Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Не дураки, а гении

25.10.2010 18:37|ПсковКомментариев: 4

«Наив» на продажу

Я подошел к сундуку, на котором стояло блюдо с домашней выпечкой, взял пирожок и съел его. Пирожок оказался с картошкой. Вкусно, отметил про себя, и засунул в сумку огромное яблоко, а другое надкусил: сочно.

Такие вот ощущения. Полностью отвечающие и впечатлениям от развешанных на стене картин и картинок. Вкусно и сочно. «Наивное искусство», если пользоваться термином искусствоведческой журналистики.  

Именно так – картинами, яблоками и плюшками, то бишь вкусностями для языка и глаза, открыла псковская «Галерея на Герцена, 6» свой очередной сезон. Однако выставка «наивной» художницы из Петербурга Светланы Дружковой называется «Звуки и краски». Звуки – потому что по образованию Светлана музыкант, а живописью занялась сравнительно недавно, всего-то каких-то 10 лет назад, поступив в школу-студию Вячеслава Шраги.

- Как так вышло? – спросил я у художницы, придя на вернисаж и вычислив ее среди немногочисленной публики.

- И сама не знаю, - честно ответила она. - Как-то спонтанно совершенно! Не думала даже никогда, что буду рисовать. Но вот пять лет учебы у Вячеслава Шраги, взахлеб! Мне хотелось все постичь и рисунок, и живопись, и скульптуру. Рисовать, рисовать и рисовать. Все - и цветы, и пейзажи. Правда, до портретов я еще не дошла.

Автор представила псковской публике более 20-ти своих работ, выполненных по канонам так называемого «наива», что верно, но не совсем. «Наив» это не столько жанр или техника, сколько способ мышления. Его трудно или почти невозможно сымитировать, подделать. И здесь мы встречаем взгляд неофита, вдруг решившего реализоваться в абсолютно новом для себя виде человеческой деятельности. Чтобы узнать тайну постижения, нужно познакомиться с «откровениями» Дружковой.

Ее первая персональная выставка состоялась в 2005-м году. Результат превзошел все ожидания. Творчеством Светланы Дружковой заинтересовались кураторы питерской галереи «Борей», и за несколько лет картины художницы объехали чуть ли не полмира, порадовав ценителей «наива» в Германии, Турции, Израиле, Финляндии и Эстонии. Выставок уже больше сорока, в том числе в зале Союза художников Петербурга и в «Русском музее».

- Все говорят, что мои работы музыкальны. – Согласилась с мнением зрителей художница.- Этот ритм, видимо, никуда уже не денешь, ведь я музыкант. 

Нонконформизм и театр

Чем вкусный «наивняк» отличается от жесткого нонконформизма? Сто пятый театральный сезон в Народном Доме имени Пушкина, широкой публике больше известного под именем Псковского театра драмы, символично открылся спектаклем-митингом Семена Верхградского по пьесе Жана Ануя «Жаворонок» и выставкой-митингом известного псковского художника-нонконформиста Анатолия Жбанова «Российские сказы».

- Когда мне предложили сделать выставку в театре, я засомневался. – Выразил свое «кредо» Анатолий Жбанов в своем «предисловии» к вернисажу. – Что выставить? Красоту я понимаю по-своему: работаю над тем, что меня волнует. А волнует меня больше всего наша современность. Просмотрев множество своих работ, я отобрал из них 14, отражающих наш исторический опыт. История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии. Второй – в виде фарса. Цитируя нашего писателя Лескова, я призываю «наше растрепанное волокно» скрутить в одну крепкую бечеву». Для того, чтобы понять: Россия – страна не дураков, а – гениев!

Кого-то картины Анатолия Жбанова шокируют и сильно расстраивают, и такие зрители начинают скулить: «Не пугайте нас». А кого-то очень радуют. Потому что агрессивно и ярко демонстрируют неравнодушие художника к тому, что он видит. А видит он, живя в псковской глубинке, спивающуюся русскую деревню, всеобщее моральное разложение и социальный маразм. Изображая мерзости и гадости окружающей жизни, он ни в коем случае не является «певцом мрака», скорее наоборот, он зовет к лучам в темном царстве действительности. Искусство Жбанова есть доказательство от противного. Мощный сатирический заряд и склонность к поистине глобальным обобщениям не чужды его брутальной эстетике, где перемешаны публицистичность и сугубо театральный жест.

Зритель, которого коробит от острой провокативной мысли, должен бы бежать кубарем из театрального фойе в буфет, заливая эстетический шок крепкими напитками.

В избранном художника как старые хиты, например, «Семеновна, налей!», «Заслуженное счастье» и «Грачи прилетели», так и свежие творения мастера – «Бюрократ с сердцем квадрата Малевича». Натуралистичные картины стариков и деревенских алкоголиков, детей в корытах, все это свинство повседневности,  соседствуют с экспрессионизмом чистой мысли, часто на политические и философские темы.

Создается типично жбановская мистерия:  ядовитый чудовищно-абстрактный гриб, которым день за днем травится многострадальная, вымирающая Россия, страна, крест которой – бесконечная и дьявольская игра в «очко», где в качестве королей и валетов выступают национальные лидеры. Один, Горбачев, - с «перестроем», другой, Ельцин – с капстроем, третий – Путин, с лозунгом: «Мочить террористов», четвертый, Медведев, с призывом: «Вперед, Россия».

В своем приветственном слове зав литературной частью Любовь Никитина, то ли в шутку, то ли всерьез, предложила художнику Жбанову сотрудничество с театром, мол, искусство художника подчеркнуто театрально и зрелищно.

Писатель-шансонье Бологов

Удивил нынче и, пожалуй, один из самых известных псковских писателей, патриарх и мастодонт, Александр Бологов, который, придя в читальный зал Центральной городской библиотеки, на посиделки поэтического клуба «Лира», не только рассказал о себе и почитал стихи, но и выступил в качестве диджея.

Александр Бологов подготовил своим читателям сюрприз: включил магнитофон и продемонстрировал свои треки. А именно – три своих новых песни, автором которых, текста и музыки, он сам и является. Добавим – и сам же исполнил. Получился этакий шансон. Причем весьма недурственный. Если сделать профессиональные аранжировки, вполне можно запускать в эфир или, на худой конец, размещать в Интернете.

Что до разговора о литературе, то он вышел каким-то скомканным, невнятным, главным образом оттого, что член приемной комиссии Союза писателей России (а это весьма высокий пост в литературной номенклатуре) явно не пожелал влезать в политические дрязги. И отвечать на прямой вопрос: Почему нынешним псковским властям судьба местной писательской организации «по барабану»? - не стал.

Скорее всего, он и сам не знает. Говорят, что СП – это общественная организация, и в лучшем случае может надеяться на какие-то гранты. А еще лучше – искать спонсоров. Однако пока  факт остается фактом: псковские писатели, в отличие, к примеру, от своих орловских коллег, прозябают. Скоро их выгонят из оставшихся трех комнат мемориального подъезда на улице Ленина. Тогда как на те безумные деньги, которые кинули с барского плеча на «Всероссийскую масленицу», псковская литература могла бы существовать лет сто, никак не меньше.

Сейчас же молодые и не очень прозаики и поэты вынуждены писать в стол или публиковаться в Интернете, надеясь, что их заметят столичные издатели. Один из выступающих резонно заметил: «Как при таком отношении к писателям, у чиновников вообще поворачивается язык говорить о культуре, совершенно непонятно».  И все присутствующие, включая обласканного славой литератора, согласились.

А жизнь, между тем, как поется в шансоне Бологова, - «... бежит-качается, а жизнь спешит-кончается, ничто не возвращается, а только обещается вернуться».

Саша Донецкий 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей