармонии с окружающей природой, брать из нее все необходимое, не нарушая природного баланса».

Однако псковичи увидели поделки нескольких художниц, занятные, в фолк-стиле, но не более того, Соседствуя с книгами о кукольном этносе Молдовы, Украины, стран Балтии и стран Европы, этот явно просветительский проект лишь украсил фойе библиотеки, но мало, что реально представил, если мы говорим о продвижении народной культуры.

Продвижением псковской культуры в иных городах и весях продолжает заниматься псковский художник, представитель движения «ПсковАрт» Эдуард Шарипов. Он буквально несколько дней назад вернулся из далекой Тюмени, где сейчас участвует сразу в двух проектах в Тюменском музее изобразительных искусств: «Классики и современники» и «Псков-Тюмень».

«Классики и современники» - это экспозиция из собрания музея, начиная с картин западно-европейского и русского искусства, начиная с художников 17-го века и по наши дни. В экспозиции представлена одна работа Шарипова «Войди!», на которой изображен Иисус Христос.

Вторая выставка «персональная», и тоже «двойная», как и выше упомянутом в тексте случае, но здесь участие двух авторов более чем концептуально.

Дело в том, что ведущий художник Сибири (и это не преувеличение) Юрий Юдин из Тюмени и скромный псковский художник Эдуард Шарипов из Пскова (шутка) задумали и осуществили в этом году масштабный проект, который назвали просто:  «Псков - Тюмень».

Этой весной Шарипов ездил в гости к своему товарищу, где на протяжение полутора месяца они вместе выезжали на сибирские пленэры. В июле уже в Псков на полтора месяца приехал Юрий Юдин. И снова два художника чуть не каждый день ездили по живописным окрестностям Пскова (Изборск, Печоры, далее везде), в результате чего и явились более 100 работ, запечатлевших теперь уже Псков, но связанный с Тюменью невидимой творческой пуповиной. Псков - Тюмень, как два абсолютно различных топоса, объединенных единой принадлежностью к огромному пространству России.

По словам Эдуарда Шарипова, выставка, пропагандирующая Псков и его духовную миссию, вызвала большой резонанс в Тюмени, а манифест художника был даже растиражирован популярной тюменской газетой. В манифесте, по обычаю, любимые мысли Шарипова, о том, что на самом деле Псков – «это целая вселенная. Столица живописности и живописного мышления. Построение храма, местности – все это удивляет, В Пскове есть тайные знаки и особая энергетика, удивительное пространство, и мы даем ключи от этого пространства. – Заявили художники сибирякам. – И хотим показать в Тюмени то, что уже показывали в Пскове и Петербурге. Вы не поверите, но с нами несколько раз происходили настоящие чудеса. Надеемся, что это видно на наших картинах».

Как бы там ни было, а оценивать «чудеса» двух художников будут пока не равнодушные к живописи жители далекой Тюмени. Псковичам же с «чудесами» придется немного подождать, выискивая «загадки» в авторских портретных куклах, которые, согласно легенде, способны оживать по ночам, а днем – в зависимости от настроения или обстоятельств - изменять выражения лиц. 

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей