Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Дохлый лев зимой, фрагменты бытия и стране нужна поэзия, на!

22.03.2011 12:15|ПсковКомментариев: 9

Мужчины-забавники

Народ явно пришел в театр «на Тарзана», то бишь Сергея Глушко, то бишь мужа популярной певицы Наташи Королевой. Во всяком случае, зал был полон, ложи блистали, а в афише, кроме знаменитого стриптизера, значились еще Владимир Конкин и народная артистка СССР Зинаида Кириенко. И это не считая молодых артистов, завсегдатаев сериалов, о которых лично я ничего не знаю и знать не хочу, зато для публики они выступают в роли «манков».

Театр-антреприза Ольги Глубоковой (она выступает в двух ипостасях – продюсера и режиссера) представил псковской публике спектакль «Мужские забавы». Странное, если не выразиться жестче, название постановки настраивало на игривый лад. Что за «мужские забавы» такие? Думалось, раз участвует Тарзан тире Сергей Глушко, значит, стоит ожидать чего-то веселого, пикантного, буквально забавного.

Но не тут-то было. Во-первых, организаторы гастроли огорошили публику тем, что в фойе не продавались программки. То есть вообще никаких программок не было! Вот как хочешь этот факт, так и понимай.

Все мы знаем, что в антрепризных спектаклях часто заменяются актеры, ну да Бог с ними, но необходимо же хотя бы представлять, какие герои выйдут на сцену. Да и что за пьесу нам собираются показать?

В аннотации, которую я выпросил у администратора театра, сообщалось, что в спектакле «Мужские забавы» рассказывается о времени правления короля Англии Генри II. «Это эпоха бурных страстей, интриг, эпоха властных красавиц-королев и властолюбивых принцев. Недаром сложено столько легенд о старшем сыне Генри II – Ричарде Львиное сердце. История семьи Генри II – это хитросплетения интриг, беспощадная борьба за корону, любовь, сжигающую дотла, ненависть, способную убить».

Были также обещаны «роскошный язык, динамизм происходящего, детективность сюжета, пиршество чувств, яркость образов, искромётный юмор и эстетизм».

Что ж, спасибо и на этом, вот только зрителям, я уверен, не имевшим на руках перед глазами аннотации, поначалу пришлось долго гадать, кого и что им предстоит увидеть на сцене.

Во-вторых, сшибало с ног и здравого смысла само название – «Мужские забавы». За каким, извиняюсь, фигом, Ольге Глубоковой понадобилось покуражиться над классическим брендом – знаменитой пьесой «Лев зимой» («Тhe Lion In Winter») Джеймса Голдмена, я так и не «догнал». Массовому зрителю эта пьеса больше известна по одноименному кинофильму, в 1969-м году получившему Оскара. В роли короля Генри там снимался Питер ОТул, в роли Ричарда Львиное Сердце – молодой Энтони Хопкинс, а в роли Алиеноры Аквитанской – Кэтрин Хёпберн. Еще в фильме участвовал юный Тимоти Далтон.

В московской постановке британских актеров, видимо, должны были превзойти Владимир Конкин, Зинаида Кириенко и, разумеется, несравненный Тарзан.

Но не превзошли.

Как и ожидалась, произошла замена: вместо постаревшего Володи Шарапова на сцену вышел Сергей Джигурда, старший брат скандального Никиты Джигурды.

Джигурда-старший сыграл Короля и, следует признать, сыграл очень недурно, может быть, лучше всех. Хотя и Зинаида Кириенко была «на уровне», не блистала, но и в грязь своим ухоженным красивым пожилым лицом не упала. А вот что до «мальчиков», то здесь случился конфуз. Уровень молодых актеров, имена и фамилии коих, за неимением все той же программки остались неизвестны, явно не дотягивал до корифеев.

Что касается Тарзана в роли Ричарда Львиное Сердце, то лично мне он запомнился исключительно непомерно «раскачанной» формой груди, или как любят шутить профессиональные бодибилдеры, «сисек».

Сергей Глушко уже приезжал в Псков лет пять назад и тогда смотрелся гораздо стройней и рельефней. В последнее же время, вероятно, из-за переедания анаболиков его расперло до какой-то уже патологической гипертрофии. И так как костюм, обнажающий «сиськи» стриптизера, был рассчитан именно на этот эффект: поражать внимание публики исключительно телесами, об игре Тарзана сказать что-либо вразумительное, - трудно. Однако следует признать, что муж Наташи Королевой никуда не проваливался и был не хуже всех остальных.

Нельзя сказать, что костюмы, музыкальное оформление, некое подобие привезенной декорации, да и весь спектакль, страдали тем качеством, что зовут у нас «чёсом по Мухосранскам». Совсем нет, это был добротный в целом и  зрелищный продукт, но абсолютно неактуальный. То есть к современному театру эта антреприза не имела никакого отношения. Спектакль, причем весьма средний по художественной мысли, явился будто из самых затхлых пространственно временных складок середины века. «Лев зимой» получился какой-то дохлый. Ах, да! Я и забыл. Это же был не «лев», а «мужские», будь они не ладны, «забавы».

Может быть, поэтому лично я полспектакля откровенно проспал, следя за невнятным для меня действием вполглаза.

Фрагменты бытия

Так назвала свою очередную персональную выставку, открывшуюся в читальном зале Центральной городской библиотеки на Конной, Ирина Гурская. И это именно «фрагменты», и именно «бытия», тут уж не прибавить – не убавить.

На открытие пришло много художников, которые много говорили, что художникам, в общем-то, не свойственно, а это значит, что искусство Ирины их как-то задело, зацепило, заставило подбирать слова.

Нонконформист Анатолий Жбанов, глядя на работы, которые он, кстати говоря, помогал оформлять и развешивать по залу, принялся говорить о духовности в искусстве, про кисть как продолжение руки. Валентин Решетов задавал художнице множество вопросов и сравнил ее изображения с японским искусством. Игорь Макеев долго, но как-то невнятно бормотал что-то о том, что видно, как «дорожные заметки, впечатления во время путешествия по жизни», по итальянски, «импрессиони» (это все определения самой художницы), растут из академической школы (это уже наблюдение Макееева).

Лично мне запомнился диалог об искусстве, который вспомнил Макеев.

Разговаривают два художника, рассматривая картины.

- Что это? – Спрашивает один.

- Ну, это вот... – Отвечает другой.

И самой главное, что этого вполне достаточно. Косноязычно, но крайне содержательно. Пир духа, одним словом, вернее, двумя словами.

Сама Ирина Гурская в самопрезентации наворотила сплошных «импрессиони»: «Это взгляд пилигрима, который перемещается не только в пространстве, сколько во времени и готов задержать свой взгляд как на свете плодов южной Италии, напоенных водой монастырских видах Печор, бескрайних серебряных водах Селигера, так и на быстро меняющихся перед глазами видов бесконечных дорог России... Уже нет и времени для длительных осмыслений реальности. Остаются только кратковременные вспышки «моменти мори» для быстрой неформальной живописи. Оно не то, чтобы интереснее, но правдивее фигуратива...»

При всей претенциозности этого заявления, самое удивительное, что все сформулированное – верно. Достаточно взглянуть на картинки Ирины Гурской.

А она неожиданно призналась публике:

- Хочу быть понятной.

Стране нужна поэзия, на!..

В понедельник, 21 марта, мир отметил Всемирный день поэзии.

Все в той же приснопамятной библиотеке на Конной, все в том же читальном зале, накануне, в воскресенье, клуб «Лира» с более чем тридцатилетней историей отметил день поэзии. Не просто чтением стихов, своих и чужих, а презентацией новой книжки стихов Евгения Самуйлова и его дочери Марии - «Домино».

В очередном, чуть ли уже не одиннадцатом по счету, сборнике Евгения Самуйлова участвует и его дочь семнадцатью стихотворениями, написанными в 2001-м году. Подборка называется «сон» или «мечта», поскольку во французском языке это одно слово. У Марии имеется стихотворение на французском, она прямо, как Пушкин, который, как известно, начинал в юности писать стихи именно по-французски. И, кроме других своих виршей, Мария прочла публике и стихотворение на языке Верлена. Так что в канун Международного дня поэзии у нас в Пскове звучали стихи на ином языке.

Сегодня, когда заговорили пушки (я имею в виду события в Ливии), Музы вроде бы должны заткнуться. Но наверняка все, кто любит поэзию, отметит этот неформальный праздник версификаторов хотя бы парой свежих строф.

Те же, кто сам не сочиняет, а только любит стихи, откроют любимые томики.

И стихи свободно потекут...

Саша ДОНЕЦКИЙ
ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 227 человек
Лента новостей