Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Музыка нас связала

02.11.2010 09:43|ПсковКомментариев: 7
Что такое «Крестодвижение»?

«Крестодвижение» - именно так директор Музея нонконформистского искусства Евгений Орлов назвал один из самых выстраданных проектов последнего времени, передвижную выставку, объединившую художников различных направлений, школ современного искусства и даже городов. Художническая география проекта широка, это Санкт-Петербург, Москва, Зеленогорск, Петрозаводск и Псков. Работы Е. Орлова, С. Ковальского, Ю. Рыбакова, Н. Сычева, В. Гарде, А. Визиряко, Д. Маркуля, Ф. Орлова, С. Цвиркуновой, В. Шмагина, В. Зориной и Вл. Зорина, А. Жбанова, Э. Шарипова и Т. Юсупова оказались в одном выставочном пространстве и под одним названием, подзаголовок которого: «Александр Невский и русские святые в современном искусстве» - не менее значим, чем термин «Крестодвижение».

Из Санкт-Петербурга выставка отправится сначала в Великий Новгород, а затем, в начале будущего года, в Петрозаводск. Это из того, что намечено на ближайшие месяцы, хотя в планах организаторов большое турне по городам Сибири и вероятный выезд «Крестодвижения» за границу. Для нас, псковичей, важно, что в проекте приняли самое деятельное участие два художника из Пскова – Эдуард Шарипов и Анатолий Жбанов. Мало того, что они давно и плодотворно сотрудничают с петербургским Арт-Центром на Пушкинской, 10, но, как оказалось, их творчество органично вписалось в концепцию, которая явилась не в качестве творческого «задания» художникам, а как своего рода органичный «итог» их мировоззренческих устремлений и продиктованных этими устремлениями визуальных решений.

В программе проекта емко сформулировано религиозно-философское обоснование «Крестодвижения» как духовного пути человека, «пути Преображения»:

«Художники предлагают альтернативу «технологичности» искусства XXI века. Отстраняясь от ежеминутного, они возвращаются к символам, первообразам, лежащим в основе существования и развития бытия.

Крест относится к наиболее древним символам и, несмотря на его визуальные отличия в рамках той или иной культуры, он несет в себе единый сакральный смысл для всех народов, являя собой символ вечной жизни. Тема бессмертия занимает умы философов, ученых, художников и поэтов уже не первое тысячелетие. Наряду с мифами и легендами история изобилует именами великих подвижников и аскетов, заложивших основу Пути к познанию истины и бессмертия, как одного из ее таинств. А путь есть всегда движение, «движение креста».

Жаль, что на карте движения проекта город Псков не отмечен.

«Культура за копейки», или Музыка как социальный лифт

Полвека назад в Пскове было основано Псковское областное музыкальное училище, которое после преобразования в 2006-м году существует в качестве музыкального отделения колледжа искусств. Юбилейным мероприятиям была посвящена пресс-конференция в Общественном пресс-центре. В диалоге с журналистами приняли участие руководители и педагоги колледжа, рассказавшие не только о программе торжеств, но и проблемах, с которыми музыканты встречают пятидесятилетний юбилей. По сути, мы отмечаем юбилей музыкального образования региона.

- Пятидесятилетие музыкального училища - событие важное не только для музыкального образования. Все-таки, преподаватели учреждения пропитывают культурой весь город и регион. И даже люди, не выбравшие музыку своей главной профессией, будут отмечать этот юбилей, - продекларировал пафос момента директор колледжа Егор Студинов, недавно и, надо сказать, весьма неожиданно назначенный на этот высокий пост, вероятно, для исполнения первоочередной организационной задачи: встраивания этого учебного заведения в глобальный болонский процесс.

Говоря о нынешнем состоянии музыкальной культуры, музыканты не смогли умолчать о скудном вознаграждении провинциальных музыкантов за их труд, а известный псковский саксофонист Аркадий Галковский предложил даже ввести надбавки к зарплате музыкальных работников.

- В наши дни рушится система, заложенная советской властью. И вся культура у нас копейки стоит. Поэтому и падает престиж профессии музыкального работника. Кадры стареют, а молодые не хотят работать за копейки. И так будет, пока государство не перестанет спекулировать на нашем энтузиазме в своих, пусть даже хороших, целях. Иначе мы потеряем систему: «музыкальная школа - музыкальное училище - консерватория», - с горечью констатировал саксофонист.

В свою очередь секретарь Общественной палаты Псковской области Леонид Трифонов, который 25 лет проработал в Псковском музыкальном училище, не стал замалчивать проблем, поднятых учеником и коллегой:

- Теряется интерес к профессии, - признал заслуженный преподаватель. - Что я вижу сейчас? Нет одухотворенных лиц учащихся. Спрашиваю у них: «Хотите преподавать?» «Нет, - отвечают, - мама приказала поучиться». Нужно сделать так, чтобы после окончания колледжа, музыканты были трудоустроены, а их талант - востребован, - отметил Леонид Трифонов и сравнил музыкальное образование со спортом, который, как известно, часто служит «социальным лифтом» для детей из малообеспеченных семей. Музыка, исполнительское искусство, по мнению педагога, также способно поработать таким «социальным лифтом» для многих способных псковичей.

«Консервы» от Никиты Михалкова

«Консервы» так назывался бездарный фильм, снятый племянником «барина всея Руси» Егором Кончаловским. Дядя предложил россиянам консервы для ума. Ибо, вне сомнений, одним из самых резонансных событий в общественной жизни страны стал Манифест просвещенного консерватизма «Право и правда», опубликованный известным кинорежиссером, председателем правления Российского фонда культуры Никитой Михалковым.

Несколько абзацев своего программного документа Михалков посвятил таким важным понятиям как «Культура» и «Традиция», где определил свое понимание этих терминов.

«Культ определяет культуру, а культура воспитывает нацию, - констатировал автор Манифеста. - Она формирует личность, организует общество и конституирует государство. Культура обнимает собой весь мир окружающих нас вещей, свойств и отношений».

С этим начальным тезисом трудно спорить, настолько он фундаментален и универсален, однако с последующими положениями документа невозможно согласиться, именно в силу их однозначной идеологической начинки и размытости «отрицательных» понятий. Михалков вводит концепт «ложной культуры»:

«Сегодня мы столкнулись с экспансией ложной культуры. С культурой, представляемой как вещь и потребляемой как товар. С «культурным ширпотребом», которым можно овладеть при самых незначительных способностях, без всяких интеллектуальных усилий и по самой дешевой цене. Мы должны противостоять ложной культуре и противопоставить ей культуру истинную».

Эта декларация Михалкова представляется нам чрезвычайно размытой, пафосной, демагогичной и даже опасной. Потому что непонятно, кто будет устанавливать и регламентировать, какая культура «истинная», а какая «ложная»? Где и каковы критерии «истины» и «лжи» в культуре? И не является ли сам автор нашумевшего «Манифеста» проводником как раз ложной, а не истинной культуры?

По крайней мере, потребитель «культурных продуктов» вправе поставить вопрос именно так. Разве фильмы самого Михалкова не являются товаром, особенно в современных рыночных условиях? Ведь на их создание были потрачены немалые деньги и ресурсы, после чего они были выпущены в прокат или записаны на носители. Ко всему прочему эстетические и этические качества этих «продуктов» можно оценить по-разному. Скажем, можно утверждать, что ранний фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», снятый в жанре боевика, учит зрителя насилию. И вообще - не относится к категории высокого искусства, эксплуатируя низкие чувства и потребности человека. Более того, игровое кино как преимущественно развлекательный вид искусства, не может претендовать на звание «истинного».

Иначе говоря, изложенная Михалковым позиция - весьма уязвима, да и другие тезисы внутренне пусты и, что называется, не подлежат верификации.

Например: «Истинной культуре нас никто не научит». Позвольте спросить, почему? Или: «Принципом истинного культурного развития является «вооруженная эволюция» или эволюция, которая умеет защищаться».

Дальше - больше. В разделе «Традиция» Михалков договаривается не просто до консервативных положений, а уже прямо проповедует реакционность как способ жить, как образ жизни, построенный на подчинении и послушании:

«Консервативную традицию от радикальной новации любого толка отличает то, что она не рационалистична, а мистична» и «Революция как принцип и способ решения политических, экономических, культурных и социальных проблем нами отвергается. Мы отрицаем ее не только в прямой форме - как кровавый бунт и тотальное насилие - но и в скрытом виде - как ползучее государственное разложение, хроническую общественную болезнь и духовное обнищание человека. Пришло время сказать: революции закончены - забудьте!»

Надо ли здесь говорит, что с подобным подходом к культуре человечество до сих пор не вылезло бы из пещер, а вся культура укладывалась бы сегодня в ритуальные пляски у костра и наскальные граффити.

Более того, если бы культура СССР и России строилась по той модели, которую пытается навязать обществу Михалков, то сам бы он как режиссер, вряд ли бы состоялся.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей